ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРЕ 7 1.1 Зрительное восприятие и особенности его развития в дошкольном возрасте 7 1.2 Сущность понятий игра и ее роль в развитии зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 15 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 24 2.1 Организация, методы и результаты исследования 24 2.2 Разработка и частичная апробация игр для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительного восприятия 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре

курсовая работа
Психология
50 страниц
81% уникальность
2021 год
77 просмотров
Кочеткова С.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ИГРЕ 7 1.1 Зрительное восприятие и особенности его развития в дошкольном возрасте 7 1.2 Сущность понятий игра и ее роль в развитии зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 15 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 24 2.1 Организация, методы и результаты исследования 24 2.2 Разработка и частичная апробация игр для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительного восприятия 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Читать дальше
Актуальность. Одной из целей воспитания в детском саду является подготовка дошкольников к обучению в школе. Первыми опорными точками для обучения ребенка в школе становится то, что он видит и слышит. Поэтому важнейшим условием успешного обучения ребенка будет то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика, т.к. больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Нарушение зрения или полная слепота значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира, осложняет его психическое и физическое развитие.


Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по международному праву. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!


. Зрительное восприятие – ведущий познавательный процесс развития ребёнка дошкольного возраста, который помогает ему формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Нарушение зрения оказывают отрицательное влияние на слаженность триединства механизмов зрительного восприятия, негативным образом влияют как на уровень психофизического развития детей в целом, так и на уровень зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности. Трудности в обучении у данного контингента обусловлены, прежде всего, своеобразием проявления основных свойств восприятия. Так, например, при патологии зрения ослабляется интерес детей к зрительной среде, что влияет на такие свойства зрительного восприятия, как активность и избирательность. Нарушение предметности зрительного восприятия часто приводит к схематизму зрительных образов. В условиях нарушенного зрения страдает целостность зрительного восприятия. Зрительный образ становится фрагментарным, что обусловливает неполное и неточное отражение в сознании ребёнка внешнего мира. Кроме того, в условиях зрительной недостаточности формирование и опознание зрительных образов имеет особую специфику. Ухудшение качества и скорости различения признаков объектов снижает константность восприятия. Возникновение трудностей при вычленении ребёнком в объекте существенных признаков, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности. Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий учителя-дефектолога, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам. От уровня развития зрительного восприятия зависит становление функций, внимания, речи, интеллекта. В системе коррекционной работы с дошкольниками большое внимание уделяется выбору форм и методов обучения. В виду того, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, вызывающим позитивные качественные изменения в психике ребенка, в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением зрения приоритет отдается игровым видам деятельности, формам и приемам работы. Детская игра оказывает влияние на весь ход и результат развития ребенка-дошкольника. Именно благодаря включенности ребенка в игру происходит развитие его мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения и деятельности, формирование внутреннего плана действий, а также развитие когнитивной сферы, в том числе высших форм перцептивной деятельности. Особое значение в развитии дошкольников, в том числе и с нарушением зрения, принадлежит дидактическим играм, как одному из наиболее доступному, интересному и эффективному средству обучения детей. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. По характеру воздействия на процесс развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения дидактические игры можно разделить на 2 группы. Первая группа – это дидактическая игра для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения – они развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Ко второй группе относятся логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта, с их помощью дети учатся классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и различительным признакам. Представление о зрительном восприятии как о сложном системном процессе базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты. Исследованием проблемы зрительного восприятия занимались: А.Запорожец, А.Ю. Лурия, Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, Л.А. Венгер, М.М. 4 Безруких Цель исследования: теоретическое изучение и экспериментальное исследование развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре. Объект: зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет: развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в игре. Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения зрительное восприятие характеризуется такими особенностями, как нарушение целостности отражения свойств объектов, недостаточная полнота и дифференцированность зрительных представлений, низкий уровень представлений о цвете, форме, величине предметов. Задачи исследования: 1. Изучить зрительное восприятие и особенности его развития в дошкольном возрасте. 2. Раскрыть сущность понятий игра и ее роль в развитии зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 3. Подобрать диагностические методики и провести экспериментальное исследование особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 4. Разработать и частично апробировать игры для детей с нарушением зрения, направленных на развитие зрительного восприятия. Методы и методики исследования: 1) методы теоретического анализа научной литературы; 2) экспериментальные методики: – методика «Группировка цвета» Л.Б. Осипова; – методика «Формы» Л.Б. Осипова; – методика «Величины» Л.Б. Осипова; – методика «Воспроизведение сложной формы» Л.Б. Осипова. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 260» города Новокузнецка. В исследовании предположительно принимало участие 10 детей старшей группы с нарушениями зрения. Возраст детей 5-6 лет.

Читать дальше
Анализ психолого-педагогической литературы и анализ методик позволили изучить особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. В ходе теоретического анализ была дана характеристика основных понятий исследования, видов восприятия, особенностей зрительного восприятия, его свойств. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании объективной и субъективной реальности с помощью органов чувств. Под зрительным восприятием понимается результат деятельности зрительной анализаторной системы, который возникает на основе зрительных ощущений и включает сенсорную обработку визуальной информации. зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение; это сложная, системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания у детей с нарушением зрения. Свойствами зрительного восприятия являются константность, предметность, целостность, избирательность. В онтогенезе зрительное восприятие формируется с младенческого возраста и совершенствуется в период дошкольного детства. Физиологический механизм зрительного восприятия детей с нарушениями зрения остается таким же, как у детей с нормальным зрением, но есть снижение некоторых особенностей восприятия. У детей с нарушением зрения ведущей остается зрительная ориентация, что отражается на объеме, качестве и скорости получаемой поврежденным анализатором информации. Это влечет за собой обеднение чувственного опыта ребенка, затруднение ориентировки в пространстве, дисгармоничное развитие сенсорных и интеллектуальных функций, что влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Зрительное восприятие детей с нарушением зрения зависит от характера заболевания, остроты зрения, наличия вторичных нарушений. Общим является то, что узнавание и опознание изображений у детей с нарушением зрения является ошибочным и схематичным. Зрительные представления у детей с нарушением зрения являются неполными и недифференцированными. Игра является не только ведущей деятельностью в период дошкольного детства, но и самоценной деятельностью, которая дарит ребенку ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Игровая деятельность позволяет дошкольнику достичь полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому сообществу, в котором царит свободное общение равных. Игровую деятельность часто рассматривают в качестве самостоятельной деятельности дошкольников, которая происходит отдельно от взрослого. Однако иногда возникают ситуации, когда дети не в состоянии самостоятельно придумать себе привлекательную и интересную игру с четко осознанными правилами, и уж тем более – превратить данные правила в предмет своей игры. На основании результатов исследования было выявлено, что у детей существуют следующие проблемы в развитии зрительного восприятия: недостаточный объем восприятия; наличие дополнительных оптико-пространственных нарушений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что подтвердилась гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста зрительное восприятие характеризуется такими особенностями, как нарушение адекватности и целостности отражения свойств объектов, недостаточная полнота и дифференцированность зрительных представлений, низкий уровень представлений о цвете, форме, величине предметов.
Читать дальше
1. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии / Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский, А. В. Хватов. – Москва: Медицина, 2012. – 496 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург: Невское время, 2011. – 122 с. ISBN 978-5-369-01584-1. – Текст : непосредственный. 3. Выготский, Л. С. Основы дефектологи/ Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Лань, 2014. – 654 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 4. Грегори, Р. Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия/ Р. Л. Грегори. – Москва: Погресс, 2014. – 271 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 5. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у детей: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. – Москва: Школа-Пресс, 2012. – 294 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 6. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман. – Москва, Просвещение: 2014. – 140 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 7. Денисенко, В. Н. Особенности психофизиологического подхода к исследованию проблемы восприятия/ В.Н. Денисенко – - Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2015. – № 2. – С. 167-173. 8. Дети с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. – Москва: Педaгoгикa, 2012. – 264 с. – ISBN 978-5-369-01584-1. – Текст : непосредственный. 9. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск, 2014. – 113 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 10. Ежкова, Н. С. Развитие зрительной памяти у старших дошкольников: экспериментальный анализ/ Н. С. Ежкова, Н. В. Лещенко // Академия педагогических идей Новация. – 2018. – № 4. – С. 40-47. - Ежемесячный. – ISSN 729-5068. - Текст : непосредственный. 11. Ермаков, В. П. Oснoвы тифлoпедaгoгики: рaзвитие, oбучение и вoспитaние детей с нaрушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва: ВЛAДOС, 2015. – 240 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 12. Ермолович, З. Г. Тифлопсихология: чувственное отражение мира в условиях визуальной депривации: учебно-методическое пособие / З. Г. Ермолович. – Минск, 2010. – 210 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 13. Запорожец, А. В. Восприятие и действие/ А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. – Москва: Просвещение, 2011. –324 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 14. Земцoвa, М. И. Oбучение и вoспитaние дoшкoльникoв с нaрушениями зрения / М. И. Земцова. – Москва: Прoсвет, 2010. – 160 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 15. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология/ Т. П. Зинченко. – Москва: МПСИ, 2012. – 608 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 16. Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно-методическое пособие / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Замашнюк, И. Н. Никулина, Е. Б. Быкова. – Киров: МЦНИП, 2013. – 264 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 17. Каплан, Р. Сознательное зрение. Глаза помогают нам изменить свою жизнь/ Р. Каплан. – Москва: ИД «София», 2013. – 272 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 18. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – Санкт-Петербург: РГПУ, 2010. – 271 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 19. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 319 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный. 20. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца – Текст : непосредственны – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2005. – 144с. 21. Никулина, Г. В. Развитие зрительного восприятия: учеб. пособие / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Замашнюк. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 188 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. 22. Новоселова, С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений / С.Л. Новоселова, Н.А. Реуцкая. – Москва : Центр инноваций в педагогике, 2017. – 64 с. – ISBN 978-5-8353- 1971-8. Текст : непосредственный 23. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / С.Л. Новоселова. – Москва: Просвещение, 2017. – 276 с– ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный 24. Осипова, Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения: дис. ... канд. пед. наук / Л. Б. Осипова. – Челябинск, 2010. – 263 с. – Место защиты: ЧГУ. – Текст : непосредственный. 25. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ под ред. Л. И. Плаксиной. – Москва: Экзамен, 2011. – 256 с. – ISBN 978-5-369-01584-1. – Текст : непосредственный. 26. Плаксина, Л. И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 162 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный 27. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 325 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный 28. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста/ Л. И. Солнцева. – Москва: Полиграф-Сервис, 2013. – 121 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный 29. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. Москва: Наука, 2017. – 140 с. – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный 30. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие / Л. Ф. Фомичева. – Санкт-Петербург: Каро, 2015. – 249 с . – ISBN 978-5-4475-9494-7. - Текст : непосредственный
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Органы государственного принуждения понятия и признаки
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
календарный план производства работ
Количество страниц:
1
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Строительство и архитектура
курсовая работа
Анатомия и физиология ЦНС- есть ли гендерные различия
Количество страниц:
20
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Анатомия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image