ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………. 1.1. Генетико-моделирующий метод исследования личности ………… 1.2. Феномен идентичности личности в современных зарубежных исследованиях ……………………………………………………………………. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….. 2.1. Кризисы профессионального становления личности и их типология 2.2. Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления личности……………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Понятие и сущность личности в отечественной и зарубежной психологии

курсовая работа
Психология
46 страниц
86% уникальность
2021 год
20 просмотров
Киселева Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………. 1.1. Генетико-моделирующий метод исследования личности ………… 1.2. Феномен идентичности личности в современных зарубежных исследованиях ……………………………………………………………………. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ………………….. 2.1. Кризисы профессионального становления личности и их типология 2.2. Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления личности……………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
Читать дальше
Актуальность исследования. Изучение личности является одной из основных проблем, к которой обращаются психология, философия, социология, история; литература. Исследователей интересует как формируется и развивается личность, какова ее структура и типичные проявления. Теории, изучающие: структуру личности, выделяют определенные элементы личности, и описывают их взаимосвязи.


Многие хотят знать, где можно заказать контрольную недорого , переходите на сайт Work5 и рассчитайте стоимость своей работы.


Изучение личности, чаще всего, связано с поиском какого-либо константного признака, свойства, качества, позволяющего проследить, его у человека или группы людей, что дает возможность выделить и описать типологическую группу. Именно устойчивость признака, свойства или качества, позволяет личности оставаться в чем-то постоянной, однако в своих проявлениях она имеет и определенную долю изменчивости. Изменчивость и устойчивость – значимые диспозиции личности. Поэтому представляется важным взглянуть на личность сквозь призму этих категорий. Тенденции, ведущие к устойчивости или изменчивости личности, проявляются в связи с воздействием окружающего мира, который достаточно устойчив и, в тоже время изменчив. Нарастание объема изменений в мире, увеличение их скорости, ведет, к постановке: вопроса о реагировании личности на изменения; встает проблема принятия или отвержения личностью изменений; поиска механизмов, позволяющих личности меняться или оставаться неизменной. Нас интересует соотношение устойчивого и изменчивого в личности, возможность построения типологии личности с точки зрения преобладания в личности той или иной тенденции. Основные комплексные исследования развития человека в зрелом возрасте связаны с именем Б.Г. Ананьева. Под его руководством были начаты исследования, связанные с изучением возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослых (Б.Г. Ананьев, Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, Л.Н. Кулешова, Е.И. Степанова, А.А. Реан и др.). В последние годы были проведены обширные исследования в области акмеологии субъекта деятельности. Развитие этого направления связано с исследованиями А.А. Бодалева А А Деркач, В. Зазыкина, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.П. Ситникова, Л.А. Рудкевич и других. Целью данного исследования является изучение особенностей развития личности и факторов, которые на нее влияют. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Описать проявления установок на изменение и сохранение при взаимодействии с феноменами среды. 2. Проанализировать генетико-моделирующий метод исследования личности. 3. Выявить типичные проявления установок на сохранение и изменение у людей с разным опытом взаимодействия. 4. Изучить феномен идентичности личности в современных зарубежных исследованиях. 5. Охарактеризовать основные кризисы профессиональной жизни применительно к возрастным этапам развития. Объект исследования – установки людей с разным опытом взаимодействия. Предмет исследования – тенденции на сохранение и изменение, проявляющиеся в виде установочных реакций, отражающих типические характеристики личности. Методологическую основу исследования составили ведущие принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, включающий в себя весь онтогенез человека, исследования в области психологии жизни, субъективный подход к развитию личности. Достоверность и достоверность полученных в ходе исследования данных обеспечивается опорой на основные теоретико-методологические положения профессионального становления личности, разработанные в отечественной психологии, с использованием научно обоснованных методов исследования, а также сочетания количественного и качественного анализа. Гипотезы исследования: 1. Личность является носителем двух тенденций: тенденции сохранения Я» и тенденции изменения «Я», находящихся в постоянном взаимодействии1 друг с другом. Доминирование одной тенденции определяется опытом взаимодействия и предполагает наличие второй тенденции, присутствие которой и выступает условием развития личности. 2. Доминирование одной из тенденций связано с опытом взаимодействия личности со средой, ее развитием и не исключает проявления в личности второй тенденции. 3. Доминирование в личности одной из тенденций (на сохранение или изменение) проявляется как готовность к определенному действию, то есть как установочная реакция. Реализация той или иной установки в ситуации взаимодействия ведет к формированию моделей поведения, со временем закрепляющихся и становящихся устойчивыми чертами личности. 4. Анализ установочных реакций может быть использован как одно из оснований для построения типологии личности, поскольку позволяет выявить типичные поведенческие реакции личности и устойчивые личностные черты. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе сравниваются основные показатели кризисов профессионального и возрастного развития, уточняются и описываются синдромы кризисов профессионального развития, представлены закономерности личностного профессионального развития и определяются факторы, влияющие на него. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты исследования позволят разработать адресную психологическую помощь профессионалам с учетом возрастных и личностных особенностей, а также разработать меры, направленные на оптимизацию профессиональной среды для предотвращения кризиса развития. Эти исследования могут быть использованы в профессиональном образовательном процессе в виде специально разработанных программ психологической поддержки профессионального развития личности. Кроме того, результаты этого исследования могут быть включены в специальный курс обучения психологов. Структура статьи соответствует целям, задачам и предмету исследования, состоит из введения, двух разделов, содержащих пять подразделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем текста – 46 страниц, в том числе 6 страниц списка использованных источников (48 наименований).

Читать дальше
Подводя итоги нашего исследования приходим к следующим выводам: 1. Личность выступая активной структурой в развивающейся системе отношений, оказывается носителем двух тенденций: тенденции к сохранению, воспроизведению родового опыта и тенденции к изменению, «расширенному воспроизводству», что обеспечивает появление инноваций. Соответственно мы предполагаем, что эти тенденции обнаруживаются в виде установок на сохранение и изменение и проявляются как предрасположенность индивида или группы индивидов определённым образом реагировать, на явления действительности, его (их) некоторую систему оценок, представлений объектов среды, а также готовность действовать по отношению к ним определённым образом. Феномены среды имеют разную природу и различную субъективную значимость для людей, они не являются однопорядковыми, рядом расположенными элементами. Было обнаружено, что наиболее значимым феноменом среды во всех исследуемых группах является такой феномен среды, как «субъекты взаимодействия». Кроме того, выявлена существенная значимость, феномена «организации». Если обратиться к специфике восприятия субъективной-ценности, феноменов в зависимости от опыта взаимодействий, то для учащихся «наиболее значимым является такой феномен среды как «объекты взаимодействия», а для работающих респондентов – «ситуации взаимодействия» и «информационные потоки». 2. Установки на сохранение и изменение по-разному проявляются относительно феноменов среды. При этом, доминирование установки на изменение связанно со следующими феноменами среды: «объекты взаимодействия», «информационные потоки» и «ситуации взаимодействия». Доминирующая установка на сохранение связана с феноменом среды «субъекты взаимодействия». 3. Установки на отдельные феномены среды в совокупности образуют устойчивые установочные реакции, которые могут быть рассмотрены как проявление тенденций личности на сохранение и изменение. С помощью факторного анализа были выделены личностные факторы, отражающие направленность «Я» на изменение или на сохранение (изменчивость «Я» и устойчивость «Я»). 4. Если обратиться к анализу выраженности тенденций личности на изменение и сохранение, то можно увидеть преобладание показателей фактора изменчивость «Я» над показателями фактора устойчивость «Я». Скорее всего, это отражение реалий современного мира, который «призывает» к постоянным изменениям. 5. Показатели личностных установочных факторов увеличиваются в зависимости от опыта взаимодействий. Мы полагаем, что данную закономерность можно объяснить тем, что личность школьника ещё находится в стадии формирования, в то время как студенты и более взрослые люди проявляют большую активность относительно среды. 6. Устойчивость «Я» прямо пропорционально-связана с тревожностью личности: чем выше тревожность, тем выше показатель устойчивости «Я»; Что касается изменчивости «Я», то здесь существует обратно пропорциональная связь. То есть чем ниже тревожность, тем выше: стремление человека к: изменчивости. Мы склонны видеть в данной закономерности отражение защитного механизма: чем выше тревожность, тем выше желание человека сохранить и закрепить имеющееся, что, в конечном счёте, приводит к формированию установки на сохранение «Я». И наоборот, чем; ниже тревожность, тем выше: стремление человека к поиску нового, что становится основой для развития и закрепления установки на изменение «Я». 7. По фактору «экстраверсия – интроверсия» значимых связей выявлено не было; но на уровне тенденции можно видеть, что устойчивость, «Я» в большей степени связана с интроверсией, а изменчивость «Я» с экстраверсией. Это также подтверждает нашу идею о формировании личностью защит по отношению к среде: чем больше человек стремится к устойчивости собственного «Я», тем больше он опирается на себя и собственные ресурсы. И наоборот, ориентация на изменение собственного «Я» направляет фокус интереса и внимания человека во вне. Изменчивость «Я» связана с беспечностью: чем выше беспечность, тем выше показатель изменчивости Я. Устойчивость «Я» связана с подозрительностью и высокой социальной проницательностью, расчётливостью. Информационной фактор не имеет значимых корреляций с личностными факторами, зато ситуативная изменчивость прямо пропорционально связана с настойчивостью и напористостью. Результаты проведённого исследования могут быть использованы как для дальнейшей исследовательской работы (например, разработка типологии личности), так и для практической деятельности (например, консультативная работа, разработка адаптационных программ).
Читать дальше
1. Богданова Г. В. Конфликты и кризисы профессионального становления личности // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2013. – № 9(30). – С. 15-17. 2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с. 3. Вечорко Г.Ф. Профессиональная самореализация личности: акмеологический взгляд // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – 2010. – № 1. – С. 36-41. 4. Геллер Г. А. Этические основы профессионально-личностного развития будущих социальных педагогов в условиях глобализации культуры // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Ереван, 26–27 октября 2018 года. – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2019. – С. 107-113. 5. Гиннэ С. В. Будущий бакалавр как субъект формирования профессиональных компетенций // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 3(52). – С. 438-443. 6. Гичан И. С. Наставник и молодой рабочий (Психологический анализ взаимоотношений). – М.: «Знание», 1978. – 49 с. 7. Гусева Н.В. Кризисы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел, факторы их возникновения и особенности профилактики // Наука в современном мире: сборник материалов VI-ой международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2016 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя», 2017. – С. 110-113. 8. Донская Л.Ю. Психологическая профилактика кризисов профессионального становления персонала организации // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: Сборник докладов и тезисов IV (IX) международной научно-практической конференции, Ставрополь, 25–27 ноября 2015 года / Под общей ред. Парахиной В.Н., Ушвицкого Л.И., Бобровой Е.Ф. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-информационный центр «Фабула», 2015. – С. 72-74. 9. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – [4-е изд., перераб., доп.]. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006. – 336 с. 10. Зеер Э. Ф. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2020. – Т. 26. – № 4(201). – С. 100-114. 11. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. – 1997. – № 6. – С. 35-44. 12. Зобков В.А. Отношение к жизнедеятельности как методологический принцип целостного познания человека // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2018. – № 34(54). – С. 104-114. 13. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности / Наталья Львовна Иванова – Ярославль: ЯГУ им. П. Г. Демидова, 2003. – 339 с. 14. Исаева Д.А. Особенности становления личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Исаева Дарья Александровна. – Санкт-Петербург, 2013. – 26 с. 15. Калашникова О.В. Особенности протекания кризисов профессионального становления специалиста в условиях подготовки в высшем учебном заведении // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 2-6(60). – С. 360-363. 16. Канаева Н. А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности // Психология: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции, Уфа, 20–23 октября 2012 года. – Уфа: Лето, 2012. – С. 67-71. 17. Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат, 1974. – 190 с. 18. Коданева М. С. Становление профессиональной идентичности в процессе развития личности профессионала // Психологические условия профессионального развития личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. – Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – С. 118-134. 19. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – 511 с. 20. Луговский В. А. Психология профессиональной деятельности / В. А. Луговский, М. Н. Кох, С. В. Гумашанц. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2018. – 117 с. 21. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учебное пособие для вузов / Светлана Владимировна Лурье. – [2-е изд.]. – М.: Академический проект: Альма Матер , 2005 . – 624с. 22. Любарт Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни / [пер. с фр.]. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 215 с. 23. Манякова П.О. Роль психологических кризисов в профессиональном становлении личности // Профессионализация личности: теоретические и прикладные проблемы психологии, профессионального образования и экономики: Материалы заочной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24–25 мая 2015 года. – Екатеринбург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. – С. 99-106. 24. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с. 25. Мозговая А.В. Способность к трудоустройству как ресурс профессиональной адаптации личности / А. В. Мозговая, А. Ю. Яишников // Вестник Института социологии. – 2018. – Т. 9. – № 3(26). – С. 143-157. 26. Овчинникова Ю.В. Особенности личностного потенциала на разных этапах личностно-профессионального становления // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1(11). – С. 296-301. 27. Петраш М.Д. Кризисы профессиональной жизни в контексте развития взрослых: специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Петраш Марина Дмитриевна. – Санкт-Петербург, 2004. – 24 с. 28. Петренко В. Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. – 1986. – № 3. – С. 133-143. 29. Пиняева С. Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 3-10. 30. Поваренков Ю. П. Выбор стратегий преодоления кризисов профессионального становления и реализации личности // Карьерный успех: решения, которые мы принимаем: материалы VI международной молодежной научно-практической конференции, Ярославль, 27–28 октября 2017 года / Ответственные редакторы Е.А. Ободкова, П.С. Федорова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. – С. 72-81. 31. Роль волонтерской деятельности в становлении профессиональной идентичности личности / Т. А. Шульгина, Н. А. Кетова, С. И. Черникова, Н. Е. Хроль // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 10(54). – С. 23-31. 32. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. 33. Сознание личности в кризисном обществе. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 1995. – 194 с. 34. Солдатова Е.Л. Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2005. – № 7(47). – С. 169-175. 35. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. – М.: «Наука», 1982. – 471 с. 36. Сыманюк Э. Э. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности / Э. Э. Сыманюк, И. В. Девятовская // Образование и наука. – 2015. – № 1(120). – С. 80-92. 37. Сыманюк Э. Э. Преодоление психологических барьеров в процессе профессионального развития личности: возможности непрерывного образования / Э. Э. Сыманюк, И. В. Девятовская // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2016. – № 1. – С. 18-23. 38. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. – 345 с. 39. Титаренко Т. М. Понимание и интерпретация личного опыта / Проблемы психологической герменевтики: монография / [Под ред. Н. В. Чепелева]. – М.: Миллениум, 2004. – 276 с. 40. Ткаченко Л.Б. Научные подходы в Отечественной и зарубежной психологии к изучению кризиса профессионального развития личности / Л. Б. Ткаченко, Л. Н. Костина // Прикладная психология и педагогика. – 2021. – Т. 6. – № 2. – С. 11-21. 41. Уманская И.А. Изучение особенностей кризисов профессионального становления личности различных образовательно-возрастных групп // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – № 4. – С. 81-85. 42. Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной научной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского: в 3-х томах, Москва, 10–11 октября 2013 года / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – Москва: Институт психологии РАН, 2013. – 502 с. 43. Шак А.А. Способность преодоления кризиса профессионального самоутверждения // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 21–22 ноября 2019 года / Под редакцией В.А. Мазилова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 373-376. 44. Шамлян К. М. Профессиональная идентичность личности // Социогумантарни проблемы человека. – 2008. – №. 3. – С. 137-142. 45. Шаугенова Д. Х. Особенности профессионального формирования самоопределения личности // Традиции и инновации в системе образования, Карачаевск, 14–24 июня 2017 года / Лепшокова С.М. (ответственный редактор). – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2017. – С. 253-257. 46. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / Карл Теодор Ясперс. – М.: «Канон»; РООИ «Реабилитация», 2012. – 448 с. 47. Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self / Baumeister R. – N. Y., Oxford, 1986. – 98 р. 48. Marsia J. Identify in adolescence. In J.Adelson (Ed.), Handbook of adolescent psychology / Marsia J. – New York: Wiley, 1980. – P. 159–187.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Развитие советский вооружённых сил и военного искусства
Количество страниц:
12
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Реализация комплекса маркетинга на энергетическом предприятии (на примере ПАО «Газпром»)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
реферат
История научного познания джиу-джитсу
Количество страниц:
7
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Физкультура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image