Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1 Поэтический анимализм…………………………………………...4
1.1 Образ кошки в литературе и мифологии разных стран……………….4
1.2 Популярность кошек во французской литературе…………………….8
Глава 2 Кошка как основной персонаж романа…………………………...10
2.1 Мир глазами кошки Бастет……………………………………………...10
2.2 Антропоморфизм главных героев………………………………………13
Глава 3 Философия мироустройства и система образов в романе……….15
3.1 Эволюция мировоззрения Бастет ………………………………………15
3.2 Символичность имён собственных в романе…………………………..18
Заключение……………………………………………………………………21
Список источников……………………………………………………………23
Приложение…………………………………………………………………….26
Читать дальше
Б.Вербер в романе «Завтрашний день кошки» использовал свои творческие возможности, чтобы показать различные формы действительности с другого ракурса, а именно глазами кошки Бастет и кота Пифагора, которые являются главными героями произведения.
Писатель активно использовал антропоморфические приёмы, чтобы создать в воображении читателя образы порой ужасающей реальности и варианты надвигающегося будущего. Автор часто ссылается на реальные достопримечательности, музыкальные произведения, а также реалии научного прогресса.
Б. Вербер умело совместил факторы смоделированной им реальности и возможное выдуманное будущее. В ходе повествования писатель раскрывал философские проблемы с точки зрения кошки, и порой читатель забывал о том, что главные герои являются животными. Одной из особенностей романа явились достоверно описанные сцены животных инстинктов, что вызвало немало противоречий среди читателей и критиков об уместности данных моментов в почти «сказочном» романе.
В данной работе на примере разбора образов была раскрыта связь между социальными, духовными, историческими и художественными аспектами.
Так как предметом исследования послужил именно текст романа, то было использовано большое количество цитат. Стоит отметить тот факт, что на просторах интернета многие из них стали популярны, хотя их авторство, к сожалению, за несколько лет потерялось.
В работе были выполнены следующие задачи исследования:
- был объяснён выбор главных персонажей романа и причин использования антропоморфизма;
- была раскрыта философия мироустройства через систему образов в романе;
- было проведено наблюдение за эволюцией мировоззрения Бастет;
- была объяснена символичность имён собственных в романе.
Автору удалось отобразить философию эпохи, часто благодаря резкому противопоставлению выдуманной «кошачей» реальности и реальности людей.
Роман вызвал споры, касающиеся сфер политики, нравственности, религии и взаимоотношений. Несмотря на то, что данный произведение было написано сравнительно недавно (2017г.), но в настоящее время он уже не кажется просто фантастикой. Последние несколько лет его актуальность выделяется многими литературными критиками. Так как многие люди начали терять свою человечность и совершают бессмысленные действия убивать. Вербер, как истинный писатель-фантаст, снова предугадал и написал о том, что действительно произошло в обществе через какое-то время.
Особенной практической значимостью данной работы является доказательство того, что это не «книга о милой кошке и ее жизни».
Отдельное внимание было уделено некоторым историческим фактам, которые в свою очередь также являются символичными, а некоторые и мистическими. Например, Базилика Сакре - Кёр (Basilique du Sacré-Cœur), или использование имён собственных, связанных с определенной историей (певица Каллас Мария).
Следует отметить тот факт, что Автор произведения находится в контакте с читателем в прологе и так называемых ПОСТСКРИПТУМАХ, тем самым возвращая к реальности.
Одной из главных ценностей проведённой исследовательской работы является структурирование цитат персонажей в различных сферах жизни с философской точки зрения.
В приложении к данной работе представлены таблицы с цитатами Бастет, отображающие её мировоззрение в различных областях «до» и «после» знакомства с Пифагором.
Читать дальше
1. ВЕРБЕР, Б. ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ КОШКИ / Бернар Вербер ; [пер. с фр. В. М. Липки]. – М. : РИПОЛ классик, 2018. – 318 с.
2. Шапинская Екатерина Николаевна Образ животного в текстах культуры // Культура культуры. 2017. №4 (16)
3. Научная фантастика как социокультурный феномен .Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Тимошенко, Татьяна Викторовна 2003, Ростов-на-Дону
4. Искусство древнего Египта в начальной и средней школе / О. Скуратова // Искусство. - 2012. - № 5. - С. 58-60.
5. Кошачьи секреты / Д. Тэйлор ; [пер. с англ. Е. Кадыровой]. - М. : Добрая кн. , 2007. - 72 с. : ил.
6. Бойко Любовь Григорьевна Зооморфный код культуры в семантике устойчивых сравнений // Известия ВГПУ. 2008. №5.
7. Купченко Марина Леонидовна Роман Курта Воннегута «Колыбель для кошки» как философский роман. Часть 1 // Вестник СПбГИК. 2015. №2 (23).
8. Ковтун Елена Николаевна Научная фантастика и фэнтези - конкуренция и диалог в новой России // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2015. №4.
9. Голутвина Анастасия Витальевна, Бабина Людмила Владимировна Использование прецедентных феноменов в произведениях современных французских писателей Гийома Мюссо, Амели Нотомб и Бернара Вербера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №1.
10. Титова Татьяна Александровна Антропоморфизм как форма познания мира // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2010. №1.
11. Мокиенко В.М. От обыденного значения к художественному образу // Вестник КемГУ. 2016. №3 (67)
12. Сорокина Г. А. Трансформация идей и образов Востока в произведениях современных французских писателей // Rhema. Рема. 2010. №4.
13. Панкова Ирина Александровна Двоичная модель культуры в литературе Франции ХХ-ХХI вв. От Блеза Сандрара до Бернара Вербера // Вестник ТГУ. 2014. №1 (129).
14. Багновская Нела Михайловна Значимость литературы для жизни общества // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2015. №3 (81)
15. Максимова Т. О. Писатель в блоге. Заметки об авторской субъективности // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2013. №5.
16. Дьякова Анастасия Алексеевна Намеренное и ненамеренное затемнение смысла текста // Экология языка и коммуникативная практика. 2016.
17. Кулькина В.М. Интертекстуальность в контексте философских исследований // Вестник культурологии. 2014. №1 (68)
18. Отургашева Наталья Вадимовна Книга как пространство образов и смыслов: круг чтения современной студенческой молодежи // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. №16.
19. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/tsennostno-smyslovye-temy-v-nauchnoy-fantastike#ixzz6vVlLtcAc
20. Якушевич Ирина Викторовна СИМВОЛ "КОШКА": ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКЕ И РУССКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТАХ // Известия ВГПУ. 2020. №1 (144).
21. Киселёва М. С. Кот/кошка как персонификация семейного духа-хранителя в современном русском фольклоре // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №3 (16).
22. Терновая Людмила Олеговна Международная жизнь в сюжетах сказок // Государственная служба. 2013. №5 (85).
23. https://ru.wikipedia.org/wiki/кошка
24. https://www.culture.ru/materials/135272/kotiki-v-russkoi-klassike
25. https://paris.zagranitsa.com/article/3354/khram-sviatogo-serdtsa-12-interesnykh-faktov-o-bazilike-sakreker
26. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Каллас
27. https://ru.wikipedia.org/wiki/Базилика_Сакре-Кёр
28. https://eksmo.ru/trends/15-tsitat-iz-novogo-romana-bernara-verbera-ID15546586/
29. https://archigenova.livejournal.com/53874.html
Читать дальше