Многих не устраивает цена реферата по социологии на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!
приводила в своей работе удручающую статистику: современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20-летней давности [28]. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. Виной этому, как предполагала Плотникова, чрезмерно большой объем информации, которая не успевает усваиваться, неблагоприятная экология и неважное здоровье будущих мам. Однако правомерно допустить, что главная причина задержки речевого развития детей младшего дошкольного возраста коренится в другом, а именно в недостаточно развитой мелкой моторике. Ведь чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, предлагая полепить из пластилина, поиграть с кинетическим песком, выложить узоры из крупы. Нервные окончания кончиков пальцев воздействуют на мозг ребенка, стимулируют речевой центр и активизируют мозговую деятельность. Современные же родители из-за загруженности уделяют детям всё меньше внимания: утрачена система семейных традиций, проведения совместного досуга. Нашу эпоху неслучайно называют цифровой: дети с самого детства смотрят мультфильмы и видеоролики на смартфонах и планшетах, умеют включать эти устройства, самостоятельно скачивают электронные игры, которым посвящают чрезмерное количество времени. Маме гораздо проще выдать малышу электронный гаджет, чем пластилин или пальчиковые краски, ведь в таких занятиях ей и самой придется принимать участие, а после них скорее всего потребуется уборка. Однако последствия, которые влечет за собой «электронный» досуг малыша, намного серьезнее: от позднего становления речи до интернетзависимости, которая нередко развивается уже в дошкольном возрасте и с которой крайне трудно бороться. Возраст от 0 до 3 лет очень важен для формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса. Малышам необходимо как можно чаще взаимодействовать с родителями, в противном случае у детей нарушаются эмоциональные связи, не формируются навыки общения и весьма вероятна задержка речевого развития. Значительная роль в формировании головного мозга и становлении речи принадлежит развитию пальцев и кисти. Но водить пальчиком по гладкому экрану – совсем не то же, что разминать пластилин, нанизывать колечки на пирамидку и перебирать зернышки, тренируя координацию. Педиатры, неврологи и офтальмологи не рекомендуют пользование смартфоном до 3-5 лет (а после – не более одного часа в день), в то время как многих родителей устраивает, что дети постоянно заняты гаджетом, поскольку ребенок не отвлекает их, позволяя высвободить время для домашних дел. Все мы не раз видели малышей, увлеченных маминым смартфоном, в транспорте, в очереди в детскую поликлинику. Понятно, что взять с собой в дорогу массу для лепки, пазлы, мозаику, крупу или даже рамки-вкладыши затруднительно. Но существует приятный и полезный способ занять ребенка, не требующий никаких дополнительных материалов: это пальчиковая гимнастика – игры и упражнения. Лишний раз посадить своего малыша на колени, помассировать его ручки и устроить с помощью его пальчиков забавную инсценировку рифмованной сказки совсем нетрудно, такая игра порадует и маму и ребенка. Однако, к сожалению, в наше время родители пренебрегают совместными играми с ребенком, и в частности пальчиковыми – такими простыми и веселыми. Это связано с недостаточной просвещенностью родителей в вопросе речевого развития дошкольника. Так, в 2019 г. Н.В. Шлык, М.Н. Терещенко в своей статье «Причины личностных изменений современных детей дошкольного возраста» [14; с. 27-29] проследили пугающие тенденции. По итогам анкетирования родителей дошкольников, посещающих МАДОУ «Детский сад № 473 г. Челябинска», исследователями было выяснено, что современные дошкольники (60 % детей) проводят за смартфоном, планшетом, компьютером и в сети Интернет более 4-5 часов в день, и это занимает всё их свободное время. При этом только 40 % родителей отметили, что они пытаются ограничивать времяпровождение детей за компьютером. При этом в результате опроса было установлено, что сами родители отмечают негативное влияние смартфона, планшета на эмоциональное состояние своих детей. У дошкольников, которые значительное время проводят в играх, повышается уровень тревожности, агрессивности, раздражительности. При попытках родителей ограничить время работы с техническими устройствами дети проявляют негативные эмоциональные реакции (крик, резкость, вспыльчивость). Личностные деформации детей дошкольного возраста в связи с вышеперечисленным таковы: а) нарушения в коммуникативной сфере, вызванные неумением детей налаживать контакты в личном общении, в том числе в кругу семьи; б) нарушения в эмоциональной сфере, проявления агрессивности, тревожности в результате просмотра видеоконтента, игр с демонстрацией насилия; в) формирование интернетзависимости – непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета, увлечение компьютерными играми, круглосуточный просмотр мультфильмов и видеоматериалов. Примечательно, что нарушения в эмоциональной сфере характерны и для детей с задержкой речи. Дошкольники, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание же детей, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно овладел речью. Краткий обзор литературы. Анализ психолого-педагогической литературы показал: общему развитию мелкой моторики в связи с развитием речи уделяют внимание не только детские психологи и логопеды. Пальчиковые игры – веселая инсценировка коротеньких зарифмованных сюжетов с помощью «героев»-пальчиков, важная часть работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников – были признаны официальной педагогикой еще в XIX в. благодаря выдающемуся немецкому педагогу Ф. Фребелю, который впервые выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов [26]. Фребель справедливо предположил, что именно сочетание и связь звука и смысла слов с телодвижениями ребенка оптимальна для обучения малышей. Работы русского психиатра и физиолога В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи [3]. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей [17]. М.М. Кольцова уже в 1970-х гг. пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев [5]. В начале 1980-х гг. П. Деннисон и его супруга и соавтор Г. Деннисон с целью синхронизировать работу обоих полушарий мозга разработали нейрогимнастику («гимнастику для мозга»), включающую упражнения для пальцев [23]. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный [10], О.А. Новиковская [6], Ю.А. Соколова [8] описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев [9], С.Е. Большакова [4] дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Если же говорить о новейших исследованиях, то, например, Артеменко Б.А., Быстрай Е.Б., Власенко О.Н. в своей статье «Специфика формирования активного словаря детей дошкольного возраста» обращают внимание именно на актуальные проблемы так называемого поколения digital: «Зависимость физиологического и интеллектуального развития детей от развития их речи и общения со взрослыми очевидна. Педиатры и неврологи бьют тревогу, что медийный образ жизни детей и недостаток движения и живого общения негативным образом сказываются на развитии речи дошкольников» [11, с. 26]. Отмечается также, что в наше время «Взрослые меньше читают детям, перекладывают эту функцию на развлекательные телепередачи, просмотр мультфильмов или сюжетов из YouTube», тогда как «Нельзя забывать, что в дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Поэтому в этом возрасте так важно не упустить позитивную зависимость от взрослого» [12, с. 10, 12.] В связи с вышеизложенным можно утверждать: для педагогической практики весьма актуален вопрос развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста, поскольку оно, как было научно доказано, способствует речевому развитию. Важное место в дошкольной педагогике занимает пальчиковая гимнастика, и прежде всего – незаслуженно забытые современными родителями пальчиковые игры (поскольку именно игра – наиболее эффективная форма физического воспитания, а также развития речи и мышления детей). Учитывая приоритет семьи в воспитании ребенка и ценность доверительного делового контакта между семьей и детским садом (о которой упоминает Л.Р. Салаватулина в учебно-методическом пособии «Общие основы дошкольной педагогики» [7, с. 132]), отметим, что работникам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обязательно следует при работе с родителями не просто рекомендовать им проводить дома пальчиковые игры, но и убедительно доносить до родителей всю важность таких – простых на первый взгляд – занятий для формирования и улучшения эмоционального контакта со своим ребенком и стимуляции его речевой деятельности. Объект исследования – взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка и активизации его словаря, предмет – пальчиковые игры и упражнения. Цель исследования – проследить значение пальчиковой гимнастики как средства речевого развития младшего дошкольника. Задачи: выявить, насколько речь дошкольника зависит от развития мелкой моторики его рук; изучить педагогические условия проведения пальчиковых игр; проанализировав опыт воспитателей детских садов, выстроить классификацию пальчиковых упражнений и игр и собрать тексты лучших из них для использования в педагогической практике. Метод исследования – изучение и обобщение материала научных статей по дошкольной педагогике, а также образовательных проектов, предлагаемых воспитателями детских садов и составленных на основе их практического опыта, опубликованных в периодических изданиях и сети Интернет. Гипотеза. Всё чаще встречающаяся в наше время задержка речевого развития у современных дошкольников младшего возраста связана с недостаточным развитием мелкой моторики рук, а последнее – с недостаточной просвещенностью родителей в вопросе важности пальчиковой гимнастики (прежде всего пальчиковых игр), которой они незаслуженно пренебрегают, предпочитая занимать своего ребенка электронным гаджетом, но не совместной игрой. Учитывая, что в первые годы жизни ребенка самое сильное влияние на его развитие оказывает семья как социокультурная среда, мы предполагаем: маленькому ребенку не может быть достаточно только тех пальчиковых игр и упражнений, которые ежедневно проводятся в ДОУ. Поэтому воспитателям необходимо работать с родителями и разъяснять им взаимосвязь массажа ручек малыша и развития его речи. Научная новизна работы определяется разработкой гипотезы исследования. Пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики (играющему, в свою очередь, ключевую роль в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста и, в частности, переводе лексики из пассивного словарного запаса в активный), отнюдь не потеряли своей актуальности и в наше время, однако в цифровую эпоху начали утрачивать популярность у родителей. Разделяя мнение известных физиологов и педагогов о пользе таких занятий для ребенка, мы хотели бы акцентировать внимание на том, что для борьбы с задержкой речи у современных детей требуются не столько поиски новых путей речевого развития, сколько возвращение к опыту прошлого. Разумеется, повторяемая изо дня в день «Сорока-ворона» и иное наследие устного народного творчества рано или поздно наскучит ребенку, поэтому как мамам, так и воспитателям важно иметь в своем арсенале пальчиковые игры различной тематики (это могут быть сюжетные сценки о семье малыша, зверюшках, транспорте и др.). Важно знать сопровождающие их стихи наизусть, чтобы в зависимости от ситуации разнообразить ежедневные занятия, возвращаясь к особенно полюбившимся малышу и предлагая новые, поддерживая его интерес к такому полезному досугу. Практическая значимость. Результаты, полученные по итогам исследования (в рамках существующего в педагогике подхода к решению проблемы речевого развития детей), могут быть использованы в педагогической практике – как родителями, так и работниками дошкольных образовательных учреждений. Общая структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы: «Значение мелкой моторики рук в развитии детей младшего дошкольного возраста» и «Пальчиковая гимнастика: виды игр и упражнений, способствующих речевому развитию», заключения, списка использованной литературы, приложения 1 «Классификация пальчиковых игр» и приложения 2 «Примеры пальчиковых игр».