ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………................. 3 1. Значение мелкой моторики рук в развитии детей младшего дошкольного возраста ..... 11 1.1. Активизация словаря младших дошкольников в детском саду ………. 11 1.2. Развитие мелкой мускулатуры пальцев малыша как способ борьбы с задержкой речевого развития ………….…………………………..….. 18 1.3. Способы развития мелкой моторики ………………………….………... 22 2. Пальчиковая гимнастика: виды игр и упражнений, способствующих речевому развитию …………………………............... 26 2.1. Роль пальчиковой гимнастики в процессе активизации словаря детей младшего дошкольного возраста ……………………... 26 2.2. Способы разучивания пальчиковых игр и упражнений ……………….. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………. 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………..…………………………………… 35 Приложение 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР …………..…. 39 Приложение 2. ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ………………………… 49

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
31% уникальность
2021 год
35 просмотров
Чивильдеев .
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………................. 3 1. Значение мелкой моторики рук в развитии детей младшего дошкольного возраста ..... 11 1.1. Активизация словаря младших дошкольников в детском саду ………. 11 1.2. Развитие мелкой мускулатуры пальцев малыша как способ борьбы с задержкой речевого развития ………….…………………………..….. 18 1.3. Способы развития мелкой моторики ………………………….………... 22 2. Пальчиковая гимнастика: виды игр и упражнений, способствующих речевому развитию …………………………............... 26 2.1. Роль пальчиковой гимнастики в процессе активизации словаря детей младшего дошкольного возраста ……………………... 26 2.2. Способы разучивания пальчиковых игр и упражнений ……………….. 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………. 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………..…………………………………… 35 Приложение 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР …………..…. 39 Приложение 2. ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ………………………… 49
Читать дальше
Актуальность темы. Педагоги и социологи и отмечают, что в настоящее время необходимо искать стратегии профилактики и преодоления нарушений личностного становления детей. Развитие современного общества, при всех своих плюсах, имеет и негативные последствия. Одна из нерадостных примет нашего времени – часто встречающаяся задержка речевого развития у детей. Старший воспитатель ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» Я.М. Плотникова еще в 2014 г.


Многих не устраивает цена реферата по социологии на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


приводила в своей работе удручающую статистику: современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20-летней давности [28]. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трем. Виной этому, как предполагала Плотникова, чрезмерно большой объем информации, которая не успевает усваиваться, неблагоприятная экология и неважное здоровье будущих мам. Однако правомерно допустить, что главная причина задержки речевого развития детей младшего дошкольного возраста коренится в другом, а именно в недостаточно развитой мелкой моторике. Ведь чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, предлагая полепить из пластилина, поиграть с кинетическим песком, выложить узоры из крупы. Нервные окончания кончиков пальцев воздействуют на мозг ребенка, стимулируют речевой центр и активизируют мозговую деятельность. Современные же родители из-за загруженности уделяют детям всё меньше внимания: утрачена система семейных традиций, проведения совместного досуга. Нашу эпоху неслучайно называют цифровой: дети с самого детства смотрят мультфильмы и видеоролики на смартфонах и планшетах, умеют включать эти устройства, самостоятельно скачивают электронные игры, которым посвящают чрезмерное количество времени. Маме гораздо проще выдать малышу электронный гаджет, чем пластилин или пальчиковые краски, ведь в таких занятиях ей и самой придется принимать участие, а после них скорее всего потребуется уборка. Однако последствия, которые влечет за собой «электронный» досуг малыша, намного серьезнее: от позднего становления речи до интернетзависимости, которая нередко развивается уже в дошкольном возрасте и с которой крайне трудно бороться. Возраст от 0 до 3 лет очень важен для формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса. Малышам необходимо как можно чаще взаимодействовать с родителями, в противном случае у детей нарушаются эмоциональные связи, не формируются навыки общения и весьма вероятна задержка речевого развития. Значительная роль в формировании головного мозга и становлении речи принадлежит развитию пальцев и кисти. Но водить пальчиком по гладкому экрану – совсем не то же, что разминать пластилин, нанизывать колечки на пирамидку и перебирать зернышки, тренируя координацию. Педиатры, неврологи и офтальмологи не рекомендуют пользование смартфоном до 3-5 лет (а после – не более одного часа в день), в то время как многих родителей устраивает, что дети постоянно заняты гаджетом, поскольку ребенок не отвлекает их, позволяя высвободить время для домашних дел. Все мы не раз видели малышей, увлеченных маминым смартфоном, в транспорте, в очереди в детскую поликлинику. Понятно, что взять с собой в дорогу массу для лепки, пазлы, мозаику, крупу или даже рамки-вкладыши затруднительно. Но существует приятный и полезный способ занять ребенка, не требующий никаких дополнительных материалов: это пальчиковая гимнастика – игры и упражнения. Лишний раз посадить своего малыша на колени, помассировать его ручки и устроить с помощью его пальчиков забавную инсценировку рифмованной сказки совсем нетрудно, такая игра порадует и маму и ребенка. Однако, к сожалению, в наше время родители пренебрегают совместными играми с ребенком, и в частности пальчиковыми – такими простыми и веселыми. Это связано с недостаточной просвещенностью родителей в вопросе речевого развития дошкольника. Так, в 2019 г. Н.В. Шлык, М.Н. Терещенко в своей статье «Причины личностных изменений современных детей дошкольного возраста» [14; с. 27-29] проследили пугающие тенденции. По итогам анкетирования родителей дошкольников, посещающих МАДОУ «Детский сад № 473 г. Челябинска», исследователями было выяснено, что современные дошкольники (60 % детей) проводят за смартфоном, планшетом, компьютером и в сети Интернет более 4-5 часов в день, и это занимает всё их свободное время. При этом только 40 % родителей отметили, что они пытаются ограничивать времяпровождение детей за компьютером. При этом в результате опроса было установлено, что сами родители отмечают негативное влияние смартфона, планшета на эмоциональное состояние своих детей. У дошкольников, которые значительное время проводят в играх, повышается уровень тревожности, агрессивности, раздражительности. При попытках родителей ограничить время работы с техническими устройствами дети проявляют негативные эмоциональные реакции (крик, резкость, вспыльчивость). Личностные деформации детей дошкольного возраста в связи с вышеперечисленным таковы: а) нарушения в коммуникативной сфере, вызванные неумением детей налаживать контакты в личном общении, в том числе в кругу семьи; б) нарушения в эмоциональной сфере, проявления агрессивности, тревожности в результате просмотра видеоконтента, игр с демонстрацией насилия; в) формирование интернетзависимости – непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета, увлечение компьютерными играми, круглосуточный просмотр мультфильмов и видеоматериалов. Примечательно, что нарушения в эмоциональной сфере характерны и для детей с задержкой речи. Дошкольники, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание же детей, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно овладел речью. Краткий обзор литературы. Анализ психолого-педагогической литературы показал: общему развитию мелкой моторики в связи с развитием речи уделяют внимание не только детские психологи и логопеды. Пальчиковые игры – веселая инсценировка коротеньких зарифмованных сюжетов с помощью «героев»-пальчиков, важная часть работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников – были признаны официальной педагогикой еще в XIX в. благодаря выдающемуся немецкому педагогу Ф. Фребелю, который впервые выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов [26]. Фребель справедливо предположил, что именно сочетание и связь звука и смысла слов с телодвижениями ребенка оптимальна для обучения малышей. Работы русского психиатра и физиолога В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи [3]. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей [17]. М.М. Кольцова уже в 1970-х гг. пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев [5]. В начале 1980-х гг. П. Деннисон и его супруга и соавтор Г. Деннисон с целью синхронизировать работу обоих полушарий мозга разработали нейрогимнастику («гимнастику для мозга»), включающую упражнения для пальцев [23]. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный [10], О.А. Новиковская [6], Ю.А. Соколова [8] описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев [9], С.Е. Большакова [4] дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Если же говорить о новейших исследованиях, то, например, Артеменко Б.А., Быстрай Е.Б., Власенко О.Н. в своей статье «Специфика формирования активного словаря детей дошкольного возраста» обращают внимание именно на актуальные проблемы так называемого поколения digital: «Зависимость физиологического и интеллектуального развития детей от развития их речи и общения со взрослыми очевидна. Педиатры и неврологи бьют тревогу, что медийный образ жизни детей и недостаток движения и живого общения негативным образом сказываются на развитии речи дошкольников» [11, с. 26]. Отмечается также, что в наше время «Взрослые меньше читают детям, перекладывают эту функцию на развлекательные телепередачи, просмотр мультфильмов или сюжетов из YouTube», тогда как «Нельзя забывать, что в дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Поэтому в этом возрасте так важно не упустить позитивную зависимость от взрослого» [12, с. 10, 12.] В связи с вышеизложенным можно утверждать: для педагогической практики весьма актуален вопрос развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста, поскольку оно, как было научно доказано, способствует речевому развитию. Важное место в дошкольной педагогике занимает пальчиковая гимнастика, и прежде всего – незаслуженно забытые современными родителями пальчиковые игры (поскольку именно игра – наиболее эффективная форма физического воспитания, а также развития речи и мышления детей). Учитывая приоритет семьи в воспитании ребенка и ценность доверительного делового контакта между семьей и детским садом (о которой упоминает Л.Р. Салаватулина в учебно-методическом пособии «Общие основы дошкольной педагогики» [7, с. 132]), отметим, что работникам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) обязательно следует при работе с родителями не просто рекомендовать им проводить дома пальчиковые игры, но и убедительно доносить до родителей всю важность таких – простых на первый взгляд – занятий для формирования и улучшения эмоционального контакта со своим ребенком и стимуляции его речевой деятельности. Объект исследования – взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка и активизации его словаря, предмет – пальчиковые игры и упражнения. Цель исследования – проследить значение пальчиковой гимнастики как средства речевого развития младшего дошкольника. Задачи: выявить, насколько речь дошкольника зависит от развития мелкой моторики его рук; изучить педагогические условия проведения пальчиковых игр; проанализировав опыт воспитателей детских садов, выстроить классификацию пальчиковых упражнений и игр и собрать тексты лучших из них для использования в педагогической практике. Метод исследования – изучение и обобщение материала научных статей по дошкольной педагогике, а также образовательных проектов, предлагаемых воспитателями детских садов и составленных на основе их практического опыта, опубликованных в периодических изданиях и сети Интернет. Гипотеза. Всё чаще встречающаяся в наше время задержка речевого развития у современных дошкольников младшего возраста связана с недостаточным развитием мелкой моторики рук, а последнее – с недостаточной просвещенностью родителей в вопросе важности пальчиковой гимнастики (прежде всего пальчиковых игр), которой они незаслуженно пренебрегают, предпочитая занимать своего ребенка электронным гаджетом, но не совместной игрой. Учитывая, что в первые годы жизни ребенка самое сильное влияние на его развитие оказывает семья как социокультурная среда, мы предполагаем: маленькому ребенку не может быть достаточно только тех пальчиковых игр и упражнений, которые ежедневно проводятся в ДОУ. Поэтому воспитателям необходимо работать с родителями и разъяснять им взаимосвязь массажа ручек малыша и развития его речи. Научная новизна работы определяется разработкой гипотезы исследования. Пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики (играющему, в свою очередь, ключевую роль в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста и, в частности, переводе лексики из пассивного словарного запаса в активный), отнюдь не потеряли своей актуальности и в наше время, однако в цифровую эпоху начали утрачивать популярность у родителей. Разделяя мнение известных физиологов и педагогов о пользе таких занятий для ребенка, мы хотели бы акцентировать внимание на том, что для борьбы с задержкой речи у современных детей требуются не столько поиски новых путей речевого развития, сколько возвращение к опыту прошлого. Разумеется, повторяемая изо дня в день «Сорока-ворона» и иное наследие устного народного творчества рано или поздно наскучит ребенку, поэтому как мамам, так и воспитателям важно иметь в своем арсенале пальчиковые игры различной тематики (это могут быть сюжетные сценки о семье малыша, зверюшках, транспорте и др.). Важно знать сопровождающие их стихи наизусть, чтобы в зависимости от ситуации разнообразить ежедневные занятия, возвращаясь к особенно полюбившимся малышу и предлагая новые, поддерживая его интерес к такому полезному досугу. Практическая значимость. Результаты, полученные по итогам исследования (в рамках существующего в педагогике подхода к решению проблемы речевого развития детей), могут быть использованы в педагогической практике – как родителями, так и работниками дошкольных образовательных учреждений. Общая структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая включает две главы: «Значение мелкой моторики рук в развитии детей младшего дошкольного возраста» и «Пальчиковая гимнастика: виды игр и упражнений, способствующих речевому развитию», заключения, списка использованной литературы, приложения 1 «Классификация пальчиковых игр» и приложения 2 «Примеры пальчиковых игр».  

Читать дальше
В работе было установлено, что успешное речевое развитие напрямую зависит от сенсорного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития речи крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Уже на первом году жизни эмоционально установленный контакт матери и отца с малышом развивает его ориентировочный рефлекс на слово. Задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно: во время общения ребенка с родителями, персоналом детского дошкольного учреждения, пронизывать все режимные моменты. Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что развитие речи, мышления напрямую взаимосвязано с развитием ручной (мелкой) моторики. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Доказано, что пальчиковые игры и упражнения оказывают ускоряющее влияние на развитие речи. Это связано с тем, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук ребенка, сопровождаемые произносимыми вслух потешками. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, способность согласовывать движения и речь, воспитываются усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. В работе в соответствии с поставленной целью был проанализирован и обобщен опыт работников ряда российских дошкольных образовательных учреждений и установлено значение пальчиковой гимнастики как средства речевого развития младшего дошкольника. Достичь цели помогло решение промежуточных задач: • было выявлено, что речь дошкольника тесно связана с развитием мелкой моторики его рук; • изучены педагогические условия проведения пальчиковых игр и определено, что особых условий для таких занятий не требуется (подходит любая свободная минута в режиме дня группы детского сада, прогулка с родителями, ситуация ожидания в очереди и т.д.) – нужно только знать наизусть подходящие по сюжету и тональности стихотворные тексты, желательно разной тематики; • на основе анализа опыта воспитателей детских садов была выстроена классификация пальчиковых упражнений и игр (групповые/индивидуальные занятия, утренние/дневные); • тексты лучших пальчиковых игр были сведены в единый раздел (см. Прил. 2) для удобства использования в педагогической практике. Полученные результаты могут применяться как воспитателями ДОУ, так и родителями для укрепления эмоциональных связей с ребенком и активизации его словаря.  
Читать дальше
Нормативные акты 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 18.02.2021). Книги, монографии, брошюры 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд.. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. 3. Бехтерев В.Н. Общие основы рефлексологии человека: Руководство к объективному изучению личности / под ред. и со вступ. ст. А.В. Гервера. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. – 544 с. 4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. 5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Советская Россия, 1979. – 192 с. 6. Новиковская О.А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. – Москва, СПб.: АСТ; Сова, 2008. 7. Салаватулина Л.Р. Общие основы дошкольной педагогики : учебно-методическое пособие / Л. Р. Салаватулина. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 138 с. 8. Соколова Ю.А. Речь и моторика. – М.: Эксмо, 2002. – 48 с. 9. Хвостовцев А.А. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки». Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 174 с. 10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1997. – 32 с. Статьи из книг, сборников научных трудов 11. Артеменко Б.А., Быстрай Е.Б., Власенко О.Н. Специфика формирования активного словаря детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сб. статей XVII Международной научно-практической конференции: в 2 ч (г. Челябинск, 18–19 апреля 2019 г.). – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – Ч. 1. – С. 26-31. 12. Денисова Р.Р. Современное дошкольное детство в условиях цифровизации // Информационная культура современного детства: сб. статей Международной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства» (г. Челябинск, 31 октября – 1 ноября 2019 г.). – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. – С. 10-14. 13. Мухаметшина О.В. Игра как социокультурное и педагогическое явление // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, С.-Петербург, 23–25 мая 2019 г. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – C. 250-253. 14. Шлык Н.В., Терещенко М.Н. Причины личностных изменений современных детей дошкольного возраста // Информационная культура современного детства: сб. статей Международной научно-практической конференции «Информационная культура современного детства» (г. Челябинск, 31 октября – 1 ноября 2019 г.). – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2019. – С. 27-29. 15. Психолого-педагогическое пространство детства: поиски, проекты, исследования: сборник научно-методических статей / под ред. О.Г. Филипповой. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2019. – 180 с. Интернет-ресурсы 16. Бабенко А. Изучение уровней развития словаря у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014110 (дата обращения 03.02.2021). 17. Денисова Т.В. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: http://doshkolnik.ru/logopedia/3015-melkaya-motorika.html (дата обращения 03.02.2021). 18. Если ребенок не говорит: рекомендации учителя-логопеда [Электронный ресурс]. URL: https://ds45.kopeysk-uo.ru/activity/recomendation (дата обращения 03.02.2021). 19. Железнова Е. Новые пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет [Электронный ресурс]. URL: https://materinstvo.ru/art/381 (дата обращения 03.02.2021). 20. Кичаева Д. Развитие мелкой мускулатуры рук в специальной подготовке детей к школе [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-muskulatury-ruk-v-specialnoi-podgotovke-detei-k-shkole.html (дата обращения 12.02.2021). 21. Литвинова О.А. Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/22/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-mladshego (дата обращения 03.02.2021). 22. Лысенко А.Ю. Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/10/algoritm-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-yaselnogo (дата обращения 03.02.2021). 23. Маньшина Н. Гимнастика для мозга доктора Деннисона [Электронный ресурс]. URL: https://academikstar.blogspot.com/2018/02/blog-post_7.html (дата обращения 17.02.2021). 24. Наливайко Т.Г. Игра – основной вид деятельности дошкольника [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/user/304675/page/igra-osnovnoy-vid-deyatelnosti-doshkolnika (дата обращения 18.02.2021). 25. Пальчиковая игра как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] URL: https://189131.selcdn.ru/leonardo/assets/uploads/attachments/b14a_C8veKygL0J9rPujEdkMDamTQ.pdf (дата обращения 18.02.2021). 26. Педагогика Фребеля [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika-frebelya (дата обращения 17.02.2021). 27. Перминова Н.А. Пальчиковые игры и их использование в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www.adou.ru/conference_notes/82 (дата обращения 03.02.2021). 28. Плотникова Я.М. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/22/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения 03.02.2021). 29. Пялькина Е.Г. Картотека пальчиковых игр для детей ясельной группы [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/23/kartoteka-palchikovyh-igr-dlya-detey-yaselnoy-gruppy (дата обращения 18.02.2021). 30. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр: педагогический проект [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/razvitie-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-palchikovyh-igr-4097369.html (дата обращения 03.02.2021). 31. Рашкинене Н.В. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/10836-razvitie.html (дата обращения 17.02.2021). 32. Саутина Т.Г. Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольных образовательных учреждениях, готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов [Электронный ресурс] URL: https://www.art-talant.org/publikacii/13196-sovremennye-metody-i-tehnologii-obucheniya-i-diagnostiki-v-doshkolynyh-obrazovatelynyh-uchreghdeniyah (дата обращения 03.02.2021). 33. Токмакова Ю. Пальчиковые игры как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-kak-sredstvo-aktivizaci-slovarja-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 03.02.2021). 34. Трофименко И.В. Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2017/11/03/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-palchikovye (дата обращения 17.02.2021). 35. Ушакова И.С. Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D1%83%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B8-%D1%81-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B/ (дата обращения 03.02.2021).  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Битва за Москву 1941 году и её значение.
Количество страниц:
33
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Управление федеральным (муниципальным) государственным долгом 
Количество страниц:
26
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Формы и методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image