Введение 3
1 Теоретические аспекты государственного управления образованием 5
1.1 Современное образование и его значение 5
1.2 Образование как государственно-общественный институт 9
1.3 Понятие и сущность государственного управления образованием 11
2 Специфика государственного управления образованием в Российской Федерации 17
2.1 Правовые основы государственного управления в сфере образования Российской Федерации 17
2.2 Отечественный и зарубежный опыт государственного управления системой образования 22
2.3 Направления развития государственного управления образованием в Российской Федерации 25
Заключение 31
Библиографический список 33
Читать дальше
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, были успешно выполнены. По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время идея о важности системы образования как целого, о несводимости этого целого к простому набору характеристик постепенно находит свое отражение в управленческих исследованиях, где появляются такие целостные описания, как педагогическая система, дух, культура и философия школы. Именно в системе образования закладывается долгосрочный потенциал социокультурной трансформации.
Систему образования можно отнести к важнейшим социальным институтам. С определенной функциональной точки зрения современная система образования включается в число различных институциональных структур, которые обеспечивают социализацию индивидов.
Образование – это часть процесса активной социализации личности. Оно является формализованной целенаправленной передачей накопленного опыта, различных знаний всем последующим поколениям, который осуществляется непосредственно в рамках соответствующих социальных институтов. Можно сказать, что процесс индустриализации стимулировал потребность в различных учебных заведениях. Постепенно начало появляться образование непосредственно в его современной форме, предполагающей передачу знаний при помощи профессиональных педагогов.
2. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
3. Для России уровень образованности населения является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы должно стать залогом динамичного социального и экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых технологий.
Проблемы развития системы образования в современных условиях связываются с его гуманитаризацией и гуманизацией, интернационализацией. Гуманизация образования подразумевает под собой направление большего внимания непосредственно запросам и интересам личности, к ее нравственному развитию; гуманитаризация же означает акцентирование пристального внимания непосредственно на изучении основных общественных дисциплин; интернационализация образования в итоге ведет к созданию единой современной системы образования для разных стран.
3. В росте конкурентоспособности национальной экономики уровень качества образования играет важнейшую роль. Развитие образования – это решающий фактор международного позиционирования России. Развитие интеллектуального капитала современного общества, формирование совершенно новых организационно-экономических инструментов развития человеческого капитала даст возможность России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы.
Читать дальше
1. Модельный образовательный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств (общая часть) (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-12 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // СПС «Консультант Плюс»
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301.
4. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – ст. 7598.
5. Агаркова, Д.А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования [Текст] / Д.А. Агаркова // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. – №2. – С. 101-107.
6. Айдинова, В.А. Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в Краснодарском крае [Текст] / В.А. Айдинова, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов всероссийской междисциплинарной конференции «Наука и инновации в современных условиях». – Краснодар, ЦНТИ, 2019. – С. 6-9.
7. Андиева, М.С. Управление образованием в РФ: правовой аспект [Текст] / М.С. Андиева // Право и образование. – 2015. – № 1. – С. 30-36.
8. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления [Текст] / Г.В. Атаманчук: курс лекций; изд. 2-е дополн. – М.: Омега-Л, 2019. – 584 с.
9. Балынская, Н.Р. Практические механизмы осуществления государственного управления в сфере образования [Текст] / Н.Р. Балынская // Вопросы управления. – 2019. – №2 (38). – С. 140-147.
10. Балыхин, Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект [Текст] / Г.А. Балыхин. – М.: Изд-во «Экономика», 2017. – 163 с.
11. Барабанова, С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография [Текст] / С.В. Барабанова. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2017. – 340 с.
12. Белова, З.С. Значение образования в процессе самореализации личности [Текст] / З.С. Белова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2017. – №3. – С. 69-73.
13. Белоруков, Д.А. Роль и значение социальной сфера в современной экономике [Текст] / Д.А. Белоруков // Системные технологии. – 2017. – №24. – С. 11-14.
14. Вечканова, Н.В. Право на образование в Российской Федерации: Конституционный аспект [Текст] / Н.В. Вечканова // Теория и практика общественного развития. – 2017. – №8. – С. 1-4.
15. Гамаюнов, В.Г. Механизмы управления образованием [Текст] / В.Г. Гамаюнов // Открытое образование. – 2017. – №5. – С. 63-71.
16. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры [Текст] / Б.С. Гершунский. – М.: Инфра-М, 2018. – 376 с.
17. Дольникова, Л.А. Конституционное право на образование советских граждан [Текст] / Л.А. Дольникова: дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 1984. – 221 с.
18. Комарова, Т.В. Государственная политика РФ в сфере образования: тенденции и проблемы [Текст] / Т.В. Комарова // ЭНСР. – 2017. – №4 (79). – С. 118-126.
19. Максимова, В.Н. Современный образовательный менеджмент [Текст]: учебное пособие / В.Н. Максимова. – СПб: ЛГУ, 2018. – 264 с.
20. Малиниченко, И.П. Роль образования в системе модернизации экономики [Текст] / И.П. Малиниченко // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2016. – №17. – С. 3-9.
21. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uis.unesco.org/
22. Мигачев, Ю.И. Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты) [Текст] / Ю.И. Мигачев // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – №2. – С. 184-190.
23. Михайлова, А.Д. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики [Текст] / А.Д. Михайлова, Л.И. Красноплахтова, Ж.С. Симонян // Сборник материалов международного конкурса научных работ «Научные достижения молодежи». – Краснодар: ЦНТИ, 2018. – С. 99-104.
24. Паевская, С.Л. Сущность понятия «образование»: исторический и правовой аспекты [Текст] / С.Л. Паевская // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №4. – С. 134-136.
25. Панасюк, В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы [Текст] / В.П. Панасюк // Образование и наука. – 2017. – №2. – С. 72-89.
26. Панасюк, В.П. О политике качества общего образования [Текст] / В.П. Панасюк // Стандарты и качество. – 2018. – № 7 (925). – С. 76-79.
27. Прокопенко, Ю.А. Образовательная потребность – основа функционирования образовательной среды [Текст] / Ю.А. Прокопенко // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 10-18.
28. Челебий, Р.А. Отечественный и зарубежный опыт государственного управления системой образования [Текст] / Р.А. Челебий // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №2-2. – С. 151-157.
29. Шиповская, Л.П. Потребность в образовании [Текст] / Л.П. Шиповская // Сервис +. – 2016. – №2. – С. 15-22.
Читать дальше