В свете идеологического разделения, очевидного в современной политике, стоило рассмотреть литературные произведения самых влиятельных политических теоретиков в истории, особенно те работы, которые оказали большое влияние на формирование прошлого и нынешнего состояния правительства и политики. Никколо Макиавелли был одним из самых выдающихся политических мыслителей своего времени, Макиавелли также был дипломатом, государственным должностным лицом, писателем и историком. На протяжении веков политические эссе Макиавелли влияли на бесчисленное количество ученых, политиков, мировых лидеров, и другие, озабоченные характером правительства и политическими изменениями. Имея это в виду, исследование концепций, выраженных у Макиавелли, может помочь пролить свет на некоторые из движущих сил современной политики.
Макиавелли прослеживает постоянный подъем и падение трех основных форм правления на протяжении истории. Для начала Макиавелли объясняет, что по мере того, как человеческое население начало увеличиваться, группы людей собирались вместе с целью взаимной защиты. Эти ранние общества выбирали из себя «самых сильных и смелых» служить князьями. В конце концов, это привело к развитию монархических правительств. Однако Макиавелли указывает, что эти необузданные монархи начали предаваться всякого рода роскоши, оскорблять свой народ и править как безжалостные деспоты. В свою очередь могущественные дворяне начали сговор против своих правителей. Макиавелли заявляет, что под влиянием этих дворян: «Массы вооружились против тирана и, избавившись от него, подчинились этим вождям как своим освободителям». По мнению Макиавелли, свержение бывшего монарха привело к возникновению аристократического правительства во главе с победоносной знатью. Пережив несправедливость деспотизма, новая правящая аристократия правила с почтением к закону и заботой о благополучии народа. Хотя изначально эта форма правления была успешной, она начала распадаться в течение нескольких поколений. Макиавелли приписывает это вырождение самодовольству и невежеству преемников аристократов, которые, в отличие от своих предшественников, никогда не знали тирании. Вместо этого новое поколение аристократии приняло «амбиции, распутство и насилие». Другими словами, аристократия растворилась в олигархической тирании. И снова люди свергли своих угнетателей и установили новое правительство. Как объясняет Макиавелли, демократическое правительство, основанное на народном согласии, было организовано таким образом, чтобы «власть больше не попала в руки принца или небольшого числа дворян». Как и предыдущие формы правления, продолжительность демократического правления была относительно недолгой. При такой форме правления «каждый человек советовался только со своими страстями, и ежедневно совершались тысячи несправедливостей». В свою очередь, демократия в конечном итоге превратилась в анархию. Со временем анархическое государство вернулось к правлению князя, что возобновило процесс политического упадка и возрождения. Как таковой,
Подчеркнув порочный характер монархических, аристократических и демократических форм правления, Макиавелли заключает, что лучшая форма правления включает комбинацию всех трех форм власти, организованных таким образом, что они взаимно сдерживают друг друга. Во введении Макиавелли цитирует правительство Древнего Рима как достигшего этого идеала. Поддержка Макиавелли трехветвленного правительства была вполне обоснованной. Хотя эта форма правления не может полностью предотвратить процесс распада, она, по крайней мере, замедляет круг правительств.