ВВЕДЕНИЕ 2 1. Власть и церковь- взаимоотношения религии и власти на примере Алтайского края 7 1.1. История становления института православной церкви в Алтайском крае 7 1.2. Первые шаги советской власти по пути «воинствующего атеизма» 9 2. Очередной виток государственно-церковных взаимоотношений в 1943—1953 годы. 13 3. Пик гонений пришелся на 1960-1961 гг. 24 4. Снижение антирелигиозной пропаганды в Брежневскую эпоху 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Отношение советского государства и православной церкви на Алтае в период с 1917 по 1987 год

курсовая работа
История
46 страниц
61% уникальность
2021 год
20 просмотров
Лысенко Е.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 1. Власть и церковь- взаимоотношения религии и власти на примере Алтайского края 7 1.1. История становления института православной церкви в Алтайском крае 7 1.2. Первые шаги советской власти по пути «воинствующего атеизма» 9 2. Очередной виток государственно-церковных взаимоотношений в 1943—1953 годы. 13 3. Пик гонений пришелся на 1960-1961 гг. 24 4. Снижение антирелигиозной пропаганды в Брежневскую эпоху 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Читать дальше
Актуальность работы: В наши дни у историков, наконец, появилась возможность попытаться осмыслить то, что происходило в России после Октябрьской революции 1917 года во взаимоотношениях между Церковью, духовенством и верующими с одной стороны и Республикой Советов - с другой. Сделать это беспристрастно, взвешенно и объективно стало возможным после знакомства с материалами из хранилищ советских органов ОГПУ, так называемыми «закрытыми» фондами архивов, следственными «делами» лиц, осужденных за веру. Непредвзятое освещение истории отношений Церкви и государства в контексте региональной и локальной истории Алтайского края, несомненно, будет только способствовать установлению лояльных отношений между ними. А возрождение Православия в регионе, диктует необходимость изучить деятельность РПЦ на Алтае, при отсутствии комплексных исследований по этой теме, после установления здесь Советской власти. В 2000-е годы в российской научной среде большой интерес проявляется к истории Церкви и её взаимодействии с государством. Судьба РПЦ и её многострадальный путь в XX веке - одна из актуальных тем нашего времени. В эпоху СССР, с одной стороны, провозглашалась свобода совести, и даже издавались законодательные акты, которые обеспечивали права верующих. Но с другой стороны, во-первых, это были очень несистематические послабления, которые всегда потом заканчивались контрреформами и победой «воинствующего атеизма». Верующие в этот период времени были лишены права свободно исповедовать свою религию, соответственно ни о каком положительном ее статусе в обществе не могло идти и речи.


Вас интересует где можно заказать написание курсовой работы по мировой экономике? Work5 - вот ответ на ваш вопрос! Наши авторы выполняют самые качественные курсовые работы.


. Цель работы: попытка проанализировать взаимоотношения местных органов Советской власти с РПЦ на Алтае в период с 1917 по 1987 годы и рассмотреть формы и методы работы органов по отношению к РПЦ. Достичь поставленной цели исследования можно благодаря раскрытию в работе следующих задач: - рассмотреть кардинальное изменение статуса религии в России до революции и после 1917 года - освятить позицию власти по отношению к РПЦ в сталинскую эпоху - проанализировать политику в отношении института церкви после 1953 года. - отметить нестабильность взаимоотношений власти и РПЦ на протяжении всей советской эпохи. Объектом исследования данной курсовой работы является православная церковь на Алтае в заданный рамками работы период. Предметом исследования являются изменения во взаимоотношениях РПЦ на Алтае с действующей властью в период с 1917 по 1987 годы. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы работы: - Изучение источников. Данный метод позволил выявить спектр источников, необходимых для объективной оценки исследуемых событий. - Аналитико-синтетический метод дал возможность провести анализ выбранных источников и установить связи между ними, собрав разрозненную информацию об одних и тех же событиях, освещённых в различных документах. Данный метод является очень эффективным при написании курсовой, так как позволяет выявить причинно-следственные связи между событиями, зафиксированных в найденных документах. - Критический метод. Истории взаимоотношений власти и Церкви на Алтае в течении заданного периода 1917-1987 освещена скудно, но имеют отражение в литературе того времени. Здесь необходим критический взгляд на источники, так как некоторые события представлены в виде документов и не имеют никакого отражения в печати. - Сравнительный метод. Сравнивая разные периоды истории развития отношений Церкви и государства на Алтае, их изменения с течением XX века, исследуя взаимоотношения с властными структурами удается обобщить и систематизировать весь материал работы и выяснить зависимость одного периода от другого и их логическую преемственность. Нужно заметить, что изучением истории взаимоотношений власти и Церкви на Алтае в период времени между революцией и перестройкой серьезно никто не занимался. В связи с этим все источники можно разделить на две группы: - общеисторические относящиеся к учебным пособиям по истории Алтайского края в составе СССР. - архивные храмовые источники (описи, протоколы, и др.) В статье предпринят анализ процессов, происходивших в Русской православной церкви с середины 1970-х до начала 1990-х годов. Документы государственного архива Алтайского края, свидетельствуют о состоянии приходской жизни РПЦ в Алтайском крае в контексте сравнительного анализа с событиями в других епархиях Русской православной церкви на территории РСФСР. На основе исследования лежит достаточно большой круг письменных источников, разных по своей ценности и характеру, отложившихся в фондах центральных и региональных архивов. Материалы по изучению общей религиозной политики Советского государства в 1917 - 1940 гг. мы обнаружили в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории, где были использованы документы В.И. Ленина, Е.М. Ярославского, секретариата Председателя Совнаркома. Основной комплекс наиболее ценных материалов о деятельности алтайских православных объединений был выявлен нами в Центральном хранении архивных фондов Алтайского края. Сведения по дореволюционной истории Православия на Алтае были обнаружены в 20 фондах краевого архива. Наиболее важными из них, на наш взгляд являются: Ф. 51 (Барнаульская городская дума), Ф. 1 (Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства), Ф. 26 (Барнаульское духовное правление), Ф. 2 (Алтайское горное правление). В качестве источников личного происхождения была использована «Историческая записка об обновленческом движении в Алтайской епархии» епископа Михаила Вяткина, повествующая об обстоятельствах распространения раскола на Алтае, и воспоминания К.К. Соколова, позволившие проследить жизненный путь одного из выдающихся Бийских архиереев - епископа Иннокентия Соколова. Важной группой источников стала для нас периодическая печать. Был предпринят сплошной просмотр газет: «Голос труда» за 1917-1918 гг., «Красный Алтай» за 1920 - 1922 гг., «Советская Сибирь» за 1922 - 1925 гг. Также в работе использовались материалы современных научных журналов, таких как «Отечественная история», «Вопросы философии», «Вопросы истории», «Наука и религия» и православных: «Ревнитель православного благочестия», «Журнал Московской Патриархии» и региональные издания Барнаульской и Алтайской епархии «Алтайская миссия», бийская газета «Храм». Современное общество, в своей основе не религиозно, но его значительная часть все больше начинает сегодня осознавать Православие как свое духовное ядро. Возрождение святынь, развернувшееся строительство новых храмов в современной России — это лишь первый шаг к восстановлению насильственно прерванной традиции духовной жизни русского народа.

Читать дальше
Взаимоотношения Русского государства с Церковью во все времена являли собой неотъемлемую часть политической истории нашей Родины. Не стал исключением в этом плане и XX век. Особую остроту и драматизм обрели они после Октября 1917 года. Свершившаяся пролетарская революция коренным образом изменила политические и социально-экономические условия жизни в стране, в том числе и на Алтае — составной части Российского государства. Серьезным препятствием на пути становления новых нравственно-духовных качеств стала религиозность населения. На ее устранение, на борьбу с Церковью в целом и направило свои усилия Советское государство с самого момента своего создания. Его религиозную политику, осуществляемую, в частности, и на Алтае, через властные, общественно-политические и иные структуры, можно подразделить на три этапа, которые вполне вписываются в общепринятую периодизацию взаимоотношений РПЦ с Советской властью. Первый из них охватывает время с 1917 по 1921 годы и определен историками как период «бури и натиска», жестокого, но бессистемного преследования складывающейся государственной системой православного духовенства и верующих. На этом этапе было принято несколько законодательных актов, поставивших РПЦ в «дискриминационное положение», по сравнению с другими общественными организациями. Основным документом для ее «преследования» был декрет Совнаркома «Об отделении Церкви от государства». Благодаря ему, православное духовенство и верующие Алтая лишались почти всех духовных учебных заведений, благотворительных и миссионерских учреждений, православных монастырей и приходских храмов. Вторую часть декрета, дискриминировавшего РПЦ, и касающуюся обязательного заключения договоров с верующими гражданами о передаче им в бесплатное пользование культурного имущества, местные власти выполнить не смогли. Но это момент они устранили на следующем этапе, который начался с 1922 года, и завершился в 1928 году. За это время государственная власть в союзе с общественными структурами осуществила в крае две антирелигиозные акции: провела реквизицию богослужебного имущества для борьбы с голодом в Поволжье и активно способствовала развитию «вширь» обновленческого раскола. К изъятию церковных ценностей алтайские священнослужители и прихожане отнеслись с пониманием и сочувствием. Местные власти, в свою очередь, не стали делать предметом судебных разбирательств незначительные «происшествия», имевшие место на Алтае в это время. Нужно сказать, что первый судебный процесс над алтайскими церковнослужителями состоялся уже после конфискации церковного имущества, и он был связан с внедрением в жизнь Церкви обновленческого раскола. Разбирательство на суде было скорее показательным и имело целью смутить сторонников Патриарха Тихона. В последующие годы, из всех алтайских священнослужителей арестам подверглись в основном наиболее активные противники раскола. Таким образом, местные власти, на первых порах, «искусственно» поддерживали существование обновленцев. Несмотря на это, деятельность последних на Алтае принесла свои нежелательные для РПЦ результаты: вследствие раскола в крае образовалось пять самостоятельных епархий: две староцерковных и три обновленческих. С началом широкомасштабных демократических преобразований конца XX в. ситуация в религиозном вопросе изменилась коренным образом. После выхода в свет в 1990 г. закона «О свободе вероисповеданий» и последующих актов в отношении религии, Православная Церковь, наконец-то, получила возможность воссоздать порушенные святыни, вернуть утраченное в годы гонений имущество, развиваться структурно и административно. Важным аспектом религиозной жизни Алтайского края стало образование - в 1994 г. — на новой основе Барнаульской епархии Русской Православной Церкви во главе с епископом Антонием Масендичем. Уже первые годы его работы были отмечены не только небывало интенсивным ростом числа храмов, возрождением монастырей, но и заметным усилением влияния Православия на всю общественную жизнь края, нарастанием здесь миссионерской, богослужебной, просветительской и благотворительной деятельности РПЦ. На сегодняшний момент Барнаульская епархия насчитывает более 200 приходов, семь монастырей, объединенных в шестнадцать благочиннических округов, 185 церковнослужителей, два скита, около ста воскресных школ для детей и взрослых. Из всех ныне действующих алтайских церквей шесть православных домовых храмов окормляют исправительные учреждения, две воинские части. В краевом центре были открыты и уже действуют несколько лет Барнаульское духовное училище, православная гимназия, клуб православных педагогов г. Барнаула. В городе Бийске четвертый год работает гимназия св. праведного Иоанна Кронштадского, учрежденная Бийским православным благотворительным Братством в честь Казанской иконы Божией Матери. Она является негосударственным образовательным учреждением и ставит своей целью объединение образовательного процесса с православным воспитанием, формирование высоконравственной личности, освоение культурного наследия России. Социально-политические оценки религиозной ситуации 1970-1990-х годов часто сопряжены с оптимистическими характеристиками процессов жизни и деятельности религиозных организаций. Процессы, связанные с восстановлением структур Русской православной церкви, возвращением и реставрацией церковного имущества, воспринимались как следствие либеральной государственной политики в отношение Русской православной церкви. В реальной ситуации, особенно в регионах, многие решения центральных органов власти оставались на уровне деклараций и заявлений о намерениях действовать в духе либерализации и демократизации.
Читать дальше
1. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII- н.XX). Барнаул 1997 г. 2. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII- н. XX). Барнаул 1997 г. С. 3. 3. ЦХАФ. АК. ФР. 531. ОП. 1. Д. 31. Л. 29. 4. ЦХАФ АК. ФП. 2. ОП. 6. Д. 5. Л. 5. ЦХАФ. АК. Ф. 138. ОП. 1. Д. 1. Л. 79. 6. Алов А.А, Владимиров Н.Г. Мировые религии. М.,1998 г. С. 97. 7. Русское православие: вехи истории. М., 1989.С.350 8. Феодальные землевладения в Северо-Восточной Руси. Т. 1.М., 1947.С.437 9. Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае. Томск, 1992 г. С. 11. 10. Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае. Томск 1992 г. С. 11. 11. Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае. Томск 1992 г. С. 13. 12. Коголь Т.Н. Русская Православная Церковь и государство. 1917 - 1927 гт. (на материалах Западной Сибири). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1995.С.105. 13. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.,1995. С. 67. 14. Русская Православная Церковь и право. М., 1999. С. 472. 15. Титлинов Б.В. Новая церковь. М., 1923.С.350. 16. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. М., 1924.С.315 17. Тютрина H.A. Русское православное монашество. Бийск, 2001.С.206. 18. Ульянова B.C. Взаимоотношения церкви и государства в России в допетровский период. М., 1995.С. 205 19. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.С.408 20. Хенкин Е.М. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921 1922 гг.). Красноярск, 1988.С.198. 21. Худяков A.A. История Алтайского края. Барнаул, 1971. 22. Цимбаев Н.И. Русская Православная Церковь в годы испытаний (1900-1941 гг.) // Вопросы философии. 2001. № 5.С.17-22. 23. Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970.С. 287. 24. Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти. С. 318. 25. Крейдун Ю.А. Бийский Архиерейский дом и Катехизаторское училище (1880 -1931 гг.). Барнаул, 2001.С.405. 26. Крейдун Ю.А. История Александро-Невского пещерного монастыря в начале XX столетия. Барнаул, 2001.С.364. 27. Титлинов Б.В. Новая церковь. М., 1923.С.401. 28. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. М., 1924. 29. Тютрина H.A. Русское православное монашество. Бийск, 2001.С.325 30. Ульянова B.C. Взаимоотношения церкви и государства в России в допетровский период. М., 1995.С.325. 31. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.С.256. 32. Феодальные землевладения в Северо-Восточной Руси. Т. 1.М., 1947.С.231. 33. Хенкин Е.М. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921 -1922 гг.). Красноярск, 1988.С.421. 34. Худяков A.A. История Алтайского края. Барнаул, 1971.С.452 35. Крейдун Ю.А., Скворцова Т.В. Бийский Тихвинский женский монастырь // История Православия на Алтае. Барнаул, 2001. 36. Римский C.B. Церковная реформа 60 70 гг. XIX в. // Отечественная история. 1995. № 2.С. 17-19. 37. Русская православная церковь и Советская власть в 1917 -1927 гг. // Вопросы истории. 1993. № 8.С. 24-29 38. Коваленко П. Бийск православный // Алтайская миссия. 2000. № 11 12. 39. Коваленко П. Бийские святыни // Храм: специальный выпуск. 2000.С.21-23. 40. Коваленко П. Бийская Казанка// Алтайская миссия. 2001. № 10.С.15-19 41. Савельев С. Бог и комиссары // Социологические исследования. 1991. № Свято-Никольский храм. Барнаул, 1999.С.40-45. 42. Сергеев А.Д. «Духовному правлению быть в Барнауле» // Алтай. 1995. № 3. 43. Скворцова Т.В. Барнаульский Богородице-Казанский женский монастырь // Православный Алтай. М., 2002.С.50-54. 44. Скворцова Т.В. Из истории Бийского Тихвинского женского миссионерского монастыря // Алтайская миссия. 2001. № 10.С.32-36. 45. Скворцова Т.В. История одной семьи // Алтайская миссия. 1998. № 1.С.17-24. 46. Скворцова Т.В. Экскурсия по родному городу // Алтайская миссия. 2000.С. 5. 47. Соколов М.С. «С беспощадной решительностью.» // Собеседник. 1990. № 16.С.40-45. 48. Цимбаев Н.И. Русская Православная Церковь в годы испытаний (1900 1941 гг.) // Вопросы философии. 2001. № 5.С.48-49 49. Щапов Я.Н., Васильева О.Ю. и др. Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVIII первой половине XX в. // Отечественная история. 1998. № 3 С.23-26. 50. Новиков, А. В. Политическая история отношений государственной власти и Русской православной церкви / А. В. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 793-797. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28369/ (дата обращения: 20.04.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Современные инструменты маркетинговых исследований
Количество страниц:
16
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Виды госслужбы: сходства и отличия
Количество страниц:
35
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Административное право
курсовая работа
уголовно-правовая характеристика мошенничества в сфере компьютерной информации
Количество страниц:
26
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image