На основании проведённого исследования можно сделать вывод:
Иностранные инвестиции являются отличным дополнительным источником финансов, материальных ценностей и иного имущества, способствующих расширению и обновлению основного капитала. За счет реализации инвестиционных проектов при поддержке иностранных инвесторов происходит внедрение прогрессивных технологий, современных методов управления и маркетинга. Иностранные инвестиции рассматриваются не только как дополнительный источник для внутренних капиталовложений, но и как механизм получения доступа к новой, более совершенной технологии, к системе сбыта на внешних рынках, к эффективным источникам финансирования со стороны зарубежных партнеров.
Роль международного движения капитала, приобретающего форму инвестиций, трудно переоценить. Иностранные инвестиции стали ключевым фактором развития национальных экономических систем, а на мировом рынке за них разворачивается активная борьба. Важным игроком международных экономических отношений - Россией - создана соответствующая мировой практике нормативная база регулирования инвестиционной деятельности внутри страны и привлечения иностранных инвестиций. Однако, как показывает анализ статистических данных, по масштабам привлечения иностранного капитала в национальную экономику Россия значительно отстаёт от передовых в экономическом аспекте стран мира, а темпы роста притока инвестиций недостаточны для адекватного сложившейся мировой конъюнктуре экономического роста.
Иностранные инвесторы вне зависимости от применяемых санкций по отношению к России, которые налагаются странами Запада, продолжают проявлять интерес к экономике государства. США пытается снизить инвестиционную привлекательность российской экономики, изолировать её от внешнего мира, однако режим санкций действует негативно и на ряд стран Европы. Европейские партнёры, которые ещё до введения санкций сотрудничали с Россией, не намерены прерывать начатые проекты. В настоящее время отмечается увеличение интереса со стороны азиатских инвесторов. В перспективах для зарубежных инвесторов по-прежнему остаются промышленные и энергетические отрасли России, сельское хозяйство, а также проекты в области инноваций.
Анализ современной ситуации иностранного инвестирования в России позволяет выделить две основные тенденции. Первая тенденция — это увеличение количества стран, которые осуществляют инвестиции в экономику России, а также разнообразие отраслей, которые интересуют зарубежных инвесторов. Вторая тенденция - сокращение объёма прямых иностранных инвестиций.
2019-й оказался самым успешным в плане инвестиционной активности с момента введения санкций против России. Основным драйвером роста стала стабилизация ситуации, как в политической, так и в экономической сферах. Понятно, что иностранным инвесторам нужно было увидеть несколько лет нормального функционирования экономики после шока 2014 года. Видимо, к 2019 году они ощутили уверенность в том, что российская экономика справилась с негативными факторами и способна дальше развиваться, соответственно, можно получать хорошую доходность на российском рынке».
Для повышения притока иностранных инвестиций государству, прежде всего, необходимо создать комфортные условия путем стабилизации национальной экономики. В случае ужесточения санкций со стороны Европы и США ситуация осложнится, так как до недавних пор основными инвесторами Российской Федерации были страны ЕС – Кипр, Великобритания, Франция, а также США. Поэтому необходимо развивать связи со странами Азии, в особенности – с Китаем. Для привлечения азиатских инвестиций России потребуется правильно обозначить возможности страны, наладить проблемы бюрократического характера. На фоне расширения связей с азиатскими странами такой вариант вполне реален, а экономический потенциал Китая, Индии и многих других весьма велик.
Состояние инвестиционного климата за последние три года значительно ухудшилось в связи с последними событиями вокруг украинского конфликта, способствующего замедлению притока иностранного капитала, а также к оттоку уже вложенной части иностранного капитала из российской экономики.
Таким образом, для того, чтобы инвестиционная привлекательность страны оставалась на высоком уровне, необходимо расширять географию потенциальных инвесторов, налаживать внутренние проблемы экономического и бюрократического характера, а также поощрять деятельность инвесторов, а не препятствовать их деятельности.
Рассмотрев основные направления и институты государственной политики в вопросах привлечения иностранного капитала, необходимо выделить ключевые аспекты инвестиционной политики: выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией; внимательная разработка правовой базы инвестирования при содействии всех институтов, занимающихся вопросами иностранного капитала; актуальное обновление законодательной и правовой базы в вопросах иностранного инвестирования во многом приближенное к международным стандартам; эффективное функционирование государственных структур в компетенции которых находятся вопросы, касающиеся деятельности иностранных инвесторов на территории России.
В заключение необходимо отметить, что иностранные инвестиции представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства, поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом зависит от реализации государственной инвестиционной политики при содействии всех государственных институтов, занимающихся вопросами привлечения иностранных инвестиций.