Введение 3
1. Понятие и признаки закона 5
2. Принципы и требования законности 8
3. Место и роль закона в правовой системе Российского государства 15
3.1. Конституционные положения о роли закона в правовой системе Российской Федерации 15
3.2. Соотношение законов и подзаконных нормативно-правовых актов 17
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Читать дальше
Законы – основной источник в системе права романо-германской семьи права. В завершение, стоит ещё раз вспомнить ключевые черты законов, их и основные признаки, а именно: верховенство закона, особая процедура принятия, изменения и дополнения, важность общественных отношений, которые они регулируют, подкрепление силой государственного принуждения.
Отдельно хочется сказать о том, что принимаемые законы должны отражать волю народа. Законы, как некий индикатор, могут рассказать, какие слои в обществе занимают более выгодное положение, а качество и частота принимаемых законов – о характеристиках государственного аппарата. К сожалению, наглядным примером может служить наше государство и состояние некоторых отраслевых кодексов, количество дополнений к которым может показаться бездумным, тем более когда сам дополняемый документ принимался сравнительно недавно.
Помимо признаков и сложенного из них определения законов, выше была определена классификация законов: обыкновенные и конституционные, кодифицированные и текущие, отраслевые и межотраслевые, законы субъектов и федеративные.
Не стоит преуменьшать значимость законов субъектов федерации. Практика показала, что периодически они обгоняют в развитии федеративное законодательство. Принимаются отраслевые кодексы раньше, чем на уровне федерации, например.
Гораздо менее значительными кажутся подзаконные акты, хотя это не так. Да, их отличает более простая процедура принятия, адресованы они, как правило, определённой группе лиц, могут вообще не носить нормативного характера, но их наличие является необходимым звеном в работы государственных органов. Зачастую подзаконные акты представляю собой способ взаимосвязи разных государственных структур.
Все подзаконные акты в Российской Федерации можно поделить на группы в соответствии с теми государственными органами, которыми они были приняты. Таким образом, выделим:
- указы и распоряжения Президента РФ;
- акты Правительства РФ;
- акты федеральных министерств и ведомств;
- акты исполнительной власти субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные акты.
Подзаконные нормативно-правовые акты встраиваются в единую иерархию источников права наряду с законами, однако не могут им противоречить.
Подавляющее большинство исследователей сходится во мнении, что действующее отечественное законодательство характеризуется большим количеством правотворческих ошибок, сохраняет бессистемность, не в полной мере синхронизированы муниципальный, региональный и федеральный уровни законотворческого процесса, что не позволяет оперативно устранять дефекты законодательства, информировать об этом участников правотворчества и правоприменения.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 06.03.2021).
Научная литература
2. Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. 396 с.
3. Исаев И.А. «Индивидуальный закон»: рождение понятия // История государства и права. 2017. № 24. С. 3-9.
4. Казанцев С. М. Проверка подзаконных нормативных правовых актов Конституционным Судом Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 1. С. 3.
5. Кашанина Т.В. Логика права как элемент юридической техники / Т.В. Кашанина // Журнал российского права. М.: Норма, 2008. № 2. С. 25-35.
6. Кирилловых А.А. Правовая доктрина и доктринальность в праве: к вопросу об источниках правового регулирования // Журнал «Законодательство и экономика». 2015. № 8. С. 78.
7. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2016. 352 с.
8. Лукьянова Е.С. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: уч. пос. 3-е изд. М., 2017. 208 с.
9. Малахов В.П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания: Уч. пос. М., 2013. 145 с.
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2016. 528 с.
11. Ображиев К.В. Проблемы нормативного отражения системы формальных источников российского уголовного права // Государство и право. 2017. № 5. С. 51-59.
12. Поленина С.В. Право и религия. Социальный аспект // Государство и право. 2018. № 2. С. 34-41.
13. Принцип законности: современные интерпретации / под общ. ред. М.А. Беляева, В.В. Денисенко, А.А. Малиновского. М.: Проспект, 2019. 168 с.
14. Румянцев М. Б. Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. 2017. № 2. С. 119-124.
15. Скоробогатов А.В. Правопонимание как философско-правовая категория // История государства и права. 2015. № 7. С. 9-13.
16. Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 5-17.
17. Тихомиров Ю.А. Право в современном мире: векторы развития // Государство и право. 2017. № 5. С. 5-10.
18. Фролова Е.А. Теория естественного права (Исторический аспект) // Государство и право. 2015. № 1. С. 71-79.
19. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85-102.
20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2018. 323 с.
21. Чиркин В.Е. Верховенство права: современные варианты терминологии // Журнал российского права. 2015. № 12. С. 5-11.
Читать дальше