Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие антропоцентричности, и парадигмы в языкознании………………4
2. Антропоцентрическая парадигма современного языкознания……………...8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………....13
Читать дальше
Появление антропоцентрической парадигмы в лингвистике обусловлено тем, что сам язык по своей природе антропоцентричен. Взгляд исследователя переходит от предмета познания к субъекту, анализирует человека в речи и речи в человеке. Акцент делается на личности носителя языка. Новый подход учитывает роль человеческого фактора в языке, вместо того, чтобы основываться на форме, он основан на содержании, а не на механизме, лежащем в основе языка, а на его применении.
Суть антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что научные объекты изучаются в первую очередь с точки зрения их роли для человека, их цели в его жизни, их функции для развития человеческой личности и ее улучшения. Он отмечает тенденцию ставить человека во главе всех теоретических предпосылок научных исследований и определяет его конкретную перспективу.
Таким образом, основными принципами языковой парадигмы, сформированной на рубеже тысячелетий, являются антропоцентризм, экспансионизм, функционализм, экспланационизм, семантико-центризм и текстоцентризм. В рамках этой парадигмы и в соответствии с ее принципами плодотворно развивается несколько научных направлений.
Читать дальше
1. Алпатов В.М. Об антропоцентрическом и семантикоцентрическом подходе к языку. М.: Вопросы языкознания. – 1993. –С. 15–26.
2. Бенвенист, Э. Общая лингвистика. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
3. Богданов В.В. Семантикоцентризм и формоцентризм в мировой лингвистике XX века. М.: Структурная и прикладная лингвистика. СПб., 1998 – с 3-8.
4. Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. -Изд-во акад. Наук СССР, 1963. - 391 с.
5. Волошин Ю.К. Контрастивная Фразеология. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Журнал Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. М.:ВАК, 2014. с 18–423
6. Кравченко А.В. Вопросы когнитивной лингвистики // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. – Бийск: БГУ, 1998. – т. 1. – С. 260–263.
7. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века / Е.С. Кубрякова// Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 238.
8. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М. Наследие, 1997. 207 с.
9. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. Пособие. 3-е изд., прераб. И доп. - Минск: ТетраСистемс, 2008. 272 с.
10. Пименова М.В. Методология концептуальных исследований // Вестн. Кемер. гос. ун-та. Сер. Филология / Ред. М.В. Пименова. Кемерово, 2002. 210 с.
11. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
12. Томас Самюэль Кун структура Научных революций. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 605 с.
13. Хомутова Т.Н. Научные парадигмы в лингвистике. М.: Вестник Челябинского государственного университета. 2009. С 142-151
Читать дальше