ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ………………………………………………………………………...8 1.1 Понятие трудной жизненной ситуации в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………8 1.2 Особенности и содержание социально-психологической работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации……………………………………13 1.3 Технологии социально-психологические работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации……………………………………………………..17 Вывод по 1 главе……………………………………………………………………34 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ…………….36 2.1 Диагностика семей, находящихся в трудной жизненной ситуации………...36 2.2 Реализация технологий социально-психологические работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации……………………………………49 Вывод по 2 главе……………………………………………………………………76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...81 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………85

Социально психологическая поддержка родителей в трудной жизненной ситуации

дипломная работа
Психология
84 страниц
68% уникальность
2021 год
43 просмотров
alexandr K.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ………………………………………………………………………...8 1.1 Понятие трудной жизненной ситуации в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………8 1.2 Особенности и содержание социально-психологической работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации……………………………………13 1.3 Технологии социально-психологические работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации……………………………………………………..17 Вывод по 1 главе……………………………………………………………………34 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ…………….36 2.1 Диагностика семей, находящихся в трудной жизненной ситуации………...36 2.2 Реализация технологий социально-психологические работы с семьями, находящихся в трудной жизненной ситуации……………………………………49 Вывод по 2 главе……………………………………………………………………76 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...81 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………85
Читать дальше
Семья - это сложная многогранная система социальных функций человека. Состояние института семьи определяется множеством факторов, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения в семье невозможны без фундаментальных изменений в социально-экономической жизни, тесно связанных с научным развитием семейных проблем и разработкой национальной стратегии семейной политики. В настоящее время вопросам поддержки матери и ребенка, в том числе многодетных, уделяется большое внимание на всех уровнях власти.


Если вам нужно начертить чертеж за деньги , сэтим вам может помочь компания Work5.


. Таким образом, важным компонентом социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им посредством мобилизации их собственных возможностей и вовлечения их окружения (часто родственников, друзей, членов других семей в аналогичной ситуации); квалифицированные специалисты социальной службы; государственные и частные структуры социальной помощи населению. Как отмечает философ и социолог И. Е. Кокарева "деньги проедаются, бедность остается" [19], поэтому выделяемые ресурсы должны быть направлены на включение механизмов социальной реабилитации, мобилизацию собственного потенциала семьи для самостоятельного решения текущих сложных ситуаций. Актуальность такого подхода к предоставлению социальных услуг определяется стремлением избежать частых сегодня случаев, когда профессиональные усилия социальных работников удовлетворяют основные потребности семьи и смягчают серьезность жизненных проблем, которые привели к кризис, но не вернуться к полноценной самостоятельной жизни. Это потому, что семья, получив помощь, сохраняет отчужденность и социальную изоляцию, возникшие в сложной жизненной ситуации. Семья в сложной жизненной ситуации - семья, оказавшаяся в ситуации, объективно противоречащей жизни членов семьи (инвалидность, болезнь, брошенность, пренебрежение, низкий доход, безработица, отсутствие постоянного места жительства, конфликты и злоупотребления в семье, одиночество и др.), которые семья не может преодолеть самостоятельно [24]. Деятельность специалистов организуется как ответ на запросы клиентов, которые до сих пор носят в основном материальный характер. При существующей" реактивной " позиции служб социальной защиты количество малоимущих семей не только не уменьшается, но даже растет. Количество малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги, в 2019 году составило 4431,1 тыс. (в 2018 году-439,7 тыс. семей), количество детей в этих семьях - 6099,4 чел. (в 2017-6465,7 тыс. человек) [26]. С каждым годом увеличивается число семей с детьми, нуждающихся в социальных услугах. Поэтому задачей нашего исследования является выявление путей эффективной социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Определение особенностей социальной и социально-педагогической работы с родителями предполагает анализ научных достижений ученых. Социально-педагогическая работа с семьями изучалась психологами (Т. Андреева, О. Бодалев, О. Бондарчук, И. Гребенников, И. Дубровина, С. Ковалев), социальными педагогами (Т. Голованова, Л. Гридковец, А. Капская, В. Кравец, В. Кузь, В. Инжеватов, В. Постовой, О. Л. Хромова). Интерес к социально-психологическим аспектам семьи в последнее время привлекает все большее внимание в России. Степень разработанности проблемы семьи, в силу ее актуальности, волновала исследователей с разных времен. Социология семьи начала формироваться в середине XIX в. Э. Дюркгейм, Ф. Энгельс и другие классики трактовали семью как главный и важнейший компонент, формирующий социальную основу общества. Традиция российского социологического изучения семьи была заложена в работах М. М. Ковалевского, который в конце XIX - начале XX веков анализировал генезис семьи. Сорокин П. А. акцентировал внимание на взаимоотношениях в семье и поднял проблему кризиса института семьи. Проблемы многодетных семей на протяжении многих лет рассматривались И. Л. Алесиной, И. Л. Гребешевой, А. Л. Антоновым, Л. Г. Камсюком, А. В. Мартыненко, А. В. Никитиным. В качестве исходной информационной базы используются теоретические материалы различных авторов, таких как Т. С. Зубкова, Н. В.Тимошина, Н. И. Бачарова и др. Статистический материал, законодательная и нормативная база по проблемам оказания социальной помощи многодетным семьям. Социальная помощь, как и проблемы многодетных семей, изучены недостаточно глубоко, что в совокупности обусловило актуальность выбора темы, объекта, предмета данной работы, постановки ее цели и логики поставленных задач. Объектом исследования является поддержка семей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Предмет исследования социально-психологическая поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Гипотезы. В большинстве многодетных семьях остро стоит проблема финансового плана. Вероятно, что степень поддержки государства является недостаточной на современном этапе. Большая часть многодетных семей, скорее всего, проживают в области, чем в городе. Цель исследования является изучение и анализ опыта работы социальной защиты, методов и форм, используемых с многодетной семьей на примере деятельности организации, департамент социальной защиты населения, а также дать рекомендации. Задачи исследования:  Изучить теоретические основы понятия многодетной семьи.  Проанализировать опыт работы специалистов организаций социальной защиты с многодетными семьями.  Изучить новые подходы (методы, формы и технологии) к осуществлению социальной работы с многодетной семьей. Теоретико-методологической основой исследования выступили идеи, концепции и теоретические положения организации и проведения психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях (М.Р. Битянова, Т.И. Лаврёнова, Е.И. Казакова, др.); психологические подходы в организации социально-педагогического сопровождения детей и подростков с нарушениями в развитии (М.М. Плоткин, Н.В. Ревенко, М.В. Шакурова); основы системы психолого-педагогического сопровождения (Н.Г. Осухова, Ю.В. Слюсарев, Т.И. Чиркова и др.). Общие и частные принципы, средства, способы, пути достижения целей, которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются: - в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; - в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся. Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся: - на гуманном отношении к личности; - на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога; - на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; - на поощрении её творческой самореализации. Принцип конфиденциальности, предусматривающий: - установление отношений открытости; - сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями. Методы исследования: работа с документами, анкетирование, экспертное интервью. Базой эмпирического исследования являются данные официальной статистики, а также результаты анкетирования многодетных семей. Научная новизна состоит, в анализе работы специалистов учреждения социальной защиты, с многодетными семьями. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Читать дальше
Сегодня психолого-педагогическая поддержка семей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, является важной составляющей процесса педагогической поддержки, заключающейся в создании условий для успешной социальной адаптации с последующим оказанием необходимой социально-педагогической помощи, способствующей их лучшей подготовке. для их будущей жизни. Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: - как профессиональная деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном воспитании ребенка; - как процесс, содержащий комплекс целенаправленных, последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать самостоятельный нравственный выбор при решении учебных задач; - как взаимодействуют опекун и опекун; - как технология, включающая ряд последовательных этапов деятельности учителя, психолога и других специалистов, обеспечивающих образовательные достижения учащихся; - как система, характеризующая взаимосвязь и взаимозависимость элементов: целенаправленная, значимая, процедурная и эффективная. Семья, находящаяся в сложной жизненной ситуации, - это семья, которая находится в ситуации, связанной с экономическими, правовыми, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, которые не привели к нарушению прав несовершеннолетних. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет типичные сложные жизненные ситуации ребенка, связанные с семьей. Достаточно большое количество факторов может спровоцировать сложную жизненную ситуацию в семье. Работа в рамках социально-психологической и педагогической поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, строится на следующих этапах: диагностико-исследовательская, второй этап работы включает индивидуальные и семейные консультации, семейное спонсорство, третий этап - работа с семьей, стремится принять окружающий мир, изменить ограничивающие представления, расширить модель мира, перспективы развития семьи, повысить ее социальный статус в месте проживания. Реализация этих шагов возможна с использованием следующих методов работы с семьей: презентация семье, приветственные визиты, экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семье, метод совместного планирования работы с семьей, система обучения, консультации специалистов, включение семьи в сферу культурной жизни и т. д. Таким образом, после фазы проверки эксперимента на основе результатов выполненных методик были получены следующие результаты. В выявленных типах родительских отношений со своим ребенком можно выявить негативные нюансы семейных межличностных отношений в семьях, находящихся в сложной жизненной ситуации. По результатам этого метода видим, что в большинстве семей отношения между родителем и ребенком отрицательные. Эмоциональное благополучие в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, ощущает менее половины опрошенных детей. Также измерили уровень агрессии и враждебности и увидели, что подростки из семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, характеризуются раздражительностью, подозрительностью и обидой. Однако они склонны к вербальной и физической агрессии, а также к косвенной агрессии. Целью обучающего этапа эксперимента являлась разработка и проведение работы по психологическому и педагогическому сопровождению, в том числе классная система развития и коррекции детско-родительских отношений в семье студента в сложной жизненной ситуации. В рамках данной работы реализован проект «Доброе сердце», проведено 10 сессий. Для проверки эффективности проделанной работы мы провели контрольную фазу эксперимента с целью подтверждения нашей гипотезы. И они доказали, что наша работа эффективна. Тип родительского отношения изменился после того, как родителям был поставлен новый диагноз, и показал значительное улучшение отношения родителей к своим детям. Снизился уровень агрессии и неприязни подростков. Эти данные служат достаточным основанием для вывода: наша работа по психолого-педагогическому сопровождению семей в сложных жизненных ситуациях, способствующая коррекции родительско-детских отношений, достаточно адекватна, результативна и результативна. Доказана эффективность выбранных показаний и содержание психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования полностью подтвердилась.
Читать дальше
1.Нормативно-правовые акты 1. Российской Федерации. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2020. – 39 с. 2. Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2020) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (Дата обращения 4.02.2021.) 3. Российской Федерации. Законы. О беженцах [Текст] : федер. закон : [принят Гос. думой 19 февраля 1993 г. : одобр. Советом Федерации 5 марта 1993 г.]. – М. : Ось-89, 1993. – 36 с. 4. Российкой Федерации. Законы. О вынужденных переселенцах [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 30.12.2015) : одобр. Советом Федерации 5 марта 1993 г.]. – М. :Норма. – 1993. – 41 с. 5. Российской Федерации. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ : одобр. Советом Федерации 28 июля 1998 г.]. – М. :Норма. – 1998. – 42 с. 6. Российской Федерации. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 4 декабря 1996 г. : одобр. Советом Федерации 10 декабря 1996 г.]. – М. :Норма. – 1996. – 102 с. 7. Российской Федерации. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст] : федер. закон : [принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. : одобр. Советом Федерации 28 ноября 1995 г.]. М. :Ось-89. – 1995. – 43 с. 2.Однотомные издания, монографии 8. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, [Текст] / М.: Класс, 2004. - 284 с. 9. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: методическое пособие [Текст] / под ред. М.К. Акимовой, К. М. Гуревича. - СПб.: "Питер", 2016. - 652 с. 10. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие [Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2012. - 208 с. 11. Андреева Т.В. Семейная психология: [Текст] / Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2009. - 244 с. 12. Барабанов В.В., А.А. Дорская, В.Г. Зарубин и др. Обществознание: [Текст] / В.В. Баранов, А.А. Дорская, В.Г. Зарубин. - М.: "Издательство Астрель", 2004. - 334 с. 13. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи [Текст] // Психологический журнал. - 2007. - № 2. - 9-16. 14. Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия России. [Текст] / С.А. Беличева. - М.: "Социальное здоровье в, 2005 под ред. проф., - 213 с. 15. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии: учебное пособие [Текст] / В.М. Бехтерев - М.: "Наука", 2012. – 399 с. 16. Бочарова Н.И., Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. - М.: Изд. центр "Академия", 2016. - 208 с. 17. Бурмистрова, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Методические рекомендации для специалистов системы образования [Текст] / Е.В. Бурмистрова. -- М.: МГППУ, 2016. - 359 с. 18. Елисеева Ю.Ю. Полный справочник психоаналитика. [Текст] / Ю.Ю. Елисеева. - М.: "Эксмо", 2017. – 608 с. 19. Зубкова Т.С., Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: [Текст] учеб. пособ. / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 224 с. 20. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: [Текст] 2-е издание. - М.: "Дашков и К°", 2019. - 224 с. 21. Курбатов В.И., Социальная работа: [Текст] Учебное пособие / В.И. Курбатов. - Москва.: Феникс, 2013. - 480 с. 22. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / В. С. Мухина // Психологический журнал. - 2012. -№ 5. - С. 5-9. 23. Назаренко С.В. Социология: [Текст] / Учебное пособие. СПб. "Питер", 2010, - 496 с. 24. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов. [Текст] / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб.: Речь. 2010. - 360 с. 25. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: [Текст] / учеб. пособие/под ред. проф.П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 272с. 26. Павленок П.Д. Теория история и методика социальной работы: [Текст] учебное пособие. - М.: "Дашков и Ко", 2013. - 428 с. 27. Павленко П.Д Основы социальной работы. [Текст] / Под ред. П.Д. Павленко. - Москва: Феникс, 2013. - 372 с. 28. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей [Текст] / М.М. Плоткин // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 47. 29. Ревенко, Н.В. Семья как объект социальной работы: учебное пособие [Текст] / Н.В. Ревенко. - М.: Академия, 2018. - 293 с. 30. Самыгин С.И. Социология для студентов вузов. [Текст] / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 189 с. 31. Социальная работа в России: образование и практика: сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. проф. Н.А. Грика. - Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2019. - 85 с. 32. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: методическое пособие [Текст] / Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2012. -370 с. 33. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: [Текст] учеб. Пособие, 4-е издание. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011. - 212 с. 34. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / М.В. Шакурова - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 272 с. 35. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. [Текст] / В.Б. Шапарь - М.: Издательство "АСТ"; Харьков: Издательство "Торсинг", 2019 - 734 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Корпоративная культура на предприятии
Количество страниц:
40
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Право граждан на медицинскую помощь и лечение
Количество страниц:
25
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Криминалистическая баллистика и ее значение в следственной практике
Количество страниц:
23
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image