Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о солнечной системе младших школьников 7 1.1 Естествоведческие понятия как часть естественнонаучного образования младших школьников 7 1.2 Анализ современных образовательных программ начального общего образования по проблеме формирования естествоведческих понятий (на примере формирования понятия «солнечная система)» 11 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по закреплению знаний о солнечной системе у младших школьников посредством применения рабочей тетради 20 2.1 Организация проведения диагностики первоначального уровня сформированности знаний о солнечной системе младших школьников в процессе выполнения заданий в рабочей тетради 20 2.2 Диагностика уровня сформированности знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста 25 Заключение 31 Список использованных источников 33 Приложение 1 37

Формирование знаний о солнечной системе у второклассников на уроках окружающего мира в процессе выполнения заданий в рабочих тетрадях.

курсовая работа
Языки
36 страниц
87% уникальность
2021 год
36 просмотров
Батавский А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о солнечной системе младших школьников 7 1.1 Естествоведческие понятия как часть естественнонаучного образования младших школьников 7 1.2 Анализ современных образовательных программ начального общего образования по проблеме формирования естествоведческих понятий (на примере формирования понятия «солнечная система)» 11 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по закреплению знаний о солнечной системе у младших школьников посредством применения рабочей тетради 20 2.1 Организация проведения диагностики первоначального уровня сформированности знаний о солнечной системе младших школьников в процессе выполнения заданий в рабочей тетради 20 2.2 Диагностика уровня сформированности знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста 25 Заключение 31 Список использованных источников 33 Приложение 1 37
Читать дальше
Актуальность изучения солнечной системы в младшем школьном возрасте на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что образовательный заказ государства направлен на развитие психологически и интеллектуально развитой личности ребенка, имеющей широкий кругозор, стремящейся к познанию явлений окружающего мира. Согласно нормативным образовательным документам, Окружающий мир, как отдельный предмет введен в общеобразовательную школу Приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 20 июня 2017 года в учебную программу общего среднего образования согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Первоначальные понятия естествоведческих наук формируются у детей на втором году обучения в начальной школе на уроке «Окружающего мира», где знакомятся с небесными телами и астрономическими явлениями, применяя при этом рабочие тетради. В процессе изучения «Окружающего мира» развивается творческие и интеллектуальные способности детей. Так, согласно Примерной образовательной программе, начальное общее образование вносит вклад в социально-личностное развитие ребенка.


Многих интересует цена дипломной работы по механике. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система понятий естествознания, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Урок «Окружающий мир» имеет подраздел «Человек и природа», где прописаны основные естествоведческие элементы и явления, представления о которых второклассник должен освоить к переходу на этап среднего общего образования. Проблемой изучения естествоведческого материала в школе и разработкой рабочих тетрадей занимались известные педагоги-ученые П.И. Попов, Р.В. Куницкий, Б.А. Воронцов-Вельяминов, В.В. Радзиевский, Е.П. Левитан и другие. Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие идеи формирования естественнонаучных понятий в современных общеобразовательных учебных заведениях: классическая теория формирования естественно-научных понятий у младших школьников (К.П. Ягодовский); методика проведения практических работ, наблюдений, экскурсий при развитии естественнонаучных понятий (П.Л. Завитаев); идея формирования научного мировоззрения на основе поэтапного изучения (с начальной школы) системы элементарных естествоведческих знаний о космических явлениях и объектах (Е.П. Левитан). Исследования проблемы формирования знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста исходят из недостаточной разработанности теоретических подходов к естествоведческому образованию как неотъемлемой части образовательного процесса, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне. Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена тем, что одним из векторов развития российского государства является естественнонаучное образование. В настоящее время в общеобразовательной школе в недостаточном объеме уделяется внимание естествоведческому образованию, что создает востребованность в создании методических пособий и рабочих тетрадей. В каждой основной образовательной программе общеобразовательных учреждений содержится естествоведческий материал не только в среднем и старшем звене, но в начальной школе. Но, несмотря на это, естествоведческие понятия формируются у учащихся на низком уровне. На основании этого мы выделяем следующие противоречия: - между нормативной востребованностью естествоведческих знаний и недостаточной практической базой для закрепления знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста при освоении содержания интегрированного курса «Окружающий мир» в начальной школе. - между объективной потребностью начальной школы в системе закрепления естествоведческих понятий, полученных в образовательной деятельности, и отсутствием специальных педагогических и материально-технических условий. На основе эти противоречий выделена проблема исследования: как, посредством применения рабочих тетрадей, обеспечить систему развития и закрепления знаний о солнечной системе младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Цель исследования: изучить и определить педагогические условия, необходимые для формирования знаний о солнечной системе у второклассников на уроках Окружающего мира в процессе выполнения заданий в рабочих тетрадях. Объект исследования: процесс формирования знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: педагогические условия необходимые для закрепления знаний о солнечной системе у младших школьников. Гипотеза исследования: допусти, что закрепление знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста будет эффективно при следующий условиях: - использование возможностей внеурочной деятельности в начальной школе; - использование инновационных педагогических технологий и методов обучения; - создание методических материалов для закрепления естествоведческих понятий, соответствующих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, а также не противоречащим современному научному знанию. Задачи исследования: 1. Раскрыть теоретические аспекты процесса формирования знаний о солнечной системе в системе естественнонаучного знания, а также провести теоретических анализ учебно-методических программ интегрированного курса «Окружающий мир» начальной школы; 2. Выявить уровень сформированности знаний о солнечной системе у учащихся младшего школьного возраста; 3. Выделить условия закрепления знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста и разработать на их основе цикл занятий по актуальным темам предмета «Окружающий мир» с применением рабочих тетрадей; 4. Оценить эффективность применения рабочих тетрадей в рамках разработанной программы для закрепления знаний о солнечной системе младших школьников. Методы исследования: 1. Теоретические (анализ учебно-методической литературы по предмету «Окружающий мир»); 2. Эмпирические (тест открытого типа, тест закрытого типа, анализ продуктов деятельности детей); 3. Психолого-педагогический эксперимент по проблеме исследования База исследования: школа №24, г. Киров. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассматриваются рабочие тетради как средство формирование знаний о солнечной системе у второклассников на уроках предмета «Окружающий мир». Ранее в научной литературе не было обнаружено исследований посвященных данной проблеме. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут использоваться в образовательных организациях для осуществления диагностической работы по выявлению уровня сформированности знаний о солнечной системе в младшем школьном возрасте, а также в построении психолого-педагогической работы, направленной на закрепление знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста  

Читать дальше
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования и закрепления знаний о солнечной системе у детей младшего школьного возраста позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления. Сравнительный анализ категорий «понятие» и «представление» показал, что представление образно-наглядно; выражает по преимуществу единичное. Понятие же представляет собой форму мышления, в которой отражается характеристическая совокупность признаков предметов. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно мыслить или знать, т.е. понятие в отличии от представления абстрактно. Теоретический анализ учебно-методических комплексов «Школа России», «Перспектива», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа», «Гармония», а также учебников по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; парциальных программ и программ внеурочной деятельности г.о. Тольятти показал недостаточное количество часов естествоведческого материала и низкий уровень разработанности образовательной базы для закрепления младшими школьниками естествоведческих понятий. Для подтверждения нашей гипотезы о том, что работа, выстроенная на основе современных педагогических технологий, а именно игровых, интерактивных и технологии критического мышления, с использованием технологии рабочей тетради в виде организации самостоятельной познавательной деятельности младшего школьника, мы провели педагогический эксперимент. На основе анализа результатов констатирующего эксперимента, мы смогли сделать выводы о том, что у учащихся 3-го класса контрольной и экспериментальной группы имеют преимущественно низкий уровень владения астрономическими понятиями. Мы сравнили данные, полученные нами в ходе констатирующего эксперимента, проведенный в рамках курсовой работы в общеобразовательной школе, с данными констатирующего эксперимента нашей бакалаврской работы и выявили тенденцию снижения качества освоения естествоведческих понятий. Это позволило нам выделить наиболее типичные ошибки в освоение понятий у учащихся начальной школы, на основе которых нами была разработана программа внеурочных занятий для закрепления знаний о солнечной системе и апробирована на базе школа №24, г. Киров. После реализации формирующей части нашего исследования мы провели повторную диагностику и выявили динамику в сформированности знаний о солнечной системе у учащихся 3-го класса. Учащиеся экспериментальной группы стали более точно и подробно описывать содержание естествоведческих понятий, работать с характеристиками того или иного космического объекта, активно обсуждать самостоятельно найденную информацию о космическом пространстве. Дети могут объяснить то или иное явление, ориентируясь на научное знание в области предмета «Окружающий мир». Большинство учеников усвоили расположение планет в Солнечной системе. Таким образом, поставленные цель и задачи достигнуты, выдвинутая нами гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа внеурочных занятий является эффективной для закрепления понятий у детей младшего школьного возраста, обучающихся во втором классе. Также видно перспективу в дальнейшей разработке полноценной программы внеурочных занятий, направленной на закрепление естествоведческих понятий  
Читать дальше
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. ‒ М.: Туманит, 2015. — 240 с. 2. Алексеева, О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе [Текст] / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017 . – 105 с. 3. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / - М., Университет, 2016 . – 201 с. 4. Арсеньев, А.С. Анализ развивающегося понятия [Текст] / А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров. - М: Наука, 2017. – 300 с. 5. Барашкина, С. Б. Учет уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений [Текст] / С. Б. Барашкина // Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 9-13. 6. Беспалько, В.П., Программированное обучение (дидактические основы) [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 2016. – 120 с. 7. Войшвилло, Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ [Текст] / Е.К. Войшвилло. – Либроком, 2014 – 240 с. 8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 2019.- 82 с. 9. Герасимова, Д.В. Роль информационных технологий в образовании [Текст] / Д.В. Герасимова. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. – 102 с. 10. Горелов, А.А. Естествознание как область взаимодействия науки и религии [Текст] / А.А. Горелов // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №4. – С. 23-25. 11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Григорьев Д. В., Степанов П. В. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с. 12. Гузеев, В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст] / В.В. Гузеев // Педагогические технологии. - №2. – 2016. - С. 16-21. 13. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев. – СПб.: Скифия, 2013. - 284 с. 14. Зинина, П. А. Изучение элементов окружающего мира в младших и средних классах. – М.: Родное слово, 2015 . - 32 с. 15. Карышева, Е.Н. Окружающий мир с увлечением. 2 класс: рабочая тетрадь [Текст] / Е.Н. Карышева . – СПб: Алетейя, 2020 . – 45 с. 16. Квашнин, В.А. Обучение естествознанию и формирование системы научных знаний в начальной школе: условия, диагностика, эффективность [Текст] / В.А. Квашнин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2018. - №10. – С. 393 – 397. 17. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: «Академия», 2018. - 288 с. 18. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. – М.: ЦГЛ. - 2015. – С. 3-5. 19. Левитан, Е. П. Быть или не быть школьной Окружающего мира[Текст] // Земля и Вселенная. – 2016. – № 1. – С. 41–48. 20. Левитан, Е.П. «Дидактика Окружающего мира» [Текст] / Е.П. Левитан . - 2-е изд.– М.: Едиториал УРСС, 2014. — 296 с. 21. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко – М., Политиздат, 2016. – 206 с. 22. Мартиросян, М.Ш., Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов [Текст] / М.Ш. Мартиросян // Начальная школа. – 2016. – № 10. - С. 31-35. 23. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] /А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 2014. – 168 с. 24. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды [Текст] / Н.А. Менчинская. - М.: Просвещение, 2018. - 224 с. 25. Меньшикова Е.Л. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников [Текст] / Е.Л. Меньшикова // Начальная школа. - 2019. - №10. - С. 18—21. 26. Миронов, А.В. Технология изучения курса окружающий мир в начальной школе [Текст] / А.В. Миронов – М.: Феникс, 2013. – 508 с. 27. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. – 180 с. 28. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс: Часть 2 [Текст] / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. – 180 с. 29. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]/ А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с. 30. Плешаков, А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь: 3 класс [Текст] / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2016. - 63 с. 31. Плешаков, А.А. Окружающий мир: 4 класс [Текст]/ А.А. Плешаков, Е. А. Крючкова, А.Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с. 32. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. — 4­е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. 33. Романова, Н.И. Окружающий мир с увлечением. 2 класс: рабочая тетрадь [Текст] / Н.И. Романова . – М.: Русское слово, 2020 . – 45 с. 34. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2015. - 208 с. 35. Смирнова, М.С. Как изучать окружающий мир в начальной школе [Текст] / М.С. Смирнова. - М.: Перо, 2016. - 66 с. 36. Смирнова, М.С. Методика преподавания «Окружающий мир» [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов / под редакцией М.С. Смирновой - М.:«Юрайт», 2016 . – 300 с. 37. Шамигулова, О.Л. Педагогические условия воспитания эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру [Текст] /О.Л. Шамигулова // Начальная школа. - 2017. - № 8. - С. 55—60. 38. Тихомирова, Е.М. Окружающий мир, 2 класс: тетрадь для практических работ №1 с дневником наблюдений [Текст] / Тихомирова Е.М. – М.: МИФ,2017. – 30 с. 39. Федотова, О. Н. Окружающий мир: рабочая тетрадь [Текст] / О.Н. Федотова . – М.: Академкнига, 2016 . – 66 с. 40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2015. – 66 с. 41. Федеральный базисный учебный план НОО для образовательных учреждений Российской Федерации реализующих программы общего образования [Текст] / Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012).  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ налогообложения и налоговой нагрузки бюджетной организации
Количество страниц:
41
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Налоги, налогообложение и налоговое планирование
курсовая работа
Китайцы в Южной Америке и странах Карибского бассейна (19-20 вв.)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Проект продвижения бренда работодателя на предприятии
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image