ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Понятие об эмоциях и чувствах в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы младших школьников 18 1.3. Роль школы семейного типа в развитии личности учащихся, её достоинства и проблемы 25 Выводы к первой главе 36 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 37 2.1 Организация и методы исследования 37 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 40 Выводы ко второй главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Особенности эмоциональной сферы младших школьников, обучающихся в школах семейного типа

дипломная работа
Психология
65 страниц
83% уникальность
2021 год
27 просмотров
Садовщикова Ю.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Понятие об эмоциях и чувствах в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы младших школьников 18 1.3. Роль школы семейного типа в развитии личности учащихся, её достоинства и проблемы 25 Выводы к первой главе 36 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 37 2.1 Организация и методы исследования 37 2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 40 Выводы ко второй главе 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Читать дальше
Актуальность изучения влияния стиля семейного воспитания на формирование эмоциональной сферы личности ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Было показано, что по состоянию эмоциональной сферы дети почти не отличаются от взрослых, а агрессивность - самая распространенная форма расстройств поведения, с которой приходится сталкиваться взрослым - родителям, воспитателям, психологам, психотерапевтам. Одним из проявлений рефлексивной психической деятельности человека - формой переживания человеком своего отношения к различным предметам - есть чувства и эмоции. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее ход. Чем старше человек, тем сложнее и своеобразных формы ее выражения. Человек учится управлять своими переживаниями и их проявлениями. Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки курса и результатов деятельности, мобилизационную, интегративной и защитную функции.


Если хотите заказать отчет по практике в Нижнем Новгороде , заходите на Work5.


. В психологии развития и воспитательной деятельности младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникает рефлексия и самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в мотивационно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), что также приводит к изменениям в эмоциональной сфере. Психолого-педагогические исследования обобщают научные данные по изучению эмоциональной сферы младших школьников (Г. Мюнстерберг, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). Изучением особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста занимались такие ученые, как К. Бюлер, Ф. Гудинаф, А.М. Паришонан, А.В. Запорожец. Проблема эмоциональных расстройств рассматривается с разных позиций Л.И. Божович, В.В. Лебединский, Ю. Миланич, В.С. Мухина, А. С. Никольская, В.А. Прокофьева. Ученые доказали, что начало обучения порождает значительные изменения в эмоциональной жизни детей. У младших школьников постепенно формируется способность контролировать свои эмоции, хотя они все еще не могут сдерживать проявление своих эмоций. В связи с этим вопросы изучения и диагностики эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста обучающихся в школах семейного типа, является актуальным и требует постоянного развития, что нашло свое отражение в поиске новых методов и приемов диагностики коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Недавно повышенный интерес к изучению эмоциональной сферы обусловлен тем, что уточнение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом. На основе вышеупомянутых противоречий и анализа научной литературы мы сформулировали цель, объект, предмет исследования и определили цели курсовой работы. Объектом исследования является эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. Предметом исследования являются психолого-педагогические особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста, обучающихся в школах семейного типа. Цель исследования заключалась в следующем: изучить особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, обучающихся в школах семейного типа. Задачи исследования: - Изучить понятие эмоций и чувств в психолого-педагогической литературе - Рассмотреть возрастные особенности развития эмоциональной сферы младших школьников - Рассмотреть роль школы семейного типа в развитии личности учащихся, ее достоинства и проблемы - Провести эмпирическое исследование по теме - Сделать выводы Методы исследования: изучение и анализ философской, культурной, социологической, психологической, педагогической литературы; эмпирические методы исследования (методы диагностики, тесты); количественные и качественные методы обработки результатов исследований. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.

Читать дальше
Проведенное нами исследование состояло из двух частей - теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения формирования эмоциональной сферы, с учетом гендерных особенностей детей младшего школьного возраста. В теоретической части работы мы рассмотрели специфику формирования эмоциональной сферы младших школьников. Для младшего школьного возраста характерным является недостаточное умение управлять своими чувствами, умение сдерживать или не показывать свои эмоции. Агрессивность больше выражается в словесной форме, ребенок не столько дерется, сколько грубит и дразнит. Младших школьников отличает эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Дети младшего школьного возраста подвержены переживанию, сопереживанию другим - взрослым и сверстникам. Ребенок младшего школьного возраста находится в эмоциональной зависимости от учителя. Ему необходима потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях. В данном возрасте начинают использоваться различные приемы волевого торможения. Дети данного возраста еще не могут сдерживать свои эмоции, когда ребенок огорчен или возмущен, или когда ему рассказали радостную новость, все эмоции выражаются в первую очередь с помощью мимики и жестов. Эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, развиваются высшие чувства - познавательные, нравственные, эстетические. Нравственные чувства в период учебного процесса детей с 1 по 4 класс, заметно обогащаются, становятся более определенными. Изучили гендерные особенности формирования эмоциональной сферы младших школьников. Девочки и мальчики отличаются уровнем своей эмоциональности. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на поощрение или порицание. Уровень развития социо-эмоциональной компетентности у девочек выше, чем у мальчиков. Осознанное чувство сопереживания другому человеку, свободное взаимодействие и общение легче осваивается девочкам младшего школьного возраста. Девочки более спокойны, послушны. Мальчики более самостоятельны, больше проявляют творчества. Девочки лучше сохраняют внимание, более терпеливы, более выносливы. Девочки активнее в процессе общения, мальчикам же сложнее вступить в диалог с незнакомым человеком. Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем среди мальчиков. Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, показало, что у девочек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков. В практической части исследования мы провели диагностику по выявлению эмоционального уровня, с учетом гендерных особенностей у детей младшего школьного возраста. Для этого нами был использован восьмицветовой тест М. Люшера (модификация Вольнефера), с помощью которого мы выявили уровень тревоги, стресса, утомления и напряжения отдельно у мальчиков и отдельно у девочек. После интерпретации результатов данной диагностики мы сделали вывод, что почти у всех мальчиков 1-4 классов был выявлен высокий процент наличия тревоги, стресса, напряжения и утомления, когда у девочек процент наличия показателей всех уровней меньше. Для более полного анализа данной проблемы, мы выявили с помощью 1-критерия Стьюдента достоверные различия эмоционального и функционального состояния между мальчиками и девочками по трем показателям (тревога, утомление и напряжение). Проанализировав результаты исследования, мы сделали вывод, что эмоциональное состояние учащихся 1-4 классов отличается по гендерным основаниям. Для улучшения эмоционального фона учащихся, а также качества обучения, мы разработали программу внеурочной деятельности, направленную на формирование эмоциональной сферы младших школьников с учетом их гендерных особенностей. Программа состоит из 4 разделов: • Раздел I. Изучение эмоций и своего поведения • Раздел II. Целеустремленность школьника • Раздел III. Мир общения • Раздел IV. Я и мои эмоции Программа «Жизнь эмоций» предполагает снижение эмоционального напряжения детей, а также развитие эмоционального интеллекта младших школьников. Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и воспитание в младшей школе. Его теоретиками и практиками неоднократно отмечалось, что здоровье детей на протяжении младшего школьного периода развития ухудшается, что дети заорганизованы, что они не умеют управлять своим поведением и плохо подготовлены к школе. Одной из главных причин такого положения дел в воспитании является его недостаточная психологизированность. Сказанное означает, что при построении системы дошкольного и шкального воспитания мало учитываются психологические особенности детей, психологическая специфика этого периода развития. Если проанализировать принципы, на которых строится современное образование, то легко увидеть, что обучение на занятиях по определенным предметам, способы общения и взаимодействия детей с взрослым и друг с другом, организация режима дня, где специальные занятия перемежаются со свободной игрой, и многое другое скорее прямо перенесены из других бал ее старших периодов детства, нежели строятся в соответствии с возрастными закономерностями развития младших школьников. Любая образовательная практика строится на психологической теории, не всегда ею осознанной. В основе многих систем современного образования лежит деятельностная концепция. Построенные на ее основе программы решают ряд фундаментальных проблем психического и личностного развития детей. Однако существуют вопросы, решить которые в рамках теории деятельности невозможно. В ходе подготовки данной работы, изучена масса специальной литературы, посвященной вопросам развития младших школьников и в большинстве книг, в том числе, и особенно, в специальных педагогических изданиях, педагогам отводится главенствующая, после семьи, роль в процессе воспитания младших школьников. И это. вероятно, было бы справедливо при идеальных условиях жизни. Но настоящее время, к сожалению, вносит свои коррективы в осмысление личности педагога. Пожалуй, сейчас, как в стародавние древнегреческие времена мы можем нимало, не смущаясь говорить, что педагог - это раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение им школы, часто - неспособный к физическому труду. В подавляющей своей массе, к моему сожалению - не более того! Поэтому целесообразна и актуальна была бы постановка вопроса о внедрении в системе образования института психологов, специально занимающихся вопросами психологической подготовки педагогов. В этом случае, педагоги должны будут нести, в основном нагрузку преподавателя, наставника, учителя, а вопросы, связанные с морально-нравственными и прочими, относящимися более к психологическим вопросам, факторами, будут разрешаться при посредничестве профессиональных психологов. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его. вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка. Каждому педагогу’ необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работа с профессиональным психологом. Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом диалектика взаимоотношений между’ поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: - "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Все цели и задачи выпускной квалификационной работы полностью решены.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). 2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамов. - 4-е изд. - М.: Академия, 2007. - 672 с. 3. Абрамян, Л. В. Игра дошкольника [Текст] / Л.В. Абрамян, Т.В. Антонова. – М.: Просвещение, 1989. – 235 с. 4. Альтернативное образование в России. Электронный ресурс: http://ddbo.ru/. 5. Анохин П. К. Эмоции. Большая медицинская энциклопедия, т. 35. М., 1964, с. 339—341, 354—357. 6. Антуфьева М.П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. - 2018. - №15. - С. 204-206. 7. Башмакова, С.Б. Организация коррекционной работы в процессе обучения младших школьников с минимальными нарушениями психического развитиябметодические рекомендации [Текст]: дис.кандидата пед. наук : 13.00.01, 13.00.03. / С.Б. Башмакова. - Киров: ВГГУ, 2004. - 163 с. 8. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. 9. Белопольская, Н.А. Азбука настроения. Развивающая эмоциональнокоммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст]/ Н.А. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2008. - 36 с. 10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с. 11. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / Пер. с нем. — М.: Новая Москва, 1924. — 556 с. 12. Вилюнас, В. К. Психология эмоций [Текст] / К. В. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Моск. ун-та, 1984. - 288 с. 13. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Искусство, 1986. - 573 с. 14. Голутвина, В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться [Текст]/ В. Голутвина. - М.: Гелеос, 2008. -256 с. 15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. завед. / Л. А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. 16. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников [Текст] / В.А. Гуров// Вестн. Томского гос. ун-та. - 2009. - С.56-59 17. Детская практическая психология: Учебник [текст]/ Под. ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2005. - 225 с. 18. Додонов, Б.И. Информационные теории эмоции [Текст] / Б.И. Додонов // Психологический журнал. - 2008. -№2. - С. 104-116 19. Дубровина, И.В. Практическая психология образования [Текст]/ И.В. Дубровина; перераб. и доп И.В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с. 20. Дусавицкий, А. К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 1982. - № 3. - С. 54-60. 21. Запорожец А. В., Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологическое исследование / А.В. Запорожец и др. - М.: Педагогика, 1986. - 172 с. 22. Изард, К.Е. Эмоции человека : [Пер. с англ.] / Кэррол Е. Изард; Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - 439 с. 23. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст]: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия,2004. - 288 с. 24. Кипнис, М. Ш. Тренинг лидерства [Текст] / М.Ш. Кипнис. - М.: ОСЬ-89, 2008. - 143 с. 25. Костерина, Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций [текст]/Н.В. Костерина. - Ярославль: Академический проект, 1999. - 238 с. 26. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А. Д. Кошелева, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М.: Просвещение, 2003. -176с. 27. Кулганов, В.А. Психогимнастика как метод коррекции психоэмоционального состояния дошкольников [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. - 2015. - №10. - С. 53-56 28. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [текст] /В.В. Лебединский [и д.р.] - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197с. 29. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964. – 344 с. 30. Максименко С.Д. Общая психология. — М.: 2004 - 528 с. 31. Малахова, Н.А. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей [Текст] / Н.А.Малахова. - Детство-Пресс. 2016. - 208 с. 32. Платонов К. К. О системе психологии. - Москва: Мысль, 1972. 216 с. 33. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. - Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с. 34. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость [Текст] / под ред. А. А. Реана. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 656 с. 35. Регуш, Л.А. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Регуш, А.В.Орлова. - СПб.: Питер, 2011. - 416 с. 36. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. (Сер. Общественные науки за рубежом. Философия и социология). Пер. с польск. 1979. 392 с. 37. Рогов, Е. И. Эмоции и воля [Текст] / Е. И. Рогов - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 240 с. 38. Рогов, Е.И. Эмоция и воля [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240с. 39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с. 40. Симонов П. В Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. - 1981. - № 5. - С. 39-48. 41. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности/ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с. 42. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с. 43. Сосновский, Б. А. Психология [Текст]: учебник для педагогических вузов / Б.А.Сосновский. - М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. 44. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]:учебник для студ. высш. проф. образования/Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2006. - 366с. 45. Фурманов, И.М. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.М. Фурманов. - Минск, 1996. - 192 с. 46. Чемрова, Е.С. Снижение уровня тревожности младших школьников на основе использования «физминуток» [Текст] Е.С. Чемрова \\Молодой ученый. - 2015. - № 1(81). С.375-377 47. Червова, Ю.Г. Игровая психотерапия [Текст] / Ю.Г. Червова. - Старобелокуриха, 2015. - С.1-31 48. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника [Текст]: учеб. пособие /Н.С. Чернышева. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 306 с. 49. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности [Текст] / Г.Х. Шингаров. - Наука, 1971. - 224 с. 50. Эмоции // Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика, 1996. С. 427. 51. Яновкая, М.Г. Воспитывать, вызывая ответные чувства [Текст] М.Г. Яновская // Начальная школа. - 2016. - №1. - С. 8-14.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности договора купли-продажи предприятия
Количество страниц:
33
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Современные методы и технологии управления деловыми коммуникациями на промышленном предприятии
Количество страниц:
50
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Теория поколений как основание для анализа межпоколенческих взаимодействий в образовательной организации
Количество страниц:
33
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image