Введение 2 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-психологической адаптации как психологического феномена 6 1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации как феномена в психологической науке 6 1.2. Психологическая характеристика социально-психологической адаптации как феномена 12 1.3. Структура и динамика социально-психологической адаптации 18 Выводы по главе 1 23 Глава 2. Особенности формирования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 25 2.1. Сущность социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 25 2.2. Индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты затруднения социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям службы в воинской части 31 2.3. Психотехнологии как инструменты психологический коррекции затруднений социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы 39 Выводы по главе 2 44 Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 46 3.1. Программа и методы исследования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 46 3.2. Анализ и статистическая обработка результатов психодиагностического исследования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 50 3.3. Обобщение и интерпретация полученных результатов психодиагностического исследования. Практические рекомендации руководящему составу и войсковому психологу части по формированию социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы 57 Выводы по главе 3 64 Заключение 66 Список использованных источников 70 Приложение 1 Полученные данные исследования 74 Приложение 2 Процесс статистической обработки 77

Исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву

дипломная работа
Психология
73 страниц
92% уникальность
2021 год
30 просмотров
Федотова Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-психологической адаптации как психологического феномена 6 1.1. Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации как феномена в психологической науке 6 1.2. Психологическая характеристика социально-психологической адаптации как феномена 12 1.3. Структура и динамика социально-психологической адаптации 18 Выводы по главе 1 23 Глава 2. Особенности формирования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 25 2.1. Сущность социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 25 2.2. Индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты затруднения социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям службы в воинской части 31 2.3. Психотехнологии как инструменты психологический коррекции затруднений социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы 39 Выводы по главе 2 44 Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 46 3.1. Программа и методы исследования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 46 3.2. Анализ и статистическая обработка результатов психодиагностического исследования социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 50 3.3. Обобщение и интерпретация полученных результатов психодиагностического исследования. Практические рекомендации руководящему составу и войсковому психологу части по формированию социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы 57 Выводы по главе 3 64 Заключение 66 Список использованных источников 70 Приложение 1 Полученные данные исследования 74 Приложение 2 Процесс статистической обработки 77
Читать дальше
Актуальность темы исследования определяется значимой ролью адаптации военнослужащих в успешном прохождении срочной службы, что определяет важность изучения и разработки психолого-педагогических технологий, направленных на повышение эффективности адаптации личности в условиях качественно изменяющейся социальной ситуации. В процессе адаптации военнослужащих срочной службы происходит усвоение военнослужащим норм, ценностей и условий изменившейся среды, он включается в систему сложившихся в воинском коллективе взаимоотношений, осваивает новые приемы поведения и деятельности, а также новые должностные обязанности. Процесс прохождения срочной военной службе на современном этапе характеризуется наличием повышенного информационного наполнения, высоких физических нагрузок и психоэмоционального напряжения, что может стать причиной формирования у молодых военнослужащих неблагоприятных функциональных состояний, что связано с повышенным расходом функциональных резервов организма.


Мы делаем срочные курсовые работы на заказ в Воронеже , заполняйте форму на сайте.


. В то же время, для выполнения военнослужащими поставленных задач необходим достаточный уровень физического и психического здоровья, способности к повышенному волевому напряжению и умение сохранять устойчивость в условиях тяжелых физических и психоэмоциональных нагрузок. В связи с этим изучение вопросов, связанных с исследованием особенностей, формирующихся и развивающихся у молодых военнослужащих в процессе адаптации к прохождению срочной военной службы, является чрезвычайно актуальным и требующим проведения специальных эмпирических исследований. Изучение проблемы адаптации человека к изменяющимся условиям жизни уже длительное время является одним из самых значимых направлений теоретических и прикладных исследований военной психологии. Особый интерес к данной проблеме обусловлен спецификой и высокой социальной значимости деятельности военнослужащих, степень успешности которой во многом зависит от эффективности адаптации к условиям похождения военной службы. Особый интерес представляет исследование личностных детерминант адаптации к условиям службы, что связано, во-первых, с необходимостью сопоставления индивидуальных особенностей с успешностью адаптации, во-вторых, выделением в структуре личности тех составляющих, которые определяют стратегию адаптации, в - третьих выявления механизмов и этапов динамики адаптации. Изучение личностных детерминант адаптации к условиям прохождения срочной военной службы представлено в трудах М.И. Дьяченко, С. Кабеле, В.В. Коннова, А.И. Костюка, А.Г. Маклакова, Ж.Г.Сенокосова, О.Г. Рындиной многих других исследователей. В то же время, в практике психологов военных частей нередки случаи, когда включение военнослужащего в новые, непривычные для него формы деятельности осложняется отсутствием у него ряда личностных качеств, необходимых для того или иного вида деятельности в процессе прохождения военной службы. В целом, психологические исследования, направленные на изучение особенностей динамики адаптации военнослужащих должны быть ориентированы на повышение эффективности и продуктивности военной деятельности, а также на повышение эффективности организации процесса психологического сопровождения ее субъектов. В соответствии с вышесказанным можно отметить, что проблема исследования заключается в том, что изучение особенностей психологической адаптации военнослужащих к условиям армейской среды в процессе прохождения срочной службы невозможно без изучения механизмов этого процесса и детерминант, определяющих особенности его протекания. Цель исследования заключается в изучении психологических особенностей адаптации военнослужащих в начале и конце срочной службы. Объект исследования: адаптационный процесс военнослужащих срочной службы. Предмет исследования: изменение показателей адаптации военнослужащих в процессе прохождения службы. Задачи исследования: 1. На основании данных литературы изучить основные концептуальные подходы к феномену социально-психологической адаптации 2. Дать психологическую характеристику феномена социально-психологической адаптации. 3. Рассмотреть структуру и динамику социально-психологической адаптации. 4. Выявить особенности социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 5. Изучить индивидуально-личностные и социально-психологические детерминанты затруднения социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям службы в воинской части 6. Проанализировать возможности применения психотехнологий как инструментов психологический коррекции затруднений социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы 7. Организовать и провести эмпирическое исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву 8. Обработать и проанализировать полученные данные 9. Сформулировать практические рекомендации руководящему составу и войсковому психологу части по формированию социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы 10. Сделать общие выводы по результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования. Гипотеза исследования: показатели уровня развития адаптации у военнослужащих в начале и конце периода срочной службы значимо различаются. В качестве теоретической и методологической основы проведения исследования выступили положения теории адаптации, представленные в работах Г.И. Аксенова, Ф.Б.Березина, М.И. Дьяченко, В.В, Коннова, А.Г. Маклакова, А.В. Орлова, Т.К. Рыкиной, О.М. Щербаковой и других исследователей. В качестве основной особенности данных исследований психологической адаптации можно отметить преимущественное проведение в социально и профессионально стабильной среде, обладающей относительно устойчивыми нормами поведения и деятельности людей. В то же время можно отметить, что при значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву недостаточно материалов исследований, направленных на изучение влияния личностного потенциала на эффективность процесса адаптации военнослужащих. Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение данных литературы по теме исследования, эксперимент, психодиагностическое исследование, сравнительный анализ, методы математической обработки данных. Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена выявлением психологических особенностей, влияющих на процесс социально-психологической адаптации к военной службе, а также определение психологических механизмов развития социально-психологической адаптивности военнослужащих, что необходимо для дальнейшего воздействия с помощь релевантных методов и средств на адаптивно значимые качества личности военнослужащих. Результаты исследования могут использоваться в практике войсковых психологов в процессе психопрофилактической и психокоррекционной работы с военнослужащими, проходящими срочную службу. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.  

Читать дальше
Адаптация представляет собой процесс взаимодействия между индивидом и окружающей средой, в результате которого происходит формирование стратегий и моделей поведения, адекватные изменениям окружающей среды. Прохождение социальной адаптации личности представляет собой многогранный процесс. В процессе адаптации происходит развитие индивидуума, осуществляемое в объективной и субъективной форме и основанный на активной или пассивной форме приспособления в процессе взаимодействия индивида с условиями социальной среды. В процессе адаптации изменяется и качественно преобразуется сама личность. В основе адаптации лежит ряд биологических, физиологических и психологических механизмов развития. На протяжении адаптации у человека происходит перестройка поведенческих стратегий или подбор новых, которые необходимы для того, чтобы эффективно приспособиться к новой социальной среде. Для успешного осуществления социально-психологической адаптации индивида задействована реализация следующих механизмов: когнитивных, эмоциональных механизмов, включающих в себя переживание моральных чувств и эмоциональных состояний и поведенческих, регулирующих направленность деятельности человека в изменившихся условиях. Выделяют ряд основных стадий процесса адаптации личности к изменившимся условиям среды: - начальную стадию, на которой происходит изучение условий среды с сохранением привычных стратегий поведения; - стадию терпимости, когда развивается толерантность к нормам и ценностям группы; -стадию аккомодации, когда происходит взаимное принятие новых правил поведения и системы ценностей; - стадию ассимиляции, характеризующаяся совпадением ценностей и стратегий поведения индивида и окружающей среды. Успешность прохождения адаптационного процесса оценивают в соответствии со степенью адекватности ответных реакций индивида, соотносимых с условиями окружающей среды и спецификой выполняемой деятельности. Процесс адаптации индивида к условиям прохождения военной службы по призыву характеризуется взаимодействием социально-психологической структуры личности новобранца (прежде всего, познавательной, эмоциональной и волевой) и спецификой воинского коллектива. Адаптация военнослужащих к условиям срочной службы представлена двумя относительно самостоятельными процессами, которые определяют особенности последовательного вхождения военнослужащих сначала в коллективы учебных подразделений (в процессе первичной социальной адаптации), а затем - в коллективы боевых подразделений (в процессе вторичной социальной адаптации). Процессы социальной адаптации, как первичной, так и вторичный, характеризуются определенной динамикой, включающей в себя прохождение ориентировочной, критической и завершающей стадии. Помимо основных психогенных факторов экстремальности условий окружающей среды в процессе прохождения воинской службы выделяется ряд социально-психологических детерминант, которые связаны с особенностями субъективных условий, свойственных для конкретной воинской части. Эффективная организация системы психологического сопровождения направлена на осуществление в максимально сжатые сроки подготовки военнослужащих к освоению новых профессиональных знаний, навыков и умений. С целью изучения психологических особенностей адаптации военнослужащих в начале и конце срочной службы было организовано и проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе войсковой части №45118, в проведении исследования приняли участие 40 военнослужащих, проходящих службу по призыву. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что показатели уровня развития адаптации у военнослужащих в начале и конце периода срочной службы значимо различаются. Для проведения психодиагностического исследования были выбраны следующие методики: НПУ «Прогноз-2», МЛО «Адаптивность», методика диагностики социально-психологической адаптации. Психодиагностическое исследование проводилось следующим образом: на первом этапе исследования было проведено изучение особенностей социально-психологической адаптации военнослужащих исследуемой группы в начале периода прохождения срочной службы; на втором этапе исследования было проведено повторное изучение особенностей социально-психологической адаптации военнослужащих исследуемой группы в конце периода прохождения срочной службы; на третьем этапе исследования было проанализировано соотношение показателей адаптации у военнослужащих по призыву; на четвертом этапе исследования были сформулированы общие выводы по результатам проведенного исследования, а также практические рекомендации руководящему составу и войсковому психологу части по формированию социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву к условиям воинской службы. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: изучение уровня адаптационного потенциала выявило значительное уменьшение количества военнослужащих, для которых характерны сниженные адаптационные способности; изучение уровня адаптивности выявило увеличение количества респондентов с уровнем адаптивности выше нормы, а также снижение количества респондентов с пониженным уровнем адаптивности; по результатам изучения нервно-психической устойчивости в конце прохождения службы можно отметить увеличение респондентов с высокой нервно-психической устойчивостью. По результатам статистического анализа данных исследования были выявлены статистически значимые различия в показателях нервно-психической устойчивости и адаптивности военнослужащих по призыву в начале и в конце службы. Таким образом, в результате проведения эмпирического исследования подтвердилось предположение о различии показателей адаптации у военнослужащих в начале и конце периода прохождения срочной службы.  
Читать дальше
1. Айдаралиев А.А., Максимов, А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. - Спб.:Наука, 2010. - 124 с. 2. Аксенова Г.И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии //Прикладная психология. – 2018. - №4. – С.6-11 3. Арестова О.Н., Калинина, Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О.Н. Арестова, Н.В. Калинина // Вестник Московского университета. – 2018 - №1 - С. 45 - 50. 4. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 2011. -№1. - С. 92 – 100. 5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Спб, 2012. - 267 с. 6. Боченков A.A., Чермянин, C.B., Булыко, В.И. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов // Военно-медицинский журнал, 2016. - № 11. - С. 41-46. 7. Военная психология / под. ред. Маклакова А.Г. – Санкт-Петербург, 2012. – 426 с. 8. Вязицкий П.О. Адаптация к условиям военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств // Военно-медицинский журнал. – 2016. -№ 10. - С. 48-52. 9. Гартман Г. К основоположению онтологии / Г. Гартман. - М.: СПб: Наука, 2015. - 640 c. 10. Гирфатова А.Р. Особенности социально-психологических качеств личности призывников и их адаптации к экстремальным ситуациям // Вестник Башкирского университета. 2010. - Т. 15, № 3. - С. 857-861. 11. Губин В.А. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2015. - Т. 3. - С. 34-38. 12. Душков Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности / Б.А. Душков, Б.А. Смирнов. - М.: Академический проект, 2005. - 848 c. 13. Дьяченко М.И. Военная психология и педагогика. – Минск, 1999. – 337 с. 14. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека /Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2005.- 412 с. 15. Кабеле С. Психолого-педагогическое исследование адаптации молодых солдат на пограничных заставах чехословацких пограничных войск: автоpеф. дис. канд. пед. наук. – М.,2000. 16. Калинин И.В. Фрустрация как внутреннее условие конфликтного поведения человека / И.В. Калинин. - Ульяновск, УлГУ, 2010. - 214 с. – 203 с. 17. Коннов В.В. Особенности психологической адаптации личности к служебно-боевой деятельности/ автореф.дис….канд.пс.наук, Ирк ГПУ, 2012. - 126 с. 18. Костюк А.И. Адаптация и военная служба // Военная психология: методология, теория, практика. - 2017. - №3- -С. 49-52. 19. Кривошеев В.В., Макаров С.Н. Символический интеракционализм: методология анализа процессов в процессе управления // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2014. - №2. – С.56-58. 20. Коршевер Н.Г., Дорфман Ю.Р., Ситмбетов Д.А. Психосоматические аспекты адаптации военнослужащих к условиям военно-профессиональной деятельности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций - 2018. - №7. -С. 89-91. 21. Левин К. Динамическая психология /К.Левин. - М.: Смысл. 2011. – 340 с. 22. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека /А.Б. Леонова. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1994. - 200 с. 23. Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. - М.: «Знание», 1996. - 308 с. 24. Медведев В. И. Адаптация человека / В.И. Медведев. – М.:Изд-во РАН, 2003. – 584 с. 25. Мерлин В. С. Психология индивидуальности /В.С. Мерлин. // Избр. психол. труды / Под ред. В. А. Климова. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 448 с. 26. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения /Т.А. Немчин. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 2003. – 167 с. 27. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. - М.: Воениздат, 2010. - 352 с. 28. Подоляк С.В. Практические вопросы военной психологии. – М.: Воениздат, 2011. – 244 с. 29. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход/ авто-реф.дис. …докт.псих.наук, СПб ун-т, 2016. - 138 с. 30. Прошутинский, Ю.С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования. – СПб, 2013. – 223 с. 31. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Российской армии / О.Г. Рындина : Дис. канд. психол. наук : 19.00.05. – Чебоксары, 2010. – 127 с. 32. Селье Г. Стресс без дистресса /Г. Селье - М.: Прогресс, 2012. - 125 c. 33. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: Диссертация кандидата психологических наук. – М: ВПА, 2008 – 264 с. 34. Соловьева О. В. Уотсон: бихевиоризм - предсказание поведения и контроль за ним / О. В. Соловьева // Прикладная психология и психоанализ. -- 2018. -- № 1. -- С. 15 -- 17. 35. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса /Л.Фестингер. - СПб.: Ювента, 2009. – 310 с. 36. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. - М.: Прогресс, 2010. - 368 с. 37. Шамрей В.К., Костюк Г.П., Колякин В.В., Кобзон В.А. Мониторинг психического здоровья военнослужащих на различных этапах прохождения военной службы// Военно-медицинский журнал. - 2017.-- №6.-С. 53-57. 38. Щербакова О.М, Орлов, А.В., Рыкина, Т.К.,. Этнические и социально-психологические факторы адаптации призывников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2017. № 1. – С. 209-214. 39. Эллис А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. /А.Эллис. М.: Аспект-Пресс, 2012. – 273 с. 40. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учеб.пособие / М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2010. - 164с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Закрытые и открытые партийные системы: мировой опыт
Количество страниц:
70
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Политология
курсовая работа
Внедрение новых технологий и их эффективность в филиале АО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция"
Количество страниц:
29
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Проектирование системы психологической помощи в созависимых отношений
Количество страниц:
31
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image