Введе-ние...............................................................................................................3 Глава 1. Понятие смеховой культу-ры...................................................................7 1.1 Что представляет собой смеховая культу-ра...................................................7 1.2 Источники по исследованию смеховой культу-ры.......................................10 Глава 2. Основные аспекты исследования смеховой культу-ры.......................19 2.1Способы и методы исследования смеховой культу-ры..............................19 2.2 Смеховая культура, как объект исторического исследова-ния................29 Заключе-ние.......................................................................................................39 Список использованной литерату-ры................................................................41

Смеховая культура как объект исторического исследования позднесоветского общества

курсовая работа
История
40 страниц
68% уникальность
2021 год
33 просмотров
Шевякова А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введе-ние...............................................................................................................3 Глава 1. Понятие смеховой культу-ры...................................................................7 1.1 Что представляет собой смеховая культу-ра...................................................7 1.2 Источники по исследованию смеховой культу-ры.......................................10 Глава 2. Основные аспекты исследования смеховой культу-ры.......................19 2.1Способы и методы исследования смеховой культу-ры..............................19 2.2 Смеховая культура, как объект исторического исследова-ния................29 Заключе-ние.......................................................................................................39 Список использованной литерату-ры................................................................41
Читать дальше
Актуальность. Многогранность мировой культуры смеха и ее раз-личные формы проявления создают реальные предпосылки для выяснения и понимания ее сущности, понимания ее общих черт и того, как эти черты преломляются в конкретных национальных культурах. Смех, помогая пе-реосмыслить прошлое, позволяет понять настоящее и найти возможные пути выхода из культурного кризиса нашего времени. Это особенно акту-ально для современной России, где интенсивные социокультурные измене-ния вызывают, наряду с серьезной критикой политического и научно-теоретического характера, мощную реакцию смеха, позволяющую значи-тельным, если не всем, слоям российского общества определить свое от-ношение к ним. В частности, актуальность темы исследования определяется, во-первых, тем, что изучение феномена смеха, возникшего на стыке различ-ных сторон человеческого существования (в первую очередь, его духовно-го и телесного аспектов), открывает новые возможности. Возможности по-нимания сущности человека и общества в аспекте социокультурной исто-рии. В нынешнем состоянии российского общества, характеризующемся размытием общепринятых ценностей и в известной мере моральным реля-тивизмом, важность диалога с культурой смеха обнадеживает: смех сохра-нил некую первозданность, можно даже сказать - вечную. человеческие идеалы. Обращение к этим идеалам сейчас не может быть более важным и ценным. Во-вторых, смех актуален для понимания истории культуры и обра-за жизни в целом.


Необходима магистерская диссертация на заказ ? Доверьтесь сервису Work5.


. Осуждая зло, выделяя обширные слои человеческой жизни, модели поведения, типы личности, культура смеха не только опи-сывает современное общество, но и дает ему моральную оценку, которая важна для понимания сути культуры в целом. В-третьих, актуален нормативный аспект смеха - поиск и утвержде-ние моральных идеалов и ценностей. Культура смеха утверждает именно общечеловеческие жизненные ценности, наполненные древними смыслами духовного очищения и возрождения, единства, оптимизма, полноты жиз-ни, любви к Родине, которые противостоят временным, сиюминутным, а потому зачастую нежизнеспособным идеологическим и политическим дог-мам и постулатам. Здоровый смех сублимирует столь необходимую обще-ству положительную энергию на фоне далеко не идеальной социально-политической и социально-психологической ситуации нашего времени. В-четвертых, в основе смеха как многомерного явления лежат раз-личные представления о человеке и его сущностных проявлениях, его от-ношении к миру и другим людям, что можно назвать глубоким мировоз-зрением личности. В-пятых, культура смеха реализуется в различных видах искусства, художественной культуре, и их развитие, частично осуществленное в этом произведении, также представляется актуальным. Таким образом, изучение природы смеховой культуры, в том числе российской, проникающей во все сферы жизни человека, делает актуаль-ным понимание ее как междисциплинарного объединяющего феномена, имеющего универсальный идеологический характер, что делает его в В свою очередь, одно из ценных свидетельств культуры человечества. Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что смех пред-ставляет собой обширный и чрезвычайно важный пласт жизни человека и общества, он до сих пор, можно сказать, остается на периферии культур-но-исторических и социокультурных исследований. Лишь в последние де-сятилетия наблюдается пробуждение и некоторый рост интереса к данной теме, попытки признания смеха равноправной стороной культурного диа-лога. В отечественной общественной мысли проблему смеха во всей пол-ноте поставил М.М. Бахтин. Его труд «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» обозначил принципиаль-но новую веху в панорамном осмыслении категории смеха. Во многом благодаря этой книге, инициировавшей научное внимание к данной про-блеме, в последние десятилетия у нас появился ряд статей и монографий, посвященных указанной тематике. Разные стороны проблемы смеховой культуры нашли отражение в трудах В.Я. Проппа «Проблемы комизма и смеха», Ю.Б. Борева «Комическое», Д.С. Лихачева, A.M. Панченко, Н.В. Понырко «Смех в Древней Руси»,А.И. Лука « Юмор, остроумие, творче-ство», Д.П. Николаева «Смех - оружие сатиры». Объект – смеховая культура. Предмет – смеховая культура позднесоветского общества. Цель – изучить смеховую культуру как объект исторического иссле-дования позднесоветского общества. Задачи: – раскрыть, что представляет собой смеховая культура; – выявить источники по исследованию смеховой культуры; – определить способы и методы исследования смеховой культуры; – обосновать смеховую культуру, как объект исторического исследо-вания. Хронологические границы исследования – т.к. тема работы про позднесоветское общество, то логично выделить период исследования с 1960 по 1980 гг. Территориальные границы исследования - вся территория России, т.к. тема работы подразумевает исследование позднесоветского общества. Источниковой базой исследования послужили монографии и ста-тьи в периодических изданиях таких авторов, как: Абельс Х., Аверинцев С.С., Барг М. А., Бахтин М.М., Бергсон А., Вайль П., Гусев С.С, Тульчин-ский Г.Л., Дмитриев А.В. и др. Теоретической и методологической основой исследования являют-ся работы историков культуры и искусства по проблемам смеховой куль-туры, сравнительный метод изучения формирования и взаимодействия различных культурно-эстетических традиций, а также исторические и культурологические труды по проблемам истории и культуры. Методология исследования и методы. Т.к. исследование историче-ское, то были использованы следующие методы: причинно-следственный анализ связей между историческими событиями, историко-системный ана-лиз, структурно-диахронный анализ исторических процессов. Практическая значимость. Работа имеет не только теоретический, но и практический характер. Смех представляет собой многогранный фе-номен, проявляющийся в различных сферах человеческого бытия. Выяв-ление сущности и своеобразия смеховой культуры позволяет ориентиро-вать духовное развитие личности в направлении высших ценностей. Мате-риалы и выводы исследования могут быть использованы в разработке проблем литературы, отечественной культуры, в преподавании соответ-ствующих курсов, как в средних, так и в высших учебных заведениях.

Читать дальше
В начале исследования были поставлены следующая цель и задачи. 1. Раскрыть, что представляет собой смеховая культура. Смеховая коммуникация рождается и существует в зоне контакта: личностей и соци-альных групп, культур и эпох, центра и маргиналий. Такую же зону кон-такта представляет собой и теория комического, объединяющая сферы широкого ряда наук и высвечивающая различные уровни смешного — от языковой игры до глобальных философских построений. Каждый из этих уровней обладает собственной логикой, выстраивая свои уникальные ас-социации и модели смешного; при этом предложенные модели не замкну-ты и не дискретны: переплетаясь между собой, уточняя друг друга, они образуют сложную, но цельную систему. 2. Выявить источники по исследованию смеховой культуры. Анализ смеховой коммуникации не может быть ограничен только описаниями фактов, предложенными психологией, физиологией, лингвистикой и т.д., поскольку в этом случае то общее, что проявляется в смехе, рискует поте-ряться под тяжестью частностей и примеров. Смех, взятый как целост-ность, должен охватывать ту сферу, где границы гуманитарных наук, те-ряя частную специфику, размываются и сходятся — общефилософскую сферу социокультурных исследований бытия человека и общества. 3. Определить способы и методы исследования смеховой культуры. В советский период свобода самовыражения, принципиальнейшим компо-нентом которой является юмор, рождает контркультуру, противостоящую власти. Ее основу составляют фольклорные жанры - анекдот, частушка, дворовая песня, неофициальная литература, рок-поэзия и др., вносящие свою смеховую коррективу в советскую общественную жизнь. Из поколе-ния в поколение смех передает традиции оптимизма и духовного здоровья, выступая действенным противоядием от идеологических догм. 4. Обосновать смеховую культуру, как объект исторического иссле-дования. Оппозиция «официальная культура - контркультура» разрушает-ся с началом деидеологизации советской общественной жизни в середине 80-х. Тотальная свобода, отринув идеологию прошлого, не предложила, однако новых опор в жизни. Эпоха вступила в фазу полифонии, где куль-турные приоритеты исчезают, упраздняя любые иерархии ценностей.
Читать дальше
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в ин-терпретативную социологию / пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. СПб.:Мир, 2016. – 240 с. 2.Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: ИФ РАН, 2017. - С. 7 - 19. 3. Барг М. А. Историческое сознание как проблема историографии // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания. – М. : ИВИ РАН, 2015.– С. 21-38 4. Бахтин М.М. Автор и герой. - СПб.: Азбука, 2016. - 336 с. 5. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художествен-ная литература, 2016.-543 с. 6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Писатель, 2013.-364 с. 7. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 2014. - 543 с. 8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 2019. - 424 с. 9.Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 2018. - 127 с. 10.Вайль П. 60-е. Мир советского человека. – М. : НЛО, 1998. – С. 142. 11. Гусев С.С, Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. — М.: Политиздат, 1985. - 192 с. 12. Дмитриев А.В. Социология юмора. - М.: Издательство РАН, 2016. - 214 с. 13. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.:Эра, 2016. – 220 с. 14.Ильин В.В. Философия: Социальная философия, аксиология, фи-лософия истории. - М.: Академический проект, 2019. - 386 с. 15. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 2016. - 224 с. 16. Краткий психологический словарь / под ред. Л. А. Карпенко, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 2018. – 320с. 17. Левченко В. Смех как антропологическое измерение культуры // Докса : сб. науч. тр. по философии и филологии. Вып. 16 : Феномен смеха и смех в культуре. Одесса, 2012. – С. 74–81. 18. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Н. А. Николюкина. М., 2017. – 450 с. 19. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб., 2017.– 220 с. 20. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печат-ной культуры. Киев, 2014. – 180 с. 21. Найден самый древний неприличный анекдот [Электронный ре-сурс]// Взгляд: деловая газета. URL: http://www.vz.ru/news/2008/8/3/192640.html (дата обращения: 20.02.2021). 22. Новицкая Л. Ф. Возможно ли потребление искусства? // Человек в мире культуры: потребление и культура : материалы VI междунар. филос.-культурол. симпозиума. Рязань, 2016. – 280 с. 23. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.:Эра, 2015. – 280 с. 24. Сычев А. А. Природа смеха, или Философия комического. М.:Мир, 2013.– 240 с. 25. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 20.02.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Способы и типы правового урегулирования
Количество страниц:
33
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Договор пожизненного содержания с иждивенцем: понятие и перспективы развития в России
Количество страниц:
30
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image