ВВЕДЕНИЕ 3 1. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 1.1 Классификация методов обучения русскому языку 7 1.2 Типология заданий и методов обучения 9 2. ФГОС в применении среднему общему образованию и к русскому языку 13 2.1 Понятие и основные требования ФГОС 13 2.2 Краткое описание ФГОС применительно к русскому языку 14 3. Задания репродуктивного, поискового и исследовательского характера в процессе обучения русскому языку 16 3.1 Характеристика и обзор заданий используемых в обучении русскому языку 16 3.2 Конспект урока с примерами 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Различные методы обучения русскому языку (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский).

курсовая работа
Языки
35 страниц
42% уникальность
2021 год
35 просмотров
Шуренков П.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7 1.1 Классификация методов обучения русскому языку 7 1.2 Типология заданий и методов обучения 9 2. ФГОС в применении среднему общему образованию и к русскому языку 13 2.1 Понятие и основные требования ФГОС 13 2.2 Краткое описание ФГОС применительно к русскому языку 14 3. Задания репродуктивного, поискового и исследовательского характера в процессе обучения русскому языку 16 3.1 Характеристика и обзор заданий используемых в обучении русскому языку 16 3.2 Конспект урока с примерами 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
Активизация с помощью различных методов познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных задач всей образовательной системы обучения. В современных условиях, когда уровень нужных для человека знаний резко и быстро возрастает, уже неоправданно делать главный акцент на усвоение определённого набора фактов. Важно создать умение самостоятельно дополнять свои знания, ориентироваться в меняющемся потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к процессу самообразования, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть задачи и искать пути и методы их решения.


Выполним написание диссертации на заказ в Нижнем Новгороде в короткие сроки.


. В мировом и российском опыте образовательной практики в последнее время в качестве одного из опорных понятий определяется понятие компетентность, как некоторая способность реализовывать реальные практические ситуации, добиваться цели путем применения имеющихся методов и получать отсутствующие средства (знания, умения и навыки). При компетентностно-ориентированном образовании акцент ставится на практическую часть обучения, на умение применять знания в различных ситуациях. В условиях компетентностного ориентирования существенно изменяется позиция лица обучающего. Он перестаёт быть совместно с учебным пособием носителем «объективного знания», которое стремится передать обучающемуся. Учитель формирует не стандартные ЗУНы, а ключевые и прикладные компетенции, которые сведетельствуют о способности учащихся к деятельности и дальнейшему развитию. Его основной целью становится мотивирование учащихся на инициативу и самостоятельность. Педагог создает условия для самостоятельной деятельности учащихся, в которой становится важным возможность каждому быть реализованным в своих способностях и интересах. Фактически учитель создаёт условия, «развивающий ореол обитания», в котором становится возможной формирование у каждого учащегося на в процессе развития его интеллектуальных и трудовых способностей определённых компетенций. В процессе реализации своих интересов и стремлений, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности за осуществление определённых действий и формируются ЗУНы. Компетентностный подход диктует требования к современному уроку. Принципом становления компетентностей является опыт успешного решения реальных практических задач, развитие рефлексии (умение оценивать), организация мотивированного обучения, персональной активности и самостоятельности [6 – 20; 3 – 472]. Понятие «активизация познавательной деятельности» – психологическое, на основании того, что речь идёт об нюансах психической деятельности человека. Исследованием активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимается, помимо психологии, наука – дидактика, изучающая общие закономерности процессов и методик обучения школьника, в прикладном ключе русского языка. Проблема активизации процесса обучения возникла с самого рождения методики русского языка как науки. Ещё Ф.И. Буслаев в книге «О преподавании отечественного языка» писал: «Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый даётся ему готовый, без всякого с его стороны пытания» [1 – 244; 11 – 126]. В связи с этим, тогда в XIX веке в методике русского языка были сформированы два основных метода обучения, один из которых предлагал сообщение знаний в готовом виде, а другой – направленность на поисковую деятельность учащихся. В настоящее время в методике русского языка нет единой классификации методов обучения, в тоже время большинство классификаций строится на одном основании – источнике получения знаний. На ступенях становления самостоятельности мышления сформирована классификация методов обучения И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина [4 – 3с.; 21 – 40с.; 24 – 234с.]. Согласно этой классификации, выделяются следующие методы обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный метод. Знания выдаются ученикам учителем в готовом виде: формулируются правила, подкрепляются примерами; учителем вывода этих знаний не совершается; он не ставит учащихся в условия проблемных ситуаций. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель. 2. Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу, который предложил им учитель. 3. Проблемное изложение. Учитель задает проблему и предлагает возможные пути её доказательного решения перед учащимися, учит самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации. 4. Частично-поисковый метод (эвристический). Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путём постановки вопросов в процесс её доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащихся частичным и в то же время создаёт условия для осуществления ими поисковой деятельности. 5. Исследовательский метод. Учитель организует творческо-поисковую деятельность учащихся через постановки новых для них проблем и проблемных задач. Этими проблемными задачами являются ситуации, которые создаёт сам педагог во время учебного процесса или заимствует из пособий, но выстраивает в ряд по степени возрастающей сложности и доступности. Исследовательские задачи могут принимать разные формы: от больших текстовых задач до заданий на длительные изыскания. По мнению И.Я. Лернера, исследовательский и эвристический методы больше всего сближают учебное и научное познание, так как в ходе их применения, учащиеся усваивают материал методами и средствами, сходными с методами и средствами, которые используют учёные [4 – 3с.; 23 – 5с.]. Учителю в своей деятельности рекомендуется в равной мере знать, как методы обучения, так и средства и формы их реализации. Искусство рассказа и беседы, яркое чтение лекции и работа с учебником – всё это является непременными элементами в характеристике профессионального педагога. Так же профессионализмом является непрерывная работа с планированием учебного процесса, каким методом он планирует использовать все указанные средства. В противном случае можно прекрасно рассказать, до совершенства натренировать навыки учащихся и вместе с тем нанести ущерб их личности, если не привить им способность к творчеству, не воспитать ценностного отношения к процессу познания. И напротив, можно использовать все эти средства для организации огромного творческого поиска и нанести ущерб ученикам недостатком знаний и навыков. Поэтому, готовясь к учебному процессу, учитель должен планировать методы обучения во всей их наполненности конкретными системами приёмов. Применение общедидактических методов обучения предполагает рассмотрение ряда других вопросов и прежде всего вопроса о проблемной ситуации, характеризующей определённое психологическое состояние учащихся, которое возникает в процессе выполнения задания, требующего открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Актуальность данной курсовой работы в том, что стало необходимым предостерчь школьников от механического усвоения учебного материала и вовлечь их в самостоятельную поисковую деятельность, способствующую самопознанию и самоактуализации личности учащихся. Предмет исследования: методы (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский) обучения на уроках русского языка в школе. Объект исследования: процесс влияния использования выбранных методов обучения на развитие познавательной активности школьников. Цель исследования: раскрыть методы обучения, привести примеры по их использованию в различных темах и на конкретном уроке. Задачи исследования:  раскрыть понятие о методах обучения;  проанализировать классификации методов обучения;  раскрыть сущность и содержание типологии обучения русскому языку;  раскрыть требования ФГОС к образованию в целом и к русскому языку в частности;  сделать обзор заданий применяемых в русском языке с опорой на выбранные методы; Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассказывается о методах обучения, которые были выбраны для данной курсовой работы, дана их классификация. Во второй главе описано краткое описание ФГОС в общих чертах и применительно к русскому языку. В третьей главе проведена опытно-экспериментальная деятельность, которая раскрывает влияние различных методов обучения на познавательную активность учащихся школы, в рамках конкретной учебной деятельности.

Читать дальше
Можно сказать, что внедрение в образование ФГОСов, создание методик обучения основанных на научном поиске и исследование процессов обучения, а также учебного процесса с учетом психологических и дидактических исследований последних лет способствовали успешному усваиванию учебного материала. Так же стоит отметить, что в образовательном процессе существуют два принципиально важных условия, способствующих активизации у учащихся их познавательной деятельности. Это конечно же достигается через применение частично-поисковых и исследовательских методов. Учащиеся становятся учеными, проникая в сущность изучаемых фактов и явлений, проявляют познавательную самостоятельность. На ровне с этим существует не менее важный момент, качество освоения учебного материала зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельной работы. Но ни один научный и исследовательский процесс, в каком виде он не протекал не может иметь права на существование без основ. В данной курсовой работе под основами стоит понимать репродуктивный метод обучения. Что кроме как, увидел – проговорил, услышал – повторил, выполнил по образцу и запомнил, может быть основой обучения. Любому научному опыту и анализу, поиску частичному или полному предшествует репродуктивное знание и применение этого знания. Активизация и развитие познавательной самостоятельности школьников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя. Это способствует как сознательному и глубокому освоению учебного материала, так и развитию познавательных интересов учащихся. Создаются благоприятные условия для формирования ценного психического качества подрастающего человека – познавательной самостоятельности как черты личности. Воспитание «гуманитарной» стороны мышления учащегося – один из элементов целой системы образования. Для Российской Федерации сейчас происходит прожитие международного опыта построения долгосрочных миграционных отношений. В связи с большим потоком трудовой миграции, а трудовая миграция предполагает переезд, в том числе целыми семьями не русскоязычного населения или плохо знающего лишь основы, актуальным становятся преодоление цивилизационно-культурного барьера. Видно на сколько многообразно и действительно необходимо методическое регулирование учебным процессом.
Читать дальше
1. Алехин А.Н. Общие методы обучения в школе. – К.: Радянська школа, 2013. – 244с; 2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксенова. – М.: Книга по Требованию, 2000. – 317 c; 3. Антонова, Евгения Станиславовна Методика обучения русскому языку. Учебник для студентов учреждений высшего образования / Антонова Евгения Станиславовна. - М.: Академия (Academia), 2015. – 472 c. 4. Барышникова Г. Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009. – 3 с.; 5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844. – Ч.1. – 1-10 с.; 6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983. – 20 с.; 7. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников // Завуч. – 2007, №6. – 6с.; 8. Е. Я. Голант, Е. И. Перовский. По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения – Мн.: ТетраСистемс, 1999. – 128 с.; 9. Данилов М. А., Б. П. Есипов Дидактика – М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. – 517 с.; 10. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для СПО / Т.И. Зиновьева. – М.: Юрайт, 2017. – 508 c.; 11. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / Т.И. Зиновьева. – М.: Юрайт, 2006. – 126 c.; 12. Зырянова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ / Е.В. Зырянова, И.Г. Овчинникова, А.Р. Чудинова. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 962 c.; 13. Зырянова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие / Е.В. Зырянова. – М.: Флинта, 2016. – 841 c.; 14. Зырянова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ: моногр. / Е.В. Зырянова. – М.: Флинта, 2010. – 251 c.; 15. Каршиев Х., Аминова Н. И. Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. – 2016. – №14. – 539-542 с.; 16. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.; 17. Кукушин В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2005. – 474 с. 18. Лернер И.Я. Система методов обучения (дидактический аспект)/ Совершенствование методов обучения русскому языку. – М., 1981. – 4с.; 19. Львов М.Р.: Методика преподавания руского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004. – 7 с.; 20. Малинина И. А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – 166-168 с.; 21. Напольникова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М., 1983. – 40 с.; 22. Подласый А. П. Педагогика: Новый курс. Учеб. Для студентов ВУЗов: В 2 кн.–М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.; 23. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва – Новосибирск, 2000. – 5с.; 24. Ушинский К.Д. Педагогика. «Просвещение»,Москва, 2002 г. – 234 с.; 25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.; 26. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003., №2. – 15с.; 27. Шегаева А. В. Методы и приёмы работы в современной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014104 – 106 с.; 28. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 408 c.; 29. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., Педагогика, 2011. – 10 с.; 30. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Великая дидактика. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989 г. – 416 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Свидетель как участник уголовного процесса
Количество страниц:
40
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Правоохранительные органы
курсовая работа
Использование концепции Business Performance Management в стратегическом процессе современной организации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
бизнес планирование издательства речь
Количество страниц:
40
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image