Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования произвольного внимания детей младшего школьного возраста 6 1.1. Внимание как познавательный процесс 6 1.2. Особенности проявления развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста 10 1.3. Методы, приемы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста 14 Вывод по главе I 17 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста 18 2.1. Количественно-качественная интерпретация данных экспериментального изучения особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста 18 2.2. Рекомендации по определению путей по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста 26 Вывод по главе II 34 Заключение 35 Библиография 37

Особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста

курсовая работа
Психология
39 страниц
68% уникальность
2021 год
33 просмотров
Садовщикова Ю.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования произвольного внимания детей младшего школьного возраста 6 1.1. Внимание как познавательный процесс 6 1.2. Особенности проявления развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста 10 1.3. Методы, приемы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста 14 Вывод по главе I 17 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста 18 2.1. Количественно-качественная интерпретация данных экспериментального изучения особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста 18 2.2. Рекомендации по определению путей по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста 26 Вывод по главе II 34 Заключение 35 Библиография 37
Читать дальше
Актуальность темы и проблемы исследования. Познавательные психические процессы играют ведущую роль в учебной деятельности. Внимание относится к одному из основных познавательных процессов и является основным фактором, обеспечивающим успешность учебной деятельности.


Реферат по естествознанию на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


. Проблемы формирования устойчивости и произвольности внимания у обучающихся на сегодняшний день относятся к наиболее актуальным. Специалисты отмечают увеличение количества обучающихся с синдромом дефицита внимания, что отрицательно сказывается на школьной успеваемости. Изучение данного психического процесса у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, психическими и возрастными особенностями обучающихся, когда регулятивные функции еще находятся на этапе формирования и поддаются коррекции. Педагоги в своих практических наблюдениях, отмечают, что у детей с трудностями в обучении проявляется неустойчивость внимания и неумение сосредоточиться на предмете во время занятий. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста. В учебной деятельности у детей младшего школьного возраста данный психический процесс активно развивается и совершенствуется. Интенсивное развитие происходит именно в первые годы обучения. Внимание оказывает положительное влияние не только на учебную деятельность, но также формирует черты личности у ребенка, такие как воля, целенаправленность и целеустремленность. Важнейшей характеристикой и условием развития ребенка как субъекта учебной деятельности является развитие у него произвольного внимания. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет высокие требования к развитию познавательных процессов учащихся 1-4 классов, в том числе и развитию произвольного внимания. Произвольное внимание позволяет ребенку хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями учителя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий. Развитие произвольного внимания у учащихся является одной из центральных проблем прикладной педагогической психологии. Однако, несмотря на большое количество литературы по проблеме, она остается недостаточно разрешенной. В частности, наибольшую сложность обучения в младшей школе представляет низкий уровень развития произвольного внимания (Л.И. Баскакова, С.В. Вахрушев, А.Л. Венгер, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, С.Л. Кабыльницкая и др.) В практике школьного обучения далеко не всегда реализуются потенциальные возможности развития произвольного внимания. Несмотря на доказанное положительное влияние школьного обучения на формирование свойств внимания (Г.М. Угарова) многие авторы (A.M. Прихожан; Н.В. Репкина и др.) констатируют стихийный характер формирования внимания в учебной деятельности. Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста. Объект исследования: произвольное внимание детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: особенности произвольного внимания детей младшего школьного возраста заключается в недостаточной развитости и несформированности, в слабости переключаемости концентрации внимания. Задачи: – раскрыть внимание как познавательный процесс; – выявить особенности проявления развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста; – выявить методы, приемы развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста; – провести экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания детей младшего школьного возраста. Теоретико-методологические основы исследования: проблемой развития внимания занимались Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Н.Н.Ланге, В.С. Мухина, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн и другие психологи и педагоги. В арсенале науки накоплено множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста, большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных свойств внимания. Методы исследования:  теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);  эмпирические (тестирование, количественный и качественный анализ данных). Научно-практическая значимость курсовой работы: разработанные рекомендации по развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста могут быть использованы учителями, психологами в работе с младшими школьниками. База исследования: Средняя общеобразовательная школа №34. В состав экспериментальной группы вошли 10 детей младшего школьного возраста, учащиеся 1 класса. Краткая характеристика структуры курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа. Проблема внимания была впервые разработана в рамках психологии сознания. Основной задачей считалось исследование внутреннего опыта человека. Но пока основным методом исследования оставалась интроспекция, проблема внимания ускользала от психологов. Внимание служило лишь «подставкой», инструментом для их ментальных опытов. В последующем вниманию уделяли в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученные, каждый автор подходил к исследованию особенностей внимания с различной точки зрения. Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость). Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка в процессе общения со взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результатов деятельности. Разработана диагностическая программа, направленная на изучение произвольного внимания у младших школьников. Было организовано и проведено эмпирическое исследование. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента выявили следующие особенности произвольного внимания у младших школьников: непроизвольный характер – ребенок легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. У детей отмечаются трудности в сосредоточении внимания на непонятном, трудном, дети быстро отвлекаются и очень плохо умеют управлять своим вниманием. Им трудно искать какой-нибудь предмет, произвольно сосредотачиваясь на нём. Формы произвольного, послепроизвольного и привычного внимания старших дошкольников с нарушением зрения слабо развиты. Полученные данные указывают на то, что необходимо своевременно обращать внимание на трудности, возникающие у младших школьников и проводить с ними коррекционно-развивающие мероприятия.
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями на 31 декабря 2015 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2016 (дата обращения: 8.02.2021). 1. Аксенова, М.Н. Об уровне развития устойчивости произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу / М.Н. Аксенова, К.А. Некрасова // Вопросы психологии. – 2014. – №5. – С.5–32. 2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект, 2015. – 670 с. 3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы развития / И.Л. Баскакова – М.:Просвещение, 2013. – 389 с. 4. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2013. – 420 с. 5. Веракса, Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса – М.: PerSe, 2017. – 144 с. 6. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 159с. 7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2014. – 192с. 8. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гоноболин – М.: «Педагогика», 2015. – 160 с. 9. Габдуллина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие / Л.И. Габдуллина. – Ростов н/Д, 2007. – 56 с. 10. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая – М.: Просвещение, 2014. – 278 с. 11. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 480 с. 12. Гальперин П.Я. Четыре лекции по общей психологии / П.Я. Гальперин. – М., 2000. – 15 с. 13. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин // Вопросы психологии. – 2013. – № 8. – С. 5–32. 14. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс; пер. с англ.; ред. Л.А. Петровская; отв. Ред. М. Г. Ярошевский. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с. 15. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе / Н.В. Дубровинская // Психологический журнал. – 2012. – №5. – С. 4–55. 16. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов – М.: Просвещение, 2012. – 441 с. 17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запородец. – М.: Директмедиа-Паблишинг, 2018. – 287 с. 18. Завьялова, Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.П. Завьялова, Н.В. Стародубцева. – М.: Аркти, 2010. – 56 с. 19. Золотая, И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания / И.Г. Золотая // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. - №1 - С. 4-51. 20. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев – М.: Просвещение, 2014. – 689 с. 21. Лопатина, А. А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. А. Лопатина. М.: Амрита-Русь, 3005. – 320 с. 22. Канеман Д. Внимание и усилие [Текст] / Д. Канеман. – М.: Смысл, 2006. – 288 с. 23. Коффка К. О внимании / К. Коффка // Хрестоматия по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:ЧеРо, 2011. – 858 с. 24. Костюк, Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк. – М.: Педагогика, 2018. – 304 с. 25. Крупник, И.В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / И.В. Крупник // Концепт. – 2015. - №1 – С. 1-7. 26. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста. Учебник и практикум / И.Ю. Кулагина. – М.: Юрайт, 2016. – 385 с 27. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания / Н.Н. Ланге // Хрестоматия по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:ЧеРо, 2001. – 858 с. 28. Матюгина, И.Ю. Как развивать внимание / И.Ю. Матюгина // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 4. – С. 2–47. 29. Марьянович. А.Т. Методика исследования динамики внимания / А.Т. Марьянович // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 5–24. 30. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник / А. Г. Маклаков. ‒ СПб : Питер, 2008. ‒ 583 с. 31. Мухина, В. С. Возрастная психология / С. В. Мухина. ‒ М.: Академия, 2014. ‒ 456 с. 32. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 656 с. 33. Петлякова, Э.Н. Развиваем память и внимание / Э.Н. Петлякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 224 с. 34. Поддьяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект/ Н.Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 2015. – 71 с. 35. Страхов, В.И. Внимание в структуре личности / В.И. Страхов – Саратов, 2011. – 154 с. 36. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2015. – 320 с. 37. Сидоров, К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. – 2012. - №4 – С. -57. 38. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов – М.: Просвещение, 2016. – 422 с. 39. Смыслова, Г.А. Современные методы исследования влияний эмоций на внимание / Г.А. Смыслова // Наука и современность. – 2012. - №19 - С. 5-65. 40. Томашова, Е.В. Возрастные особенности свойств внимания младших школьников / Е.В. Томашова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2015. - №1 – С. 3-33. 41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2006. –705 с. 42. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. М.: Просвещение, 2015. – 480 с. 43. Руденко, А. М. Психология: учебник / А.М.Руденко. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 556 с. 44. Рибо, Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо. – Изд. 4-е. – М.: URSS: КД «Либроком», 2015. – 98 с. 45. Румянцева, А.Л. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников / А.Л. Румянцева // Концепт. – 2015. – Т. 18. – С. 6-40. 46. Романов, В.Я. Психология внимания / В.Я. Романов, Ю.Б. Дормашев. – 2-изд переизд. – М.: Тривола, 2019. – 347 с. 47. Рубин, Э. Несуществование внимания / Э. Рубин. М.: Просвещение, 2013. – 140 с. 48. Угарова, Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников: Автореф. Дис.канд. психол. наук. / Г.М. Угарова. М.:Педагогика, 2014. –121 с. 49. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Знание, 2009. – 96 с. 50. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2018. – 334 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности управления малыми предприятиями.
Количество страниц:
26
Оригинальность:
77%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Уголовно-правовая характеристика убийства из корыстных побуждений
Количество страниц:
30
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Финансовая политика организации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Финансы и кредит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image