Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи 7 1.1. Понятие и особенности развития связной речи детей в онтогенезе 7 1.2. Особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи 10 1.3. Анализ традиционных и современных методик по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14 Выводы по 1 главе 25 Глава 2. Организация коррекционно–педагогической работы по выявлению и формированию навыка составления связного текста по сюжетным картинкам с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26 2.1. Методика выявления уровня навыка составления связного текста у дошкольников с общим недоразвитием речи и результаты констатирующего эксперимента 26 2.2. Система коррекционной работы по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у детей с общим недоразвитием речи 31 2.3. Анализ эффективности коррекционно–педагогической работы по формированию навыка составления связного текста по сюжетным картинкам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 34 Выводы по 2 главе 37 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 44

Формирование навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
46% уникальность
2021 год
21 просмотров
Павлюк Е.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи 7 1.1. Понятие и особенности развития связной речи детей в онтогенезе 7 1.2. Особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи 10 1.3. Анализ традиционных и современных методик по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 14 Выводы по 1 главе 25 Глава 2. Организация коррекционно–педагогической работы по выявлению и формированию навыка составления связного текста по сюжетным картинкам с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26 2.1. Методика выявления уровня навыка составления связного текста у дошкольников с общим недоразвитием речи и результаты констатирующего эксперимента 26 2.2. Система коррекционной работы по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у детей с общим недоразвитием речи 31 2.3. Анализ эффективности коррекционно–педагогической работы по формированию навыка составления связного текста по сюжетным картинкам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 34 Выводы по 2 главе 37 Заключение 38 Список литературы 41 Приложения 44
Читать дальше
Актуальность исследования. Развитие речи детей дошкольного возраста – один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка, развитие мышления и интеллекта. Речь является важнейшей социальной функцией. Обучение ребенка родной речи, способствует не только развитию всех вышеперечисленных компонентов, но и подготавливает условия для обучения в школе. Для этого необходимо обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки, но соответствующие возрасту и интеллекту ребенка. Был сделан анализ существующих противоречий в рамках исследования: в настоящее время в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина состояния обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей старшего дошкольного возраста в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками пересказа хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной монологической речи старших дошкольников в подготовительные группы. Такой подход отражен и в ряде вариативных программ. Обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения заключается в том, что развитие речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе.


С сервисом Work5 написание докторской диссертации в Челябинске станет проще.


. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 2 декабря 2012 г. № 273–ФЗ сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. В соответствии с этим речевое развитие детей рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) как отдельная образовательная область. В Стандарте подчёркивается, что речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Краткий обзор литературы и эмпирических данных показал, что в теории имеются исследования в области развития связной речи детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский О. П. Короткова, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, О .С. Ушакова, В.И. Яшина); исследования в области коррекционно – педагогической работы по развитию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Г. М. Жаренкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Н. В. Серебрякова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Т. А. Фотекова, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина). Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения связной речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью. Вышеуказанные работы составили теоретическую и научно-методологическую базу исследования. Объект исследования: связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучение теории и экспериментальное доказательство возможностей формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить теорию развития связной речи детей в онтогенезе и особенности ее формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами серии сюжетных картинок. 2. Организовать и провести коррекционно–педагогическую работу по выявлению связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и формированию навыка составления связного текста по сюжетным картинкам. 3. Определить эффективность проведенной логопедической работы и сделать выводы по исследованию. Методы исследования: – теоретические: изучение литературных источников; – эмпирические: анализ медицинских и речевых карт, наблюдение, 3 этапа эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), беседы с детьми, систематизация и обобщение изученного материала; – интерпретационные: количественный и качественный анализ. Практическую значимость имеют материалы второй главы и приложений, в которых представлена система использования серии сюжетных картинок при формировании навыка составления связного текста у детей с общим недоразвитием речи. Материал может представлять интерес начинающим логопедам, воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям. База исследования: МАДОУ «Детский сад с. Корнилово» Томского района Томской области. Структура работы традиционная: она состоит из введения, двух глав и выводам по ним, заключения, списка литературы. Во введении отражена научная и практическая актуальность проводимого исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, методы и др. компоненты исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста, ее развитие в онтогенезе, выделена специфика при общем недоразвитии речи; определены диагностические и коррекционные методики обследования и формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок. Во второй главе описано экспериментальное исследование по изучению и формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, дана характеристика хода и результатов исследования. Каждая глава содержит краткие выводы. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенной работы. В список литературы включены 30 источников. В приложении имеется серия сюжетных картинок для диагностического задания, комплекс НОД по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у детей с общим недоразвитием речи. Объем курсовой работы - 47 стр.

Читать дальше
Таким образом, поставленные во введении цель и задачи реализованы, следовательно, можно сделать следующие выводы. Под связной монологической речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью». Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимают высказывания, словосочетания, предложения, тексты. Связная монологическая речь формируется только тогда, когда у ребенка появляется потребность в ней, что наблюдается лишь при достижении им определенного уровня умственного развития. Тогда постепенно ребенок все более активно познает окружающий мир, а значит, у него возникает все больше вопросов. Затем наступает такой момент, когда ему самому хочется о чем–то рассказать взрослому, поделиться с ним впечатлениями. Связная монологическая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с другими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские произведения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно–речевой опыт детей. Связная монологическая речь характеризуется смысловым единством, полнотой содержательной структуры высказывания, объединением нескольких элементов общей логикой, адекватным лексико–грамматическим и звуковым оформлением изложения, имеет мотив и замысел. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и строить логические цепочки. В определенной степени появляется умение формулировать вопросы, корректировать и дополнять ответ друга. Старший дошкольник уже может в достаточно широком диапазоне слушать, связно выражать свои мысли. Словарь старшего дошкольника довольно обширен, и в нем видное место занимают абстрактные понятия. Участвуя в игровых мероприятиях, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок увеличивает свой словарный запас, который в этом возрасте составляет три с половиной тысячи слов. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и все больше становится средством регулирования поведения. Чем лучше развита речь, тем выше уровень произвольного запоминания. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Нарушения речи имеют различный характер в зависимости от вызвавшей их причины и проявляются в искаженном произношении звуков, в нарушении ритма и темпа речи, в ее общем недоразвитии, что влечет за собой нарушение всех сторон речи (звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя). ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико–грамматического и фонетико–фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Дети с ОНР испытывают затруднения при организации своего речевого высказывания, у них отмечается низкий уровень речевой коммуникации: недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; смущение, страх перед собеседником, скованность, робость, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания. Проведенный констатирующий эксперимент по исследованию формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил выделить следующее: дети не могут логично выстроить предложение, нарушен порядок слов в предложении; затрудняются при установлении логично–смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках; при пересказе текста отмечаются повторы, пропуски, нарушены причинно–следственные отношения при пересказе; отмечено большое количество грамматических ошибок при составлении рассказа. У детей развитие монологической связной речи имеет следующие нарушения – дети не могут логично выстроить предложение, страдает логическая последовательность, богатство речи, присутствуют грамматические ошибки; нарушен порядок слов в предложении; затрудняются при установлении логично–смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках. По результатам контрольного этапа исследования многие дети научились самостоятельно начинать рассказ и пересказывать текст, они высказывали свои предположения о том, что могло бы быть, до и после того, что нарисовано на сюжетных картинках. В процессе проведения заданий с детьми можно сделать вывод о том, что многие дети действительно обогатили свой словарный запас и усвоили речевые конструкции, которые предлагал воспитатель в процессе обучения. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. (дата обращения 18.12.2020). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273–ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru (дата обращения 18.12.2020). 3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. 4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. 5. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений /Л.С. Выготский. В 6 т. Т.2. – М.: Просвещение, 2012. – 210 с. 6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьев // ACT: Астрель: Транзиткнига, 2013. – 158 с. 7. Винокур, Т.Г. Монологическая речь / Т.Г. Винокур // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 2012. – 490 с. 8. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2011. – 171 с. 9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – Москва: АРКТИ, 2014. – 166 с. 10. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск : МаГУ, 2010.– 96 с. 11. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М., 2011. – 370 с. 12. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. – М., 2012. – 140 с. 13. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить / М.М. Кольцова. – М., 2014. – 150 с. 14. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно–символического плана / Н.Н. Капышева // Логопедия. – 2015. – № 2. – С.9–59. 15. Короткова, Э.П. Приемы обучения рассказыванию / Э.П. Короткова // Дошкольное воспитание 2014. № 10. С.6–66. 16. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. – Москва: Наука, 2016. – 307 с. 17. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – 2111. – Т. 30. – С. 7–71. 18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 2016. – 486 с. 19. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – Москва, 2015. – 245 с. 20. Ткаченко, Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. –112 с. 21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М., 2015. – 245 с. 22. Сикорский, И.А. О развитии речи у детей / И.А. Сикорский. – М., 2011. – 225 с. 23. Ушакова, О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова, Е.М. Струнина М.: Просвещение, 2013. – 283 с. 24. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина– М., 2014.– 44 с. 25. Шадрина, Л.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина // Детский сад теория и практика – 2015. – № 3. –С. 6–47. 26. Шадрин, Л.Г. Развиваем связную речь: метод. рекомендации / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина. – Москва: Сфера, 2012. – 128 с. 27. Шорохова, О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. – Москва: Сфера, 2016. – 207 с. 28. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко – Москва: Просвещение, 2015. – 130 с. 29. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками: для детей от 3 до 6 лет: учебное пособие / Л.М. Шипицына.– Санкт – Петербург: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2011. – 188 с. 30. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М., 2012. – 310 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Ассимиляция англо-американизмов в немецком языке
Количество страниц:
21
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Немецкий
курсовая работа
Договор купли-продажи, его разновидности.
Количество страниц:
27
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
особенности логопедической работы по формированию лексической стороны речи у детей с умственной отсталостью
Количество страниц:
29
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Логопедия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image