Введение 3
Глава 1. Формализация познания как философской категории 4
Глава 2. Философский вопрос истины в научном познании 9
Глава 3. Основные функции философии научного познания 13
Заключение 18
Список литературы 19
Восемь вопросов о реферате 20
Читать дальше
Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры научного познания. Наука производит знания, философия — смыслы. В рамках философии разрабатываются основания науки и научного познания, выполняются логические функции, задающие смысловое русло научного исследования.
Следует различать, с одной стороны, философские течения и школы, представляющие философию науки как особое философское направление и являющиеся ее различными версиями, или этапами, — позитивизм, неопозитивизм, неорационализм, критический рационализм и т.п. и, с другой стороны, философию научного познания в рамках таких философских учений, как феноменология, экзистенциализм, неотомизм.
Однако в целом тематика философии научного познания, ее концептуальный аппарат и стержневые проблемы определяются, прежде всего, в рамках философии науки как особого направления и таким образом становятся объектом философского интереса со стороны самых различных школ и течений.
Необходимо отметить, что философией выработаны несколько свойств науки (научного познания). Как фактический результат познания наука носит кумулятивный характер развития научного знания. Новые знания соединяются с прежними, не отвергая, а дополняя их. Кроме того, накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук. Появляются новые и новые отрасли научного знания. В то же время происходят интеграционные процессы, когда появляются общие теории, позволяющие объединять ранее разрозненные факты.
Функции философии направлены на обеспечение научного познания критериями научности и соответствие этим критериям. Таковыми критериями являются истинность, интерсубъективность и системность.
Читать дальше
1. Марков Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов: учебник по направлению подготовки 032200 "Прикладная этика" / Б.В. Марков. Москва: Питер, 2012. 426 с.
2. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории: [Уч. пособие для студентов гуманитар. специальностей] / Б.В. Марков. СПб.: Лань, 1997. 380 с.
3. Микешина Л.А. Философия познания: полемические главы / Л.А. Микешина. Москва: Прогресс-Традиция, 2002. 622 с.
4. Резник Ю.М. Феноменология человека. Бытие возможного: [монография] / Ю.М. Резник; Российская акад. наук, Ин-т философии. Москва: Канон+, 2017. 631 с.
5. Юдин А.И. История и философия науки: общие проблемы: учебное пособие для аспирантов всех специальностей / А.И. Юдин; М-во образования и науки Российской Федерации, Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012. 159 с.
6. Юдина Е.А. Философия и ее роль в научном познании. [Электронный ресурс] / «Донецкий национальный технический университет». Режим доступа: http://masters.donntu.org/2010/igg/
yudina/library/tez2.htm (дата обращения: 7.12.2020).
7. Человек в интеллектуальном и духовном пространствах: сборник научных трудов к 90-летию профессора Владислава Жановича Келле / Росс. акад. наук, Ин-т философии РАН; [отв. ред.: М.С. Киселева]. Москва: Прогресс-Традиция, 2010. 507 с.
Читать дальше