ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Сущность и задачи аграрной реформы 5
1.2. Правовое регулирование аграрной политики в Российской Федерации 10
2. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРАРНЫХ РЕФОРМ В РОССИИ 13
2.1. Основные этапы проведения земельной реформы ʙ России 13
2.2. Эволюция аграрной политики России 18
3. РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
3.1. Модернизация аграрного сектора экономики 29
3.2. Актуальные проблемы и направления совершенствования аграрной политики РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Читать дальше
В период продолжающейся масштабной трансформации современной России одной из приоритетных задач политики государства является модернизация сельского хозяйства страны. Это позволит с учетом дальнейших перспектив полнее реализовать производственный потенциал российского села, решить накопившиеся в последние десятилетия проблемы экономических отношений в аграрном секторе и модернизировать социокультурный облик деревни. В процессе реализации инноваций необходимо опираться на отечественный опыт аграрных реформ, том числе на осмысление опыта столыпинской реформы, которая оказала огромное влияние на обновления села.
Изучение различных аспектов реформы имеет важное значение для создания современной программы обновления села. Президент РФ В.В. Путин отмечал, что опыт и методы реализации столыпинской аграрной реформы и ныне является востребованными. Сегодня многие столыпинские идеи модернизации села могут быть использованы в процессах интеграции сельского хозяйства в рыночную экономику с учетом современных реалий. В научно-практическом плане важно объективно оценить названый опыт решения аграрных проблем, извлечь выводы из просчетов и использовать лучшее из практики реформы.
Аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. В настоящее время для России сложившаяся ситуация дает новые возможности перейти на более эффективный уровень формирования аграрных отношений. С одной стороны, самообеспечение продовольствием, с другой, выход на новые мировые рынки сбыта. Длительное время Россия выступала крупнейшим экспортером сырьевой сельхозпродукции и импортером готового товара.
Государственная поддержка и повышение эффективности реализации программ и мероприятий в аграрном секторе экономики возможно посредством улучшение инвестиционного климата через субсидирование процентной ставки; поддержку кредитной кооперации; субсидирование лизинга; антимонопольное регулирование; а также регулирование тарифов на услуги транспорта и инфраструктуры хранения.
Значимость аграрной политики зависит от эффективности ее реализации и выполнения социально-экономической функции государства, которая прослеживается в обеспечении общества основными продуктами питания и непродовольственными предметами потребления, изготавливаемыми из сельскохозяйственного сырья.
На протяжении сотен лет российское село претерпело множество перемен. Их анализ свидетельствует о том, что большинство из них, прежде всего, затрагивало систему управления отрасли. Каждый раз успех реформ определялся тем, насколько позитивными были предусмотренные ими изменения.
Весь период развития сельского хозяйства России условно можно разделить на 12 этапов: 5 этапов до советской власти, 6 этапов в советский период, одна постсоветская реформа. Анализируя их, нельзя не заметить, что большая часть реформ не учитывала интересы российского крестьянства. В итоге это приводило к обнищанию селян, ослаблению государства, к росту социальной напряженности в обществе. В отдельных случаях доведенные до отчаяния крестьяне использовали активные методы протеста против политики властей. В четырех из них выступления крестьян приобрели массовый характер, что привело к организованным военным действиям. Аграрные реформы советского периода не позволили решить продовольственную проблему в стране.
Столыпинская аграрная реформа предполагала замену общинного землепользования на индивидуальное землевладение. В соответствии с таким указом крестьяне получали право выйти из общин и закрепить в личной собственности причитающуюся им часть общинной земли. В качестве важного компонента данной реформы выступало массовое переселение крестьян на Восток, также значительную роль играла консультационная и агрономическая помощь в области землепользования.
В качестве серьёзного позитивного аспекта столыпинской аграрной реформы выступало активное формирование системы крестьянской кооперации. Реформатором рассматривалась кооперация в качестве метода рыночной трансформации крестьянской общины посредством системы сельскохозяйственных, потребительских и кредитных кооперативов, а также в качестве структурного элемента модели крестьянского фермерского хозяйства.
Переселенческое направление аграрной реформы Столыпина П.А. преследовала ряд стратегических целей: смягчение аграрного перенаселения в центральных регионах страны, подготовка через крестьянскую колонизацию условий, в которых возможно будущее промышленное освоение ресурсного потенциала Сибири и Дальнего Востока, создание в таких регионах крестьянской фермерской системы. Переселенцы получали от правительства комплекс серьёзных логистических, налоговых и финансовых льгот и стимулов.
С позиции макроэкономического анализа столыпинская аграрная реформа обладала сложным и противоречивым характером, с одной стороны, имелся ряд позитивных экономических эффектов данной реформы, а с другой же многими учеными отмена относительная социально-экономическая «слабость» реформы. Однако неудачей или крахом рассматриваемую реформу назвать нельзя, так как ее социально-экономические результаты оказали достаточно серьезное влияние на развитие российского государства. Преобразования в аграрной сфере в рамках данной реформы отличались не корпоративным, а институциональным характером, их целью выступал рост новых хозяйственных форм в процессе органической рыночной трансформации.
Таким образом, уровень развития сельской экономики, прежде всего, зависит от методов государственного управления. Каждая реформа, основанная на экономических методах, сопровождается ростом эффективности производства. Недостаточное развитие отрасли является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно — экономических методах. Следовательно, резервы хозяйственного управления имеют вторичную природу.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1 (Ч. I). Ст. 27.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 424 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона „О развитии сельского хозяйства"».
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.
4. Курдюк П. М. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе: учеб. пособие / П. М. Курдюк, А. А. Долгополов, В. А. Очаковский. – Краснодар: КубГАУ, 2019. – 95 с.
5. Авторханов А. И. Нормативно-правовое обеспечение развития АПК в современных условиях: особенности стратегического планирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 4. – С. 16-19.
6. Аслаева, С. Диагностика уровня развития сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 5. – С. 82-87
7. Барсукова С.Ю. Аграрная политика России // Общественные науки и современность. – 2017. - № 5. – С. 31 - 45.
8. Беляев В.Ю. Историография аграрных реформ в России в ХХ веке // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2018. - № 7. – С. 116 – 128.
9. Боголюбов С. А. К 100-летию аграрной и земельной реформ // Аграрное и земельное право. - 2017. - № 7 (79). - С. 4-7.
10. Ганюхина, О. Ю. Проблемы агропромышленного комплекса и перспективы его развития в современной России // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). - Москва: Буки-Веди, 2016. - С. 113-115.
11. Екатериничева Н.Г. Исторический аспект аграрных реформ в России: уроки ХХ века // Научные основы стратегии развития АПК и сельских территорий в условиях ВТО. – 2015. - № 30(01). – С. 257 – 261.
12. Кабытов П. С. Программа реформирования России П. А. Столыпина // Вестник Самарского государственного университета. - 2016. - № 73. - С. 87- 92.
13. Козлов С. С. Столыпинская аграрная реформа: идеологическая основа и эволюционный характер // История государства и права. - 2015. - № 3. - С. 26 - 29.
14. Коротаева Е.Ю. Аграрная политика современной России: проблемы, тенденции и механизмы реализации // Современные тенденции развития России: путь к эффективности. – 2017. - № 20(04). – С. 236 - 240.
15. Левин, Д. В. Аграрная реформа начала ХХ века: попытка модернизации страны // История и археология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 3-7.
16. Лынёва, А. Д. Столыпинская аграрная реформа в России // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 21-24.
17. Ойсунгуров И.М. Аграрная реформа в России и ее результаты // Дневник науки. – 2019. - № 8(32). – С. 1 – 9.
18. Плотников В. Аграрная реформа в России: столыпинский опыт и современные проблемы фермерства // АПК: экономика, управление. - 2018. - № 12. - С. 3-10.
19. Рябчикова Н.Н. Перспективы развития аграрного образования в России: сотрудничество в рамках кластерно-сетевого подхода // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 4. – С. 529-540.
20. Розанов В. В. Историческая роль Столыпина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - № 1. - С. 130 -133.
21. Самыгин, Д. Окупаемость бюджетной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 6. – С. 26-30.
22. Сутыгина А. Национальная продовольственная независимость в условиях кризиса // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 6. – С. 2-8.
23. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Приоритеты аграрной политики России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. - № 5. - С. 10-16.
24. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2017. - № 1. – С. 26 – 31.
25. Фудина Е.В. Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса России // INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL. – 2020. - Т. 63, № 1. – С. 1 - 7.
26. Чекмарев О.П. Аграрная политика России: результаты последних лет и направления совершенствование // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2018. - № 4. – С. 1 - 8.
27. Шутьков А.А. Аграрная реформа, этапы и результаты: проблемы модернизации и продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2017. - № 4. – С. 2 - 6.
28. Эльдиева Т.В. Теория и проблематика осуществления аграрных реформ в России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2016. - № 3. – С. 27 – 30.
29. Яркова, Т. М. Результаты реализации государственной аграрной политики на современном этапе развития экономики / Т. М. Яркова // АПК: экономика, управление. – 2020. – № 3. – С. 14-25.
30. Антамошкина Е.Н. Земельная реформа и аграрная политика России в конце ХХ века // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2308 (дата обращения: 10.12.2020).
Читать дальше