Введение 3 Глава 1. Теоретические и методологические основы планирования карьеры выпускника вуза 6 1.1 Теоретический подход к определению содержания «карьера» и «карьерное сопровождение» 6 1.2 Механизмы правового обеспечения карьерного сопровождения студентов в российских вузах 14 1.3 Практика карьерного сопровождения выпускника вуза (российский и зарубежный опыт) 22 Глава 2. Анализ практики применения технологии коучинга в планирования карьеры выпускника вуза 32 2.1 Коучинг как новая модель профессионального самоопределения выпускника вуза 32 2.2 Оценка эффективности применения технологии коучинга в российских вузах 40 2.3 Применение технологии коучинга для построения личного карьерного плана 50 Глава 3. Перспективы развития практик карьерного сопровождения выпускника вуза 58 Заключение 67 Список использованных источников 70

Коучинг как технология планирования карьеры выпускника вуза

дипломная работа
Психология
75 страниц
81% уникальность
2020 год
57 просмотров
сладкова и.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические и методологические основы планирования карьеры выпускника вуза 6 1.1 Теоретический подход к определению содержания «карьера» и «карьерное сопровождение» 6 1.2 Механизмы правового обеспечения карьерного сопровождения студентов в российских вузах 14 1.3 Практика карьерного сопровождения выпускника вуза (российский и зарубежный опыт) 22 Глава 2. Анализ практики применения технологии коучинга в планирования карьеры выпускника вуза 32 2.1 Коучинг как новая модель профессионального самоопределения выпускника вуза 32 2.2 Оценка эффективности применения технологии коучинга в российских вузах 40 2.3 Применение технологии коучинга для построения личного карьерного плана 50 Глава 3. Перспективы развития практик карьерного сопровождения выпускника вуза 58 Заключение 67 Список использованных источников 70
Читать дальше
Актуальность исследования. 27 мая 2020 года В.В. Путин провёл в совещание о состоянии рынка труда, в котором призвал уделить особое внимание трудоустройству выпускников вузов в текущих условиях.


Не откладывайте отчет по практике на заказ , дедлайны не ждут.


. По данным Росстата, уровень безработицы в России в апреле 2020 года вырос на 23,4% по сравнению с мартом и на 21% по сравнению с апрелем 2019 года. В органах службы занятости населения в качестве безработных в апреле зарегистрированы 1,3 млн человек, в том числе 1,1 млн человек получали пособие по безработице. В стране прогнозируется до 2,5 млн зарегистрированных безработных. На совещании министр образования и науки РФ, В.Н. Фальков отметил, что «по предварительным оценкам на рынок труда в этом году выйдут 410 тысяч выпускников вузов, из которых 267 тысяч – выпускники очного бакалавриата и специалитета. В отличие от выпускников магистратуры, которые совмещают работу и учебу, они впервые выходят на рынок труда и в наибольшей степени подвержены риску не трудоустроиться» . Всего каких-нибудь десять лет назад главными проблемами профориентации в нашей стране было отсутствие к ней государственного и общественного внимания и – как следствие – глубокий дефицит ресурсов. Прошло не так уж много времени, и ситуация кардинальным образом изменилась. Изменились и проблемы, а именно 66% существующих профессий исчезнут в ближайшие 10-20 лет, 47% новых профессий появится на рынке труда в ближайшие 5-10 лет, и из-за пандемии коронавируса каждый пятый молодой человек в мире потерял работу. Сейчас профориентация стала модной и повсеместной, и её новая беда в том, что её теперь слишком много. Среда профессионального самоопределения во многих регионах и городах страны стала разнообразной и насыщенной, но этим дело пока и ограничивается – до системности и качества пока ещё далеко. Несмотря на всеобщие разговоры про «инновационность», в профориентационной работе с молодёжью имеется выраженный дефицит новых идей. Почти везде он гораздо острее, чем дефицит ресурсов. Может быть, государство и выделяло бы больше средств на профориентацию, если бы оно понимало, на что именно их надо выделять. Конечная цель профориентации – не разовая помощь в профессиональном образовательном выборе, а подготовка обучающегося к самостоятельному и осознанному социально-профессиональному самоопределению. И это самоопределение ему придётся совершать не раз и не два, а постоянно на протяжении всей жизни, причём в условиях высокой степени неопределённости. Скорее всего, требуется нечто иное: собственный практический опыт профессионального самоопределения, осмысленный сначала при помощи педагогов, а потом и самостоятельно. Цель исследования. Выявить методы и приёмы реализации коучинг-технологий в планирования карьеры выпускника вуза. Задачи исследования:  раскрыть теоретический подход к определению содержания «карьера» и «карьерное сопровождение»;  определить механизмы правового обеспечения карьерного сопровождения студентов в российских вузах;  рассмотреть практику карьерного сопровождения выпускника вуза (российский и зарубежный опыт);  изучить коучинг как новую модель профессионального самоопределения выпускника вуза  оценить эффективность применения технологии коучинга в российских вузах;  предложить методику применения технологии коучинга для построения личного карьерного плана;  проанализировать перспективы развития практик карьерного сопровождения выпускника вуза. Объектом исследования является организация процесса планирования карьеры выпускника вуза. Предметом исследования является коучинг как технология планирования карьеры выпускника вуза. Методология и методы исследования сложились на базе концептуального аппарата социологической, экономической и психологической наук. При исследовании в работе применяются общенаучные методы познания: логический, сравнительный, системно-структурный и абстрактно-логический. Теоретическая значимость работы состоит в проведении аналитического исследования сложных социологических и психологических вопросов, а практическая в приобретении навыка формирования самостоятельных выводов и рекомендаций по исследуемому вопросу. Научная новизна исследования обусловлена динамикой социально-экономической, политической жизни современного российского общества, включая ее отдельной социально-демографической группы – молодежи, и заключается в выявлении механизмов адаптационных возможностей выпускников на рынке труда и определении основных направлений в содействии их профориентации. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. 

Читать дальше
Согласно проведенному анализу научной литературы можно предложить следующую формулировку понятия «карьера». Карьера представляет собой процесс достижения целей, учитывающий исходные данные, имеющиеся на начальном этапе (сфера деятельности, социальная группа, возрастная категория) при непосредственном участии индивида в отношении стратегии развития карьеры работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в данном конкретном учреждении, предприятии и т. д. При этом карьера как объекта управления представляет собой совокупность характерных качеств и характеристик для определенной личности, а также возможностей, которые могут быть использованы с целью достижения и изменения различных карьерных целей. Управляющее воздействие может быть направлено на индивида и существующую внешнюю среду, а субъектами управления выступают сам индивид или другие индивиды, организации, общество (социальные группы), государство. Механизмы правового обеспечения карьерного сопровождения студентов в российских вузах регулируются на различных уровнях права. Международные акты раскрывают подчеркивают актуальность принятия и развития государственной политики и национальных программ профессиональной ориентации в странах-участницах. Основные цели определяются как: обеспечение свободного выбора профессии, вида деятельности в соответствии со способностями и интересами каждого, с учетом потребностей общества. С точки зрения федеральных правовых актов профориентация представляет собой неотъемлемую часть социальной политики государства, что определяет многие аспекты модернизации образования и экономики, молодежной политики, здравоохранения, благосостояния нации. Региональные документы содержат программно-ориентированный подход к решению вопросов профориентации молодежи. Данные документы влияют не столько на технологию профориентации, сколько на организацию и направление такой деятельности. Проведенное исследование зарубежной практики профориентации студентов показало, что развитые страны уделяют особое внимание личности студента, детально отслеживают его склонности и способности, привлекают серьезные материальные и педагогические ресурсы для полноценной самореализации молодежи. Особое внимание уделяется языковой подготовке в профориентации и подготовке квалифицированных специалистов, что связано прежде всего с созданием высокотехнологичных производств на базе транснациональных компаний, а также невозможностью карьерного и профессионального роста без изучения опыта зарубежных коллег и конкурентов. В настоящее время в России профессиональные образовательные организации уделяют большое внимание проблеме социализации, а также более конкретно трудоустройству выпускников и даже выделяют работу с выпускниками в отдельное направление: осуществляется мониторинг востребованности выпускника на рынке труда, вырабатывается стратегия взаимодействия с работодателями по совершенствованию качества подготовки специалистов, развитию учебно-методической и материально-технической базы, образовательного процесса, в социальной защищенности выпускников. Также на базе вузов созданы и функционируют Центры развития карьеры. С точки зрения существующих методов профориентации выпускника вуза, наиболее распространены наставничество, тренинг, консультирование и коучинг, которые имеют некоторые общие черты и отличительные особенности. В рамках работы сделан вывод, что коучинг представляет собой одну из наиболее эффективных методик, так как находится на стыке науки по психологии, философии, логики, менеджмента и других научно-практических теорий. В частности, реализуется повышение эффективности и раскрытие потенциала обучающихся при решении как личных, так и деловых ситуаций. Исследование практики применения коучинга в вузах позволяет сделать вывод, что достоинство коучинга состоит в повышении результативности деятельности, самостоятельности, скорости продвижения к установленной цели. Коучинг предполагает использование существующих знаний, умений, навыков в сочетании с пересмотром установок, привычных методов выполнения трудовых функций. Как эффективный инструмент профориентации, коучинг направлен на активизацию профессионального самоопределения и личностного развития обучающихся. Также использование коучингового подхода в выборе профессии для подростков обладает существенным набором преимуществ по сравнению с техниками традиционного тестирования и профилирования, при котором ответственность за конечный выбор и планирование поступления остается на внешних взрослых, а потому не несет того заряда внутренней мотивации, который возможен при личном выборе и принятии решения, что особенно важно для самосознания подростков как «взрослых» личностей. В рамках параграфа 2.3 предложены коуч-сессии, которые позволят стимулировать рефлексию студентов, связанную с анализом, оценкой, прогнозированием их образовательных и жизненных потребностей, целей, потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создавать условия для самостоятельной, успешной деятельности, проектирования индивидуального образовательного маршрута, индивидуального и личностного саморазвития, обеспечения развития индивидуальности. Таким образом, система профориентации в вузе должна быть выстроена в соответствии с реальными потребностями производства и в сотрудничестве с бизнесом, а также необходима специальная работа с выпускниками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей (коучинг-технологии). Деятельность Центра развития карьеры в вузе, должна быть основана на оптимальной модели функционирования, а именно с учетом следующих факторов. Во-первых, помощь в создании портфолио и резюме выпускника, во-вторых, в повышении понимания студентов его компетенций. И, наконец, налаживание долгосрочного сотрудничества с компаниями-работодателями, чтобы гарантировать подготовку студентов под запросы рынка труда.
Читать дальше
1) Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 2) Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 23.06.1975) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 3) Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 4) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 5) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 6) Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 31.07.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 7) Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.08.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 8) Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 9) Приказ Минобразования России от 12.05.1999 N 1283 (ред. от 12.07.1999) «О создании Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. 10) Бедина В.Ю. Успех и успешность карьеры: соотношение понятий // В сборнике: Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 94-97. 11) Бочкарева Г.П. Некоторые теоретические и практические аспекты понятия «карьера» // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Восемнадцатой Международной научной конференции. В 2-х частях. 2017. С. 377-379. 12) Бойцова Е.В. Коучинг как технология успешной трудовой адаптации выпускников вузов // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. к 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора Алексея Федоровича Шикуна: материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников. 2017. С. 159-161. 13) Буравцова Н.В. Современные подходы к карьере и карьеризму // СМАЛЬТА. 2014. № 1. С. 39–42. 14) Бусоедов И.А., Гребенюк Т.А. Сущность и понятие деловой карьеры // Молодой ученый. 2017. № 10 (144). С. 201-202. 15) Голубева Т.С. Трактовка понятия «карьера» в разрезе современных тенденций // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 28-30. 16) Дедкова И.Ф., Лымарева, О.А. Коучинг в системе управления персоналом: учеб. пособие / И.Ф. Дедкова, О.А. Лымарева. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – 128 с. 17) Дзамихов И.К. К определению понятия «карьера» и ее социальная роль // Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37). С. 544-551. 18) Дикова В.В. Карьерное консультирование - инструмент прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 2. С. 24-27. 19) Жовнир М.Н., Асламова М.В. Педагогическая инноватика в медицинском вузе: к вопросу о внедрении коучинг-технологии // Молодой ученый. 2018. № 1 (53). С. 305-308. 20) Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших выпускников: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 37-59. 21) Кормакова В.Н. Коучинг как средство профессионального самоопределения выпускников медицинского колледжа // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 16–20. 22) Купавская А.А., Басманова В.Р., Джамирзе Р.К. Этапы развития профориентационной деятельности в России и в других странах // Профнавигация молодежи. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 216-220. 23) Мороз М.В Коучинг как технология подготовки будущих социальных работников в вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4. С. 201-204. 24) Никулина Н.Н., Березина С.В., Ушаков И.И. Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. №3. С. 165-169. 25) Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2017. Т. 27. С. 64–68. 26) Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Кирсанов К.А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в выпускниковом возрасте // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 7. 27) Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация, карьерная навигация, поддержка и сопровождение самоопределения: развилки, векторы, пересечения // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи. В 2 ч. Ч. 2. Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В. И. Блинов, Н. Э. Касаткина, А. К. Кусаинов, В. А. Овчинников, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, А. В. Чепкасов, С. Н. Чистякова. 2017. С. 70-74. 28) Сергеев И.С. Подготовка к выбору профессии: провокация или манипуляция? // Образовательная политика. 2019. № 1-2 (77-78). С. 88-95. 29) Стадник И.В. Понятие и типология карьеры // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2017. С. 264-267. 30) Сысолятин М.В. Понятие карьеры в социальной психологии // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации. Сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 227-230. 31) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. 32) 5 форматов профориентации, практикуемых во всём мире [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://newtonew.com/school/world-class-proforientation (дата обращения: 19.11.2020). 33) «День самоопределения» для педагогов и психологов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://coachingineducation.ru/den-samoopredeleniya-dlya-pedagogov-i-psixologov/ (дата обращения: 27.11.2020). 34) Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [Электронный ресурс] // В.И. Блинов, И.С. Сергеев и др. – Режим доступа: https://eduidea.ru/file/document/521 (дата обращения: 18.11.2020). 35) Минтруд и Минобрнауки утвердили комплекс мер по содействию трудоустройству выпускников вузов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/employment/69 (дата обращения: 18.11.2020). 36) Проект «ICF ВУЗам» в Саратове [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://coachingineducation.ru/proekt-icf-vuzam-v-saratove/ (дата обращения: 27.11.2020). 37) Профориентация учащихся: зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.centrkadrov.konsalt.by/about/news/204-2016-01-20-09-52-45 (дата обращения: 19.11.2020). 38) Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://симт.рф (дата обращения: 29.11.2020). 39) Трудоустройство студентов и выпускников в цифровом мире [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ntf.ru/content/trudoustroystvo-studentov-i-vypusknikov-v-tsifrovom-mire (дата обращения: 29.11.2020). 40) Career Center Universität Bonn [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.uni-bonn.de/einrichtungen/careercenter (дата обращения: 28.11.2020). 41) Nota L., Rossier J. (Eds.). Handbook of life design: From practice to theory and frоm theory to practice. Boston, MA: Hogrefe Publishing, 2015. 298 p. 42) Rudolph C.W. et al. Career adaptability: A metaanalysis of relationships with measures of adaptivity, adapting responses, and adaptation results // Journal of Vocational Behavior. 2017. Vol. 98. P. 17-34. 43) Udayara S. et al. Investigating the link between trait emotional intelligence, career indecision, and self-perceived employability: The role of career adaptability // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 135. P. 7-12. 44) Oxford Dictionary of Sociology / ed. by J. Scott, G. Marshall. 4th ed. N. Y., 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1093/acref/9780199683581.001.0001 (дата обращения: 19.11.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Профессионально-личностные деформации представителей социономических специальностей
Количество страниц:
35
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Формирование основ экологической культуры на учебном занятии
Количество страниц:
31
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Педагогика
реферат
Славянофилы в истории русской философии
Количество страниц:
17
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image