Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) в банковской системе РФ 5
1.1 Сущность ПОД/ФТ и ее основные элементы 5
1.2 Нормативно-правовая база по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 7
1.3 Место и роль коммерческих банков в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма 9
Выводы к первой главе 11
Глава 2. Исследование современной системы ПОД/ФТ в деятельности коммерческих банков 12
2.1 Состояние реализации коммерческими банками мероприятий в области ПОД/ФТ 12
2.2 Проблемы практической реализации ПОД/ФТ коммерческими банками 14
2.3 Рекомендации по построению эффективной системы внутреннего контроля в коммерческих банках 16
Выводы ко второй главе 18
Заключение 19
Список используемых источников 21
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Читать дальше
Из анализа сущности ПОД/ФТ и ее основных элементов (гл.1), делаем вывод, что национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) – это система организованного взаимодействия государственных институтов контроля, надзора, финансового мониторинга и правоохранительной деятельности. Она также включает: специальные внутренние подразделения финансовых посредников (агентов), и направлена на выявление и пресечение незаконной деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, действующая в рамках установленного национального правового поля и международных стандартов.
Исследование нормативно-правовой базы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, позволяет сделать вывод, что в профильном Федеральном законе № 115-ФЗ установлен субъектный состав правоотношений. Кроме того, перечислен перечень действий, направленных на реализацию положений закона: обязательный внутренний контроль, а также запрет на информирование клиентов о мерах, предпринятых для его соблюдения.
Анализ места и роли коммерческих банков в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, позволяет сделать вывод, что российские коммерческие банки, следуя инструкциям ФАТФ, выполняют три ключевые задачи: идентификацию клиентов, фиксирование подозрительных операций и передачу информации официальным органам. Кроме осуществления основной деятельности, на коммерческие банки возложены формирование и осуществление внутреннего финансового контроля.
Исследуя состояние реализации коммерческими банками мероприятий в области ПОД/ФТ (гл.2), делаем вывод, что формирование адекватной банковской культуры и создание этического банкинга позволит очистить кредитный сектор и экономику в целом от попыток перманентного «отмывания» денег. Кроме того, Банк России на особом контроле держит валютные операции финансовых организаций. Валютный контроль, являясь частью государственной политики, направлен на сохранение устойчивости российской валюты и стабильности внутреннего валютного рынка государства.
Рассматривая проблемы практической реализации ПОД/ФТ коммерческими банками, делаем вывод, что эти проблемы выявляются уже на начальной стадии функционирования системы ПОД/ФТ: отсутствие подготовки квалифицированных кадров, отсутствие контроля осуществления процедуры идентификации клиентов, не говоря уже о контроле и пресечении сложных схем отмывания преступных доходов.
Предложенные рекомендации по построению эффективной системы внутреннего контроля в коммерческих банках включают в себя: совершенствование законодательства с расширением критериев оценки риска клиента, изучение и применение лучших международных практик в данной области, разработка и внедрение единых принципов оценки риска, включая сегментацию по типу организации и ее бизнес-модели.
Полноценное ведение борьбы с отмыванием нелегальных доходов будет способствовать созданию позитивного инвестиционного климата в стране и повышению международного авторитета государства, усиливая его политические позиции.
Читать дальше
банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]. – Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1, в ред. от 05.04.2016 // Консультант Плюс: справочная правовая система. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.12.2020).
2. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ, в ред. от 18.03.2019 // СЗ РФ. 2001. № 33, ч. 1. Ст. 3418; 2019. №12. Ст. 1223.
3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/#review (дата обращения: 28.12.2020).
4. О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем [Электронный ресурс]. – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32, в ред. от 26.02.2019. – URL: https://base.garant.ru/71119624/ (дата обращения: 28.12.2020).
5. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]. – Утв. Президентом РФ 30.05.2018. – URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 28.12.2020).
6. Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 339 с.
7. Варсеев В.В., Ларионова Л.И. Зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям // Вестник экономической безопасности. – 2018. – №3 – С. 134-138.
8. Ващекина И.В. Российские кредитные организации в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 5 (101) – С. 26-36.
9. Гладкова С.Б. Вовлечение кредитных организаций в незаконные схемы легализации доходов // Научные ведомости. – 2019. – Т. 46. – № 2. – С. 266 -273.
10. Дадалко В.А., Зубарев Т.С. Влияние легализации криминальных доходов на экономическую безопасность государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14. – № 4. – С. 688 - 697.
11. Иванов П.И. Проблемы противодействия легализации преступных доходов и пути их решения // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. –2020. – № 3. – С. 9 - 19.
12. Изутина С.В. Проблемы борьбы с легализацией преступных доходов: опыт и перспективы // Экономика.Право.Общество. – 2019. – №4(16). –С. 69 -75.
13. Токманцев Д.В. Некоторые проблемы квалификации отмывания преступных денег // Вестник юридического факультета ЮФУ 2020. – Т.7.– №1.– С.61-63.
14. Противодействие отмыванию денег и валютный контроль. Аналитика. Банк России [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: https://cbr.ru/counteraction_m_ter/reviews/ (дата обращения: 27.12.2020).
15. Федеральная служба по финансовому мониторингу / Ежегодный отчет. 2019. [Электронный ресурс]. – М., 2020. – URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2019.pdf (дата обращения: 24.09.2020).
Читать дальше