Число предприятий оптовой торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обнов- ления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются членами дело- вой общности в каждом регионе страны
Операции торгового характера осуществляют практически все организа- ции, в то же время правильно отразить результаты и не допустить ошибок в бухгалтерском учете при определении финансового результата способна далеко не каждая организация.
Анализ основных экономических показателей исследуемой организации показал, что за 2015 год было получено выручки на 129083 тыс. руб. или на 34,3% меньше, чем в 2014 году. Такой резкий спад связан с валютным кризи- сом, начавшимся в 2014 году, это привело к значительному удорожанию им- портной техники и оборудования и, как следствие, уменьшению объема про- даж. Чтобы выйти из кризисного состояния, организация увеличила кредитор- скую задолженность на 21% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, или на 7104 тыс. руб. Это позволило обновить основные средства для более эффектив- ного их использования. Так среднегодовая стоимость основных средств в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом на 2609 тыс. руб., или на 78%. В 2016 наблюдается сравнительно небольшое увеличение стоимости основных средств на 97 тыс. руб., что соответствует 2%, таким образом, организация по- лучила дополнительные ликвидные средства для первоочередных задач финан- сово-хозяйственной деятельности. И выручка в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 188816 тыс. руб. или 76%.
В 2016 году численность работников составила 60 человека.
В 2015 году несмотря на кризис среднегодовая дебиторская задолжен- ность по сравнению с 2014 годом увеличилась незначительно на 4%, и состави- ло 25381 тыс. руб. В 2016 году в сравнении с 2015 годом наблюдается сниже-
ние данного показателя на 30% эти средства были направлены на приобретение основных средств, а также на другие нужды организации.
Материальные затраты имели тенденцию к снижению как в 2015, так и в 2016 годах, однако изменения в 2015 году произошли всего на 1 % , а в 2016 году значение данного показателя уже уменьшилось на 19%. Хотя материаль- ные затраты снизились незначительно в 2015 году себестоимость продаж этого года снизилась на 38% или на 136071 тыс.руб. в то же время прибыль от про- даж увеличилась на те же 38% или 6988 тыс. руб. Тогда как увеличение себе- стоимости в 2016 году произошло на 83%. Сумма прибыли от продаж в 2016 году увеличилась на 20% и составила 30229 тыс.руб.
Один из самых значительных показателей финансово-хозяйственной дея- тельности ООО «КАМАЗцентр» - чистая прибыль. В исследуемом периоде с 2014 по 2016 года можно наблюдать значительный рост чистой прибыли почти в 3 раза. Увеличение этого показателя в 2016 по сравнению с 2014 годом соста- вило 3879 тыс.руб. И это несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось сниже- ние чистой прибыли на 46%.
Недостаточная загруженность производства в 2015 году не позволила по- высить уровень производительности труда работников предприятия. Произво- дительность труда в 2015 году по сравнению с 2014 годом значительно снизи- лась на 2116 тыс.руб.
Анализируя эффективность финансово-хозяйственной деятельности ООО «КАМАЗцентр», следует обратить внимание на важнейший показатель: рентабельность. Чистая рентабельность показывает тенденцию к снижению в динамике за 2014 и 2016 годы. Однако более показательным является рента- бельность продаж. Этот показатель увеличивался в 2015 году он составил 10,2%, что больше аналогичного показателя в 2014 году в 2 раза, что говорит о правильных действиях организации в условиях кризиса. В 2016 году рента- бельность продаж снизилась в сравнении с 2015 годом на 32%.
В целом финансово-хозяйственную деятельность ООО «КАМАЗцентр» в рассматриваемом периоде следует признать удовлетворительной. Можно ска-
зать, что компания стремиться финансировать свою деятельность собственны- ми средствами, что необходимо для роста инвестиционной привлекательности организации. Финансовый риск стремится к снижению. Но не все относитель- ные показатели финансового состояния стабильны, что пока свидетельствует о несамостоятельности и низкой платежеспособности ООО «КАМАЗцентр».
Основным видом деятельности Общества является оптовая торговля ав- тотранспортными средствами.
Движение товаров в ООО «КАМАЗцентр», включает две основные ста- дии: а) поступление товаров путем их приобретения у поставщиков; б) оптовая продажа товаров покупателям — юридическим и физическим лицам. Все опе- рации по движению товаров в исследуемой организации оформляются первич- ными учетными документами. Для оформления и учета торговых операций предусмотрены унифицированные формы первичной учетной документа- ции(ТОРГ-1, ТОРГ-12, ТОРГ-8 и т.д.)
Для учета товаров и их движения в Рабочем плане счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности ООО «КАМАЗцентр» преду- сматривается счет 41 «Товары», к которому открыты субсчета, отражающие специфику двух основных форм реализации товаров - оптом или в розницу:
- субсчет 41.01 «Товары на складах»,
- субсчет 41.02 «Товары в розничной торговле» (по покупной стоимости)
и т.д.
Следует отметить, что обязательная инвентаризация по итогу года, про-
писанная в Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 в ООО
«КАМАЗцентр» проводится согласно Методическим указаниям по инвентари- зации.
В бухгалтерском балансе ООО КАМАЗцентр» товарные запасы отража- ются в активе баланса во втором разделе «Оборотные активы» по строке 12102 «Товары». В 2016 году балансовая стоимость товарных запасов состави- ла 32 317 тыс.руб., что на 20% больше, чем в 2015 году. В ООО «КАМАЗ- центр» сумма выручки нарастающим итогом формируется на субсчете 90.01
«Выручка», себестоимость реализованной продукции на субсчете 90.02 «Себе- стоимость продаж». В отчете о финансовых результатах исследуемой органи- зации данные суммы отражаются:
1. Выручка от продаж по строке 2110 «выручка». Далее идет расшифров- ка строки: по строке 21101 отражается выручка за сервисные услуги и гаран- тии; по строке 21102 – продажа автомобилей, запчастей и прицепов. Отметим, что в 2016 году выручка от продаж ООО «КАМАЗцентр» составила 436043 тыс.руб, а это на 76% больше, чем в предыдущем.
2. Себестоимость продаж по строке 2120 «Себестоимость продаж». В расшифровке по строке 21201 относящаяся к сервисным услугам и гарантии; по строке 21202 – непосредственно к продажам. Себестоимость продаж ООО
«КАМАЗцентр» также выросла на 83% в сравнении с 2015 годом.
В ходе исследования установлено, что на счете 44 «Расходы на продажу» учитываются расходы, которые подлежат распределению, между реализован- ными товарами и остатком товаров, а именно транспортные расходы, а так же не подлежащие распределению, а относящиеся в полной сумме на себестои- мость реализованной продукции. Для более оперативного отражения издержек обращения в бухгалтерском учете рекомендуется в рабочий план счетов ввести два субсчета 44.03 «Расходы, не подлежащие распределению», 44.04 «Расходы, подлежащие распределению». Это позволит сократить время на выборку дан- ных по затратам подлежащим распределению.
Так же ООО «КАМАЗцентр» рекомендуется применять метод списания товаров не методом средней себестоимости, применяемым в настоящее время, а методом ФИФО. Данный метод выгодно применять предприятию в целях ре- ального отражения себестоимости, так как в себестоимости товаров заложены последние цены. Используя этот метод оценки, предприятие сможет миними- зировать налог на прибыль, поскольку в данном случае себестоимость увели- чивается, а прибыль уменьшается.