Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы организации и функционирования психологической службы в ВУЗе………………………………………………6 1.1 Технология психологического сопровождения студента в период обучения в ВУЗе…………………………………………………………………6 1.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения…………………………………………………………………14 1.3 Практика изучения проблем адаптации студентов………………...19 1.4 Структура и динамика мотивации обучения студентов……………23 1.5 Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы……………………………………………………………………………28 Выводы к главе 1 …………………………………………………………29 Глава 2. Особенности проведения психологической службой практической работы со студентами (экспериментальное исследование)…..31 2.1 Исследование учебной мотивации студентов первокурсников……31 2.2 Анализ и результаты исследования………………………………….37 2.3 Пути развития учебной мотивации………………………………….43 Выводы к главе 2………………………………………………………….49 Заключение…………………………………………………………………51 Использованная литература………………………………………………..55 Приложения

Технологии психологического сопровождения студентов в учебной деятельности

дипломная работа
Психология
60 страниц
73% уникальность
2020 год
71 просмотров
Великодный И.
Эксперт по предмету «Психодиагностика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы организации и функционирования психологической службы в ВУЗе………………………………………………6 1.1 Технология психологического сопровождения студента в период обучения в ВУЗе…………………………………………………………………6 1.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов в период обучения…………………………………………………………………14 1.3 Практика изучения проблем адаптации студентов………………...19 1.4 Структура и динамика мотивации обучения студентов……………23 1.5 Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы……………………………………………………………………………28 Выводы к главе 1 …………………………………………………………29 Глава 2. Особенности проведения психологической службой практической работы со студентами (экспериментальное исследование)…..31 2.1 Исследование учебной мотивации студентов первокурсников……31 2.2 Анализ и результаты исследования………………………………….37 2.3 Пути развития учебной мотивации………………………………….43 Выводы к главе 2………………………………………………………….49 Заключение…………………………………………………………………51 Использованная литература………………………………………………..55 Приложения
Читать дальше
На современном этапе развития общества возникает потребность в специалисте принципиально нового типа. И это порождает высокие требования к результатам обучения в ВУЗе и к последующей адаптации выпускника к рынку труда. Существенные изменения в государственной политике в сфере высшего образования, соотношение образовательных и профессиональных стандартов, а также создание научно-производственных кластеров, определяют социальный заказ государства на специалиста, способного адекватно реагировать на происходящие изменения и творчески подходит к тем задачам, которые ставит перед ним ситуация. Информационное общество- очень подвижно и, кроме того, решающую роль в нем играет не материальный ресурс, а сам человек. В этих условиях возникает повышенная потребность в людях, способных принимать ответственность за результаты своей деятельности. Также должны нести ответственность системы образования за подготовку конкурентоспособных специалистов. И здесь немаловажную роль несет психологической службы. Психологическое консультирование студентов поддерживает студентов и сотрудников университета в стрессовых ситуациях, возникающих как в частной жизни, так и в связи с их учебой или работой. Психологическое сопровождение студентов в профессиональных учебных заведениях как система профессиональной деятельности психолога, направленна на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности студента. Психологическое сопровождение рассматривается как процесс, как составная деятельность практического психолога в системе профессионального образования, направленная на полную реализацию профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение потребностей предметной деятельности.


Дипломная работа по банкротству на заказ позволит вам не тратить свое время. Доверьте написание дипломной работы профессионалам.


. По разным оценкам российских исследователей, от 10 до 30% студентов высших учебных заведений нуждаются в психологической помощи, но специалисты есть далеко не при каждом вузе. К тому же конкретной статистики по этой проблеме в России нет. Создать в вузе реально функционирующую социально-психологическую службу могут, как правило, только крупные учебные заведения. В небольших вузах такие службы направлены в основном на работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и держатся на энтузиазме отдельных сотрудников Актуальность исследования обусловлена важностью психолого - педагогических поддержки студентов в университете, которая предотвратила бы трудности в приобретении академических знаний и умений, а также в адаптации к студенческой жизни, и выбранной профессии. Количество студентов, нуждающихся в поддержке специалиста, достаточно велико, и дело зачастую в элементарных психологических проблемах. И несмотря на высокий адаптационный потенциал молодых людей, зачастую им не хватает опыта для решения проблем, с которыми они не могут обратиться к родителям или преподавателям Объектом психологического исследования является образовательная система высшего образования и психологическое развитие личности студентов в ситуации учебного взаимодействия. Место исследования: РНИМУ им. Н.И.Пирогова, медицинский университет. Количество участников исследования 30 студентов. Цель: изучить технологии психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к обучению в вузе. Предмет исследования - трудности адаптации студентов к условиям вуза. Задачи исследования:  Рассмотреть подходы к изучению психологических проблем студентов высших образовательных учреждений в научной литературе.  Изучить практический опыт выявления трудностей адаптации студентов.  Рассмотреть формы и технологии психолого-педагогического сопровождения студентов. Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение исследований зарубежных авторов, обобщение, расчеты с использованием математической статистики. Ключевым подходом к изучению данной проблемы является системно-деятельности подход, что позволяет представить учебную деятельность как совместную работу с ее участниками. Участники (студенты) набираются опыта, а другие создают для этого условия. Учитывая все вышеперечисленное было выдвинуто несколько гипотез: 1. Эффективность психологического сопровождения личностно-профессионального развития студента вуза может быть существенно повышена, если в его основу будет положена модель психологического сопровождения службой практической психологии, предполагающая включенность студента в этот процесс на протяжении всего обучения в вузе. 2. Студенты медики подвергаются более высокому уровню психологического давления по сравнению со студентами других специальностей, что обусловлено спецификой выбранной профессии. 3. Вовремя оказанная психологическая помощь, поможет быстро адаптироваться к первокурснику, может повысить мотивацию к обучению. Структура исследовательской работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и использованной литературы.

Читать дальше
Подводя итоги данной работы, мы можем заявить, что психологическая помощь необходима на всех этапах обучения студентов ВУЗов, особенно в первый год. Особо стоит отметить, серьезные психологические нагрузки студентов – медиков. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.Медицинский вуз - это стрессовый период подготовки врача. Многие студенты-медики испытывают серьезные психологические испытания, которые приводят к плохой успеваемости, нечестности в учебе, цинизму и злоупотреблению психоактивными веществами. Педагоги-медики должны знать о проявлениях, причинах и последствиях стресса учащихся, а медицинские учебные заведения должны разрабатывать и оценивать программы для поддержки учащихся, испытывающих трудности, и содействия их благополучию. Необходимы дополнительные исследования для выявления личных и программных факторов, способствующих благополучию, и изучения их потенциала для повышения квалификации. В конечном итоге, усилия по повышению благополучия студентов принесут пользу пациентам, общественности и профессии, а не только отдельным людям. 2.Адаптация студентов к обучению в вузе - это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза. При этом процесс адаптации носит интерактивный характер: образовательная среда вуза воздействует на обучающегося, а обучающийся активно воздействует на среду, определенным образом преобразуя ее. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств. 3. Механизмы адаптации, обеспечивающие успешное вхождение студента в образовательную среду, заключаются в педагогическом сопровождении, когда в процессе адаптации, с одной стороны, создаются условия для усвоения обучающимися норм и способов учебно-познавательной деятельности, с другой - осуществляется изменение, преобразование образовательной среды в соответствии с потребностями, возможностями, личностными особенностями студента. Механизмы действуют на разных уровнях, таких как когнитивный, мотивационно-волевой, социально-коммуникативный, обеспечивая формирование и развитие связей соответствующего типа. Педагогическое сопровождение организуется с позиций личностно-ориентированного подхода и развивающего обучения, что позволяет преодолеть образовательные и социально-коммуникативные проблемы сложных по составу (с точки зрения адаптации) групп студентов и обеспечить необратимость процесса адаптации. Подводя итог можно сказать, что все три гипотезы подтвердились. Психологическая помощь нужна, а порой просто необходима в университетской среде. В настоящее время основными направлениями деятельности психологической службы являются: • ежегодный мониторинг эмоционального состояния студентов, • психологическая диагностика, • психологическое консультирование и тренинги, В рамках этого направления можно выделить консультирование «проблемных» студентов по различным вопросам межличностного и группового взаимодействия, трудностей обучения в вузе и семейным вопросам и консультирование преподавателей с целью предупреждения синдрома профессионального выгорания, разрешения конфликтов и повышения эффективности общения со студентами. • просветительская и методическая работа. Психологи и психотерапевты ведут индивидуальную консультационную, психокоррекционную работу со студентами. Сотрудники психологической службы также проводят интернет-консультации студентов, целью которых является быстрая ориентация в проблеме и мониторинг состояния обратившегося за помощью. Учитывая, что цели медицинской подготовки включают обучение выпускников тому, как «укреплять здоровье» и готовиться к карьере в интеллектуально стимулирующей и социально значимой профессии, есть соблазн предположить, что медицинская школа станет временем личностного роста и улучшения здоровья. К сожалению, кажется, что верно обратное: многочисленные исследования показывают, что психическое здоровье студентов ухудшается во время учебы в медицинской школе. Специфика профессии выбранной студентами-медиками оказывает очень большое психологическое давление на них. Особенно когда приходит время практики. Из-за этого некоторые не выдерживают и бросают учебу. Порой это приводит к эмоциональной черствости. Более того, было обнаружено, что негативное поведенческое взаимодействие обратно пропорционально академической успеваемости в семестре, которая предсказывала академическую успеваемость во втором семестре. Сфера медицинского образования в последнее время заинтересовалась мотивацией, поскольку всегда предполагала, что студентов-медиков необходимо мотивировать из-за их приверженности высокоспециализированной подготовке, ведущей к очень конкретной профессии. Мотивация является основным определяющим фактором качества обучения и успеха, отсутствие которых вполне может объяснить, почему учителя иногда наблюдают разочарованных, потерявших интерес или бросающих учебу студентов-медиков с чувством бессилия или смирения. Результаты: Факторы, влияющие на высокие академические достижения, включают: посещение лекций, раннее повторение, определение приоритетов потребностей в обучении, глубокое обучение, обучение в малых группах, обучение в лаборатории навыков, обучение с пациентами, обучение на ошибках, тайм-менеджмент и семья. поддержка. Внутренняя мотивация и ожидаемые результаты экзаменов являются важными факторами высокой успеваемости. Решение неакадемических проблем, таких как лишение сна, тоска по дому, языковые барьеры и стресс, также важно для академической успеваемости. Систематическое рассмотрение этих факторов, которые могут быть уникальными для данного студенческого сообщества, было бы полезно для повышения успеваемости студентов. Учебная деятельность предъявляет студентам повышенные требования к самоорганизации учебного процесса. Для успешной адаптации студентам важно уметь саморегулировать свою учебную деятельность и психоэмоциональное состояние. В процессе психологического сопровождения важно развивать у студентов способность к саморегуляции психоэмоционального состояния, а именно оптимальному поддержанию активности, жизненного тонуса, хорошего самочувствия и настроения, уверенности в себе и умеренной тревоги, переходящей в ответственность.
Читать дальше
1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69 с. 2. Асеев В.Х. Проблема мотивации личности: Теоретические проблемы психологии человека // - М .: Наука, 1977. – 18 с. 3. Бандура А. Самоэффективность - к объединяющей теории изменения поведения. Psychol Rev.1977 г, 84 191–215 с. 4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989 г. № 1.- 92-100 с. 5. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 189 с. 16 6. Бандура А, Шунк DH. Развитие компетентности, самоэффективности и внутреннего интереса через непосредственную самомотивацию. J Pers Soc Psychol. 1981г., 586–98с. 7. Байк С., Нейлор Р., Аркудис С. Первый год работы в австралийских университетах: результаты двух десятилетий, 1994–2014 гг. Мельбурн: Мельбурнский центр изучения высшего образования; 2015 г. 192 с. 8. Вурф Дж., Крофт-Пиггин Л.: Прогнозирование академической успеваемости учителей первого года обучения: роль вовлеченности, мотивации, ATAR и эмоционального интеллекта. Asia Pac J Teach Educ 2015, 43 (1): 75-Pacific Journal of Teacher Education, 2015 г., том 2043, 2011 г., 2075–2091с. 9. Вихман В.В., Ромм М.В., Вильбергер М.Е. (2018) Феномен социальной адаптации в современных социально-экономических изменениях в обществе. В: Достижения в инженерных исследованиях: Материалы международной конференции «Актуальные вопросы машиностроения» (AIME 2018), 157: 612-617с. 10. Ганин В.В. Копинг-стратегии, механизмы психологической защиты и особенности самостоятельности изучаются в российских университетах за рубежом. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва: РУДН. 2017 г., 230 с. 11. Глебов В.В. Взаимосвязь социальной идентичности и личностно-психологических характеристик иногородних студентов, обучающихся в мегаполисе. Мир науки, культуры и образования, 2 2018 г., 426-427. 12. Дырбай Л.Н., Томас М.Р., Шанафельт Т.Д. Бедствие студента-медика: причины, последствия и предлагаемые решения. Mayo Clin Proc. 2005. 80 (12): 1613с. 13. Зайцева Н.А., Гончарова И.В., Андросенко М.Е. Необходимость изменений в системе обучения индустрии гостеприимства и туризма в условиях импортозамещения. Международный журнал экономики и финансовых вопросов, 6 , 2016 г., 288-293. 14. Зайцева Н.А., Ларионова А.А., Минервин И.Г., Якименко Р.В., Балицкая И.В. (2015) Использование форсайт-технологий в разработке на перспективу. Прогнозы развития системы обучения обслуживающего и туристического персонала. Журнал экологического менеджмента и туризма, 6 (2): 410-417. 15. Зеренгок Д., Гузель П., Озбей С. Влияние досуга на социальную адаптацию иностранных студентов. Журнал исследований в области образования и обучения, 6 , 2018 г.,1-9 с. 16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // - СПб: Питер, 2002. - 408 с. 17. Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 87-89. 18. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1990. - 133 с. 19. Колли Р, Холлиман А, Мартин А. Адаптивность, вовлеченность и академическая успеваемость в университете. Educ Psychol. 2017; 37 (5): 632–47 с. 20. Кусуркар Р.А., Круазе Дж., Манн К.В., Кастерс Э., тен Кейт О. Руководили ли теории мотивации при разработке и реформировании учебных программ медицинского образования? Обзор литературы. Acad Med. 2012. 87 (6): 735–43 с. 21. Кук Д.А., Артино А.Р. Младший. Мотивация учиться: обзор современных теорий. Med Educ. 2016; 50 (10): 997–1014 с. 22. Кузнецова, Л. Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза / Л. Э. Кузнецова, И. С. Юшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40017/ (дата обращения: 21.10.2020). 23. Лякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности. Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. - 24 с. 24. Маслоу А.,1982/ [Электронный ресурс] режим доступа -http://economics.open-mechanics.com/articles/393.pdf, (дата обращения 15.10.2020) 25. Молодцова Т.Д. «Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза» ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова» / [Электронный ресурс] режим доступа -http://www.rae.ru/meo/pdf/2012/05/2012_05_002.pdf, (дата обращения 15.10.2020) 26. Маккеланд Д. Мотивация человека // - СПб: Питер, 2007. - С.507 27. Мартин А.Дж. Мотивация и участие в различных условиях работы: проверка их универсальности в школе, университете / колледже, работе, спорте, музыке и повседневной жизни. J Res Pers. 2008. 42 (6): 1607–12. 28. Назарова О.В. Адаптация молодых учителей в системе общего среднего образования. Феномен адаптации в различных сферах деятельности человека. Ставрополь, 2003 г., 176 c. 29. Лобова А.Ю. Восприятие образовательной среды как условия профессионального развития студентов педагогических специальностей. На пути к педагогической науке. Владимир: ВГУ., 2017 г.62 с. 30. Нигматуллина И.А., Симонова Г.И., Агатангелу Э. (2016) Содержание педагогического сопровождения социальной адаптации студентов. Математическое образование, 2016 г., 243-254 с. 31. Ольховая Т.А., Шухман А.Е., Неволина В.В., Амирова Л.А., Зайцева Н.А. Синергетический подход через разработку междисциплинарного модуля. Математическое образование 2016 г., 467-474 с. 32. Овдина А.Г., Гольцвардт Т.В., Серова Н.А. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения. Профессиональное образование в России и за рубежом, 3, 2017 г., 96-103 с. 33. Пекрун Р., Гетц Т., Титц В., Перри Р.П. Академические эмоции в саморегулируемом обучении и достижениях студентов: программа качественного и количественного исследования. Educ Psychol. 2002. 37 (2): 91–105 с. 34. Павленко П.Д. Основы социальной работы под редакцией, - М.,2001, 123 с. 35. Постапалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека. /Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван,1973. 8-19 с. 36. Пелачча Т., Виау Р. Мотивация в медицинском образовании. //Учитель-медик. 2017; 39 (2): 136–40 с. 37. Пехота О.М. Образовательные технологии // - Киев: АСК, 2003. - С.19 38. Станиславчик. Л.И. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / БГВПК, Барановичи, 2001.- 150 с. 39. Сабельникова Е. Инфантилизм как норма / [Электронный ресурс] режим доступа -https://iq.hse.ru/news/219383127.html, (дата обращения 15.10.2020) 40. Собчик Л.Н. Стандартизированный метод исследования личности. - М., 1990. - 42 с. 41. Самсоненко Л.С. Поддержка социальной адаптации детей-сирот и студентов, оставшихся без попечения родителей, в организациях ПОО. Академическая журналистика, 4, 2017 г. 356-363 с. 42. Сосновский Б.А., Горький Н.В., Шаховалов Н.Н. Психолого-педагогическая адаптация иностранных учащихся к учебному процессу в вузе. В: Результат исследования. Серия: Педагогика и психология образования, 2015 г. 19-22 с. 43. Тарман Б., Чигишева О. (2017) Трансформация образовательной политики, теории и практики в постсоветском социальном образовании. Журнал социальных исследований в области образования, 8 (2): I-IV. 44. Терзиев В. (2019) Концептуальные основы социальной адаптации. В: Материалы INTCESS 2019: 6-я Международная конференция по образованию и социальным наукам (4-6 февраля 2019 г.), Дубай, ОАЭ, 494-503 с. 45. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде различного типа. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2018 г, 358-360. 46. Хорхрина З.В., Машанов А.А., Ростовцев М.В. (2014) Деятельностные аспекты социальной адаптации личности. Фундаментальные исследования, 9 (5): 1144-1150. 47. Цыренов В.Т. (2017) Сущность процесса социально-профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях. Интернет-журнал «Мир науки», получено 10 сентября 2019 г. 194 с. 48. Чигишева О. Функциональная грамотность: терминологическая неоднозначность в мировом образовательном контексте. Astra Salvensis, 2018 г., 963-970 с. 49. Эдгар С. Определение влияния пола на мотивацию и вовлеченность студентов-физиотерапевтов. Учитель-медик. 2015; 37 (4): 348 с. 50. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. - 24 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Договор аренды нежилых помещений
Количество страниц:
37
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Право
курсовая работа
Основание и порядок выдачи судебного приказа
Количество страниц:
30
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданский процесс
курсовая работа
Правовое регулирование представительства в современном гражданском праве
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image