Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 6 1.1. Определение произносительной стороны речи и ее развитие у детей в онтогенезе 6 1.2.Определение фонетико–фонематического недоразвития речи и особенности формирования произносительной стороны речи у детей указанной категории 13 1.3. Методики обследования и формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 25 Выводы по 1 главе 30 Глава 2. Педагогический эксперимент по изучению и формированию произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 31 2.1. Методика обследования произносительной стороны речи детей экспериментальной группы и результаты констатирующего эксперимента 31 2.2. Логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 41 2.3. Анализ и оценка результатов исследования 52 Выводы по 2 главе 55 Заключение 56 Список литературы 59 Приложение 61

нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
76% уникальность
2020 год
41 просмотров
Хохлова Ю.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 6 1.1. Определение произносительной стороны речи и ее развитие у детей в онтогенезе 6 1.2.Определение фонетико–фонематического недоразвития речи и особенности формирования произносительной стороны речи у детей указанной категории 13 1.3. Методики обследования и формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 25 Выводы по 1 главе 30 Глава 2. Педагогический эксперимент по изучению и формированию произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 31 2.1. Методика обследования произносительной стороны речи детей экспериментальной группы и результаты констатирующего эксперимента 31 2.2. Логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 41 2.3. Анализ и оценка результатов исследования 52 Выводы по 2 главе 55 Заключение 56 Список литературы 59 Приложение 61
Читать дальше
Актуальность исследования. Самым распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста является нарушение произношения. Данное нарушение может являться не только самостоятельным дефектом речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии и др.). Нарушение произносительной стороны речи отмечается у детей–дошкольников достаточно рано, в младшем дошкольном детстве, но в этом возрасте нарушение носит физиологический характер, и обусловлено недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. Если детям дают правильные образцы речи, систематически проводится работа по формированию правильного произношения, и нет стойких, обусловленных нарушениями речевого слуха, органическими поражениями центрального и периферического речевого аппарата дефектов произношения, эти нарушения преодолеваются без специальной коррекции.


Выполним написание диссертации на заказ в Тюмени в короткие сроки.


. Анализ существующих противоречий в рамках исследования. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные игры и упражнения, но на практике – педагоги редко используют их в коррекционных целях с детьми с нарушением произносительной стороны речи. Обоснование темы исследования и необходимости ее дальнейшего научного изучения заключается в том, что своевременная коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушением речи, особенно в дошкольном возрасте, – залог успешного освоения грамоты и чтения: грамматически правильная речь возможна только при правильном восприятии и воспроизведении звукового состава слова, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и нарушением произношения, не получившие специализированной помощи в дошкольном возрасте, могут испытывать впоследствии затруднения при освоении навыков письма и чтения. Краткий обзор литературы и эмпирических данных. Проблеме формирования произношения посвящено большое количество трудов. Среди них работы А.Н. Гвоздева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной и др. А.Н.Гвоздев, отмечает, что освоение большинства звуков свидетельствует о том, что новая артикуляция появляется не сразу в окончательно выработанном виде; вначале можно отметить своего рода искания, выработку ее: появляется ряд звуковых вариантов, только приближающихся к ней и занимающих промежуточное (часто) положение по сравнению с субституцией. Р.И. Лалаева подчеркивала, что большое количество нарушений произношения определяется и недоразвитием фонематического восприятия, процесса дифференциации, различения фонем. Р. Е. Левиной на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Н.В. Серебрякова утверждала, что нарушения произношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют на формирование фонематической, а также лексико–грамматической сторон речи. Оценка степени теоретической разработанности проблемы. Рядом исследователей, таких как Г.А. Тумакова, Н.С. Старжинская, Ф.А. Сохин, развитие способности детей к ориентировке в звуковом составе слов и формирование интереса к родному языку рассматривались как необходимое и важное условие овладения грамотой. В. Новоторцева и Е.К. Лобачева отмечали, что на задержку осознания недостатков в собственном произношении и овладении нормами правильного звукопроизношения, оказывает влияние неполная ориентировка детей с речевыми нарушениями в звуковом составе слова, а также отсутствие дифференцированных представлений о речевой действительности. Объект исследования: произносительная сторона речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Предмет исследования: формирование произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Цель исследования: изучить формирование произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1.Раскрыть определение произносительной стороны речи и ее развитие у детей в онтогенезе 2.Проанализировать определение фонетико–фонематического недоразвития речи и особенности формирования произносительной стороны речи у детей указанной категории. 3.Обосновать методики обследования и формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи 4.Провести педагогический эксперимент по изучению и формированию произносительной стороны речи у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Методы исследования: – теоретические: изучение литературных источников; – эмпирические: анализ медицинских и речевых карт, наблюдение, эксперимент, беседы с детьми, систематизация и обобщение изученного материала; – интерпретационные: количественный и качественный анализ. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы

Читать дальше
Приступая к данной работе, автором ставилась цель, заключающаяся в изучении формирования произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данная цель предполагала анализ, как теоретических источников, так и реализацию практического исследования. Для достижения данной цели был поставлены и решены следующие задачи. Изучена специальная литература по проблеме исследования. В норме развитие произносительная сторона речи у детей проходит в ряд последовательных этапов. Появлению первых слов ребенка предшествуют крик, гуление и лепет. На начальном этапе своего развития речь ребенка несовершенна и изобилует дефектами произношения. Однако, при нормальном его развитии и полноценном речевом окружении эти дефекты постепенно исчезают и звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной к 4–5 годам жизни, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. К концу дошкольного периода ребенок достигает высокого уровня речевого развития. Он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, усвоив основные формы согласования слов, свободно использует монологическую речь, а также имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов. Понятие «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии. Формирование произносительной стороны речи происходит в процессе общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационно–ритмической сторон, т.е. от развития языка в целом. Использование различных языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности формирования звукопроизношения детей. Выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Нарушение произносительной стороны отмечается у всех детей, имеющих общее недоразвитие речи. Данный раздел, является достаточно изученным в логопедии, и методика преодоления нарушений произносительной стороны речи в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска методов и приемов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений произносительной стороны речи. Диагностика произносительной стороны речи необходима для определения уровня ее развития. Методики определения уровня произносительной стороны речи детей дошкольного возраста разрабатываются с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. Анализ теоретической и методической литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников с нарушением речи лишь комплексно. В содержание коррекционной работы было включено большое количество упражнений для занятий, которые помогут преодолеть дефекты произносительной стороны речи в целом. Эффективность коррекционно–воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя–логопеда, ребенка, педагога, родителей. Нами было проведено исследование произносительной стороны речи у детей старшего возраста с ФФНР. В результате анализа полученных данных отмечены значительные качественные и количественные отклонения в развитии моторной сферы, нарушения мышечного тонуса и дискоординационные расстройства. В ходе констатирующего исследования у дошкольников с дизартрией было выявлено, что развитие звукопроизношения у детей с ФФНР не совпадает с возрастными показателями, у них проявляется низкий уровень формирования умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, были выявлены значительные нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у исследуемых детей. Для этого были подобраны рекомендации педагогам. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2015. –140 с. 2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2016. –160 с. 3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, – Москва: Просвещение, 2015. – 242 с. 4. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер – Москва: Наука, 2013. –178 с. 5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова – Москва: ВЛАДОС, 2015. –170 с. 6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова – Москва: ЭКСМО–Пресс, 2016. –160 с. 7. Виноградова, М.А. Состояние фонетической системы языка у детей с эспрессивной алалией / М.А. Виноградова // Логопед в детском сад. –2017. 1 № 6 (21). – С. 5–33. 8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова – Москва: Просвещение: 2012. –178 с. 9. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – М., 2015. – 120 с. 10. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология.– 2016.–№2. С.6–69. 11. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. /Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова – Москва, Просвещение, 2016 – 150 с. 12. Лепская, Н. И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника. Москва: РАО, 2014. – 120 с. 13. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. / Р. Е.Левина, – Москва: Наука, 2017. –176 с. 14. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – Москва: наука, 2016. –140 с. 15. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. СПб.: Питер, 2014. –156 с. 16. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева – Ростов на Дону: Феникс, 2016. –176 с. 17. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина – Москва: Просвещение, 2014. –176 с. 18. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. Москва: Мозаика – Синтез, 2015. –96 с. 19. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников – Москва: Институт Психотерапии, 2016. – 256 с. 20. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Москва: Просещение, 2015. –176 с. 21. Флерова, Ж. М. Логопедия. / Ж. М. Флерова – Изд. 4–е. Ростов на Дону : Феникс, 2016. –190 с. 22. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Владос – 2016. –156 с. 23. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев – Москва: Просвещение, 2015. –170 с. 24. Шаховская, С. Н. Логопедия. Методическое наследие / С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова Москва: ВЛАДОС, 2015. –190 с. 25. Швачкин, H.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / H. X. Швачкин. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственные и муниципальные финансы
курсовая работа
Авторские права
Количество страниц:
25
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИФЕ, ФОЛЬКЛОРЕ, ФРАЗЕОЛОГИИ. АРХЕТИП И МИФОЛОГЕМА КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Межкультурная коммуникация
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image