Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к взаимодействию учителя–логопеда и родителей детей с недостатками речи 6 1.1. Сущность понятия готовности родителей к коррекционно–логопедической работе с детьми 6 1.2. Формирование готовности родителей ребёнка с недостатками речи к взаимодействию с учителем–логопедом 9 1.3. Формы взаимодействия учителя–логопеда и родителей 15 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Экспериментальное исследование готовности родителей к взаимодействию с учителем–логопедом 22 2.1. Методическая организация исследования 22 2.2. Исследование состояния готовности родителей ребёнка с недостатками речи к взаимодействию с учителем–логопедом 24 2.3. Методические рекомендации по организации взаимодействия учителя–логопеда и родителей ребёнка с недостатками речи 36 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Литература 51 Приложения 54

Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
61% уникальность
2020 год
40 просмотров
Михеев А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к взаимодействию учителя–логопеда и родителей детей с недостатками речи 6 1.1. Сущность понятия готовности родителей к коррекционно–логопедической работе с детьми 6 1.2. Формирование готовности родителей ребёнка с недостатками речи к взаимодействию с учителем–логопедом 9 1.3. Формы взаимодействия учителя–логопеда и родителей 15 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Экспериментальное исследование готовности родителей к взаимодействию с учителем–логопедом 22 2.1. Методическая организация исследования 22 2.2. Исследование состояния готовности родителей ребёнка с недостатками речи к взаимодействию с учителем–логопедом 24 2.3. Методические рекомендации по организации взаимодействия учителя–логопеда и родителей ребёнка с недостатками речи 36 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Литература 51 Приложения 54
Читать дальше
В настоящее время постоянно растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Это, несомненно, влияет на их общее развитие и коммуникацию с окружающими. Дефекты речи характеризуются нарушением звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико–грамматического строя, связной речи, темпо–ритмической стороны речи. Родителям таких детей, тяжело осознавать, что их ребенок имеет нарушения развития, это и определяет сложности общения, воспитания и взаимодействия в семье. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.


Вы хотите купить курсовую работу по управлению персоналом? Мы предлагаем вам 1000 рублей за первый заказ. Вводите промокод WORK1000 и заказывайте курсовую работу!


. В свою очередь семья является тем социальным институтом, где закладываются основные знания, появляется первый опыт общения и скалывается впечатление об окружающем мире. Внутрисемейные отношения играют одну из ведущих ролей в организации эффективной коррекционно–образовательной работы. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие цели и задачи. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы в условиях средней образовательной школы необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания. У детей с недостатками речи происходит нарушение процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Письмо лежит в основе концепций современных психолингвистов, согласно которым грамотное письмо – это умение выразить мысль в речевом произведении через языковые средства, где правописание (орфография и пунктуация), как и вся текстовая деятельность, представляют собой познавательно–коммуникативные, а не просто речевые умения. нарушения чтения представляют собой распространенную форму речевой патологии детей школьного возраста и потому относятся к активно развивающейся области исследований, объединяющей педагогов, психологов, лингвистов, биологов и др. Чтение, посредством которого учащиеся получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Нарушения чтения у детей на сегодняшний день, это одна из самых актуальных проблем логопедии. Недостатки чтения неблагоприятно влияют на понимание смысла читаемых текстов и тормозят совершенствование беглости и правильности чтения. Актуальность темы заключается в том, что у учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессом чтения, в то время как успешное овладение чтением способствует развитию словаря и грамматического строя речи. Методические вопросы взаимодействия специалистов с семьей по преодолению речевых нарушений у детей рассматриваются в трудах Р.Е.Левиной, Ю. В. Микляевой, Е. М. Мастюковой, М. Ф. Фомичёвой, Т.Б.Филичивой, Г.В. Чиркиной, Е. В. Шереметьевой и др. Проблемы комплексного психолого–педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе, его организация и содержание раскрыты в исследованиях Э. М. Александровской, М. Р. Битянова, Е. И. Казаковой, А. Ю. Коджаспирова, Е. А. Стребелевой, Л. М. Шипицына и др. Объект исследования: взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. Предмет исследования: формы взаимодействия учителя–логопеда и родителей Цель исследования: изучить взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. Задачи исследования: – раскрыть сущность понятия готовности родителей к коррекционно–логопедической работе с детьми; – рассмотреть формирование готовности родителей ребёнка с недостатками речи к взаимодействию с учителем–логопедом; – изучить формы взаимодействия учителя–логопеда и родителей; – провести экспериментальное исследование готовности родителей к взаимодействию с учителем–логопедом; – составить методические рекомендации по организации взаимодействия учителя–логопеда и родителей ребёнка с недостатками речи. Методы исследования: – теоретические: анализ научной психолингвистической, лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы; – эмпирические: анализ письменных работ учащихся, тестирование – интерпретационные: количественный и качественный анализ. Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы в диагностической и коррекционно–профилактической работе с детьми и родителями младшего школьного возраста с дислексией учителями–логопедами, педагогами–психологами, учителями. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

Читать дальше
Одним из направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В семье ребёнок осваивает родной язык – основу и залог формирования его гармоничной личности. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее продуктивных форм и видов сотрудничества учителя–логопеда с родителями с целью повышения их психолого–педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. Педагогическая готовность родителей– это интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей – предметно–практических и психологических. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации. Педагогическое взаимодействие – это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, воздействовать на него: причём, вызванная реакция определяет в свою очередь новую реакцию взаимодействующего. Формы работы с родителями: беседа – позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения; анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к речевому дефекту ребёнка, их педагогическую осведомленность; групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь ребёнку; подводятся итоги проделанной работы, освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений; консультации – должны быть предельно чёткими и содержать только необходимый родителям конкретный материал. Также на консультациях родители делятся своим опытом; индивидуально–практические занятия знакомят родителей с практическими приемами логопедической работы; наглядная информация–это информационные стенды, статьи в уголках для родителей, памятки и буклеты с различной информацией, использование современных компьютерных технологий, которое способствует осуществлению мобильной связи с родителями через Интернет–сайты, электронную почту (консультации, рекомендации, приглашения на родительские собрания. Кроме того, учитель–логопед подберёт обучающие программы, игры, которые позволят ребёнку с ОВЗ в домашних условиях закреплять полученные знания. Роль логопеда состоит ещё и том, чтобы донести до родителей всю необходимую для работы информацию. Проблема нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия) актуальна для школьного обучения, так как эти процессы являются средством дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому необходимость введения логопедических занятий по предупреждению ошибок чтения и письма на сегодня очевидна для всех. Целью логопедической службы является использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя–логопеда и семьи, как способа повышения качества коррекционно–образовательного процесса. Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи: установление партнёрских отношений с семьёй; создание атмосферы общности интересов; повышение психолого–педагогической компетентности родителей; оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций. Основной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом: развитие фонематического слуха; развитие грамматической стороны речи; обучение навыкам словообразования; обогащение словаря; развитие связной речи; коррекция произношения. В ходе работы решаются ещё и такие задачи: профилактика и исправление нарушений письма и чтения, развитие внимания, памяти, восприятия, мышления. А также формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать учителя, быть усидчивым, выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки). На коррекционных занятиях предполагается формирование предпосылок обучения грамоте: обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки. Взаимодействие учителя–логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно–образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей — важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Читать дальше
1. Алтухова, Т.А. Изучение особенностей перцептивно–смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней / Т.А. Алтухова // Школьный логопед. – 2014. – №1(4). – С. 13–73. 2. Ахутина, Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т. В. Ахутина. М., Сфера, 2015 – 156 с 3. Андреева Г.М., Взаимосвязь общения и деятельности / Г.М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 2012. – 140 с. 4. Варфоломеева, О.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу /О.В. Варфоламеева, Е.В. Савельева// Дошкольная педагогика. – 2012. – №8. – С.4–65. 5. Екжанова, Е. А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелёва // Дефектология. – 2017. – №3. – С. – 2–77. 6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 480с. 7. Кириллова, Е.В. Взаимодействие учителя–логопеда с родителями при работе с неговорящими детьми / Е.В. Кириллова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. 8. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе: дис. … дра пед. наук : 13.00.01. / Е. В. Коротаева Екатеринбург, 2000. – 128 с. 9. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. М.: Просвещение, 2016. – 130 с. 10. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2014. – 578 с. 11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2017. – 286 с. 12. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В Венедиктова СПб, 2011. – 160 с. 13. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина –М., 2012. – 160 с. 14. Лебедева, К. А. Педагогическая компетентность родителей: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода / К. А. Лебедева // Современные проблемы науки и образования.– 2014.№6. С.8–64. 15. Лебедева, В.А. Психология сегодня. Материалы Х регион. студ. науч-практ. конф. Екатеринбург, 23–24 апрель 2018 г. / В.А. Лебедева. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2018. – 254 с. 16. Микляева, Н.В. Педагогическое взаимодействие. Методическое пособие / Н.В. Микляева. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 139 с. 17. Минина, А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников / А.В. Минина // Педагогика и психология. 2014.– №1.– С.4–62 18. Макарова, И. В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 182 с 19. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1988. – 944 с. 20. Озерецкий, Н.И. Психопатология детского возраста / Н. И. М.: Просвещение, 2015. – 230 с. 21. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А – М / под. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл.,1993. – 608 с. 22. Семенов, В. Д. Педагогический процесс: социально педагогический аспект / В. Д. Семенов М., 2013. –290 с. 23. Чердынцева, Е.В. Технологии формирования психолого-педагогической компетентности у родителей младших школьников / Е.В. Чердынцева // Начальная школа до и после. – 2013. – №4. – С.4-77. 24. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. / Т.А.Фотекова, Т.В. Ахутина – М.: АРКТИ, 2012. – 136 с. 25. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской – Спб.: Питер, 2019. – 608 с. 26. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 2014. – 563 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие и виды корпоративных споров
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Арбитражный процесс
курсовая работа
Национальное центральное бюро Интерпола, его структура и функции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Международное право
реферат
Принцип разделения властей и проблема реализации в связи с поправками в конституцию РФ
Количество страниц:
18
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image