Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1. Развитие глагольного словаря у дошкольников в норме 5 1.2. Особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 7 Глава 2. Практическое исследование организационно–методических аспектов глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12 2.1. Организация, методы исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12 2.2. Организационно–методические рекомендации по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17 Заключение 27 Список литературы 29

Организационно-методические аспекты изучения глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

курсовая работа
Педагогика
31 страниц
62% уникальность
2020 год
46 просмотров
костромина т.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 5 1.1. Развитие глагольного словаря у дошкольников в норме 5 1.2. Особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 7 Глава 2. Практическое исследование организационно–методических аспектов глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12 2.1. Организация, методы исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12 2.2. Организационно–методические рекомендации по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17 Заключение 27 Список литературы 29
Читать дальше
Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Развитый глагольный словарь необходим для овладения ребенком в полном объеме связной речи, грамматически правильных простроенных предложений и своевременного перехода от диалогической формы общения к контекстной.


Заказывайте написание контрольной работы по литературе. Рассчет стоимости работы бесплатно!


. Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из актуальных проблем в работе с детьми, имеющими нарушения речевой деятельности. Обусловлено это тем, что у детей с ОНР отмечается недостаточный объем словаря глаголов, преобладание пассивного словаря над активным. Нарушение в овладении глагольным словарем у детей с общим недоразвитием речи существенно затрудняет полноценное общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи. Именно поэтому развитие словаря в дошкольном возрасте является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. В исследованиях многих авторов (Н.С.Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой Т. Б. Филичевой, и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР в зависимости от уровня развития речи и патогенеза наблюдаются различные нарушения глагольного словаря. Но несмотря на достаточно обширный исследовательский материал, специальных исследований, посвященных изучению глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи, в настоящее время недостаточно, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, недостаточно выявлен характер трудностей, которые испытывают эти дети при овладении словообразованием и развитием глагольного словаря. Кроме того, глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. В имеющихся диагностических методиках глагольный словарь входит в состав лексики или лексико–грамматического строя речи. Поэтому для его обследования отводится небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения глагольного словаря, понять механизмы его несформированности. Теоретико–методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Объект исследования: глагольный словарь у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: организационно–методические аспекты изучения глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: изучить организационно–методические аспекты изучения глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: – рассмотреть развитие глагольного словаря у дошкольников в норме – раскрыть особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; – подобрать методики для исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи; – разработать организационно–методические рекомендации по развитию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: изучение и анализ научно–методической литературы по проблеме исследования, реферирование.

Читать дальше
Таким образом, глагол является значимой частью речи, на которой строится предложение и весь текст в целом. С помощью слов ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, конкретных действий, а позднее – слова обобщающего характера. Проанализировали развитие глагольного словаря у дошкольников в норме. Словарь глаголов как основа словарного запаса предикативов в значительной степени удовлетворяет потребности ребенка в общении. Для того, чтобы ребенок в полной мере овладел связной речью, в первую очередь необходимо сформировать достаточно богатый глагольный словарь, так как хорошо известно, что глагол является основой любой фразы и высказывания Фаза формирования словарного запаса глаголов длится два–три года, а обогащение продолжается всю жизнь. Усложнение высказывания, овладение грамотным связным языком через дошкольное учреждение напрямую связано с развитием структурного восприятия ситуации с практическим выделением в ней предмета, объекта и действия, установлением между ними смысловых связей, что является условием развития синтагматических, т. е. предикативных связей в предложении. Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от своих сверстников по всем параметрам развития речи. Глагольный словарный запас страдает у детей с ОНР на всех уровнях речевого развития. Характерными трудностями для старших дошкольников с общим недоразвитием речи в формировании глагольного словаря являются: выделение существенных дифференциальных семантических признаков неразвитость мыслительных операций сравнения и обобщения; недостаточная активность процесса поиска слов; отсутствие формирования семантических полей в лексической системе языка; нестабильность парадигматических связей в лексической системе языка; ограниченный словарный запас. В словесных заменах обращено внимание на неспособность детей различать определенные действия, что в некоторых случаях приводит к использованию глаголов с более общим и недифференцированным значением. Пассивный и активный словарь детей беден. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Поэтому речь детей бедна и не насыщена разнообразными глаголами. Итак, дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют лексико–грамматическое недоразвитие на уровне глагольной лексики. Такие дети нуждаются в специальном коррекционном обучении. Представленные методы способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения, и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений. Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания. Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию. Таким образом, цель достигнута задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениям / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ : Астрель, 2011. – 224 с. 3. Викжанович, С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. – М.: Национальный книжный центр, 2016. –140 с. 4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011. – 158 с. 5. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – 2011. –150 с. 6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2011. – 365 с. 7. Громова, О.В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 176 с. 8. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.В. Громова // Логопед. 2013. – №1. – С.4–67. 9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. М.: Просвещение, 2014. – 160 с. 10. Динмухамедова, А.С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А.С. Динмухамедова, Б.Б. Габдулхаева, С.Ж. Кабиева, Л.В. Резник, Г.К. Даржуман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2 (12). –С. 5–113. 11. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И.Жинкин. М.: 2013. – 160 с. 12. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5–6 лет. От прилагательных к рассказам–описаниям / Н.Е.Ильякова. М.: Просвещение, 2016. – 139 с. 13. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р.И Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2016. – 218 с. 14. Ластовкина, И. В. Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Ластовкина // Специальное образование.2016. №45. С.6–69. 15. Леушина, A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. – 2011. – №4. – С. 7–52. 16. Леонтьев, А. А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2014. – 160 с. 17. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2012. – № 8 (43). – С. 22–27. 18. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «Детство–пресс», 2013. – 560 с. 19. Соловьева, О. И. Усвоение детьми родного языка / О.И. Соловьева. – М.: 2011. – 24 с. 20. Сохин, Ф.А. Психолого–педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. – 224 с. 21. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Проспект, 2016. – 198 с. 22. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис–Пресс, 2013. – 224 с 23. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. / И.А. Чистякова. – СПб.: КАРО, 2012. – 96 с 24. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. 25. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. / А.А. Шахматов М.: Эдиториал УРСС, 2016.– 624 с. 26. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. – М., 2014. – 182 с. 1. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениям / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. 2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ : Астрель, 2011. – 224 с. 3. Викжанович, С. Н. Формирование у дошкольников с ОНР предикативной лексики с использованием пиктограмм // С.Н. Викжанович. – М.: Национальный книжный центр, 2016. –140 с. 4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2011. – 158 с. 5. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – 2011. –150 с. 6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2011. – 365 с. 7. Громова, О.В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 176 с. 8. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.В. Громова // Логопед. 2013. – №1. – С.4–67. 9. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. М.: Просвещение, 2014. – 160 с. 10. Динмухамедова, А.С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР / А.С. Динмухамедова, Б.Б. Габдулхаева, С.Ж. Кабиева, Л.В. Резник, Г.К. Даржуман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 2 (12). –С. 5–113. 11. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И.Жинкин. М.: 2013. – 160 с. 12. Ильякова, Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5–6 лет. От прилагательных к рассказам–описаниям / Н.Е.Ильякова. М.: Просвещение, 2016. – 139 с. 13. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Р.И Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2016. – 218 с. 14. Ластовкина, И. В. Результаты исследования глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Ластовкина // Специальное образование.2016. №45. С.6–69. 15. Леушина, A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы / А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. – 2011. – №4. – С. 7–52. 16. Леонтьев, А. А. Психолингвистические проблемы порождения фразы / А. А. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2014. – 160 с. 17. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. – 2012. – № 8 (43). – С. 22–27. 18. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб.:ООО «Детство–пресс», 2013. – 560 с. 19. Соловьева, О. И. Усвоение детьми родного языка / О.И. Соловьева. – М.: 2011. – 24 с. 20. Сохин, Ф.А. Психолого–педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. – 224 с. 21. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М.: Проспект, 2016. – 198 с. 22. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис–Пресс, 2013. – 224 с 23. Чистякова И.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей. / И.А. Чистякова. – СПб.: КАРО, 2012. – 96 с 24. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. − М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с. 25. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. / А.А. Шахматов М.: Эдиториал УРСС, 2016.– 624 с. 26. Эльконин, Д.Б. Развитие речи. Психология детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. – М., 2014. – 182 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Система государственного пенсионного обеспечения
Количество страниц:
28
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Право
курсовая работа
Анализ структуры профессиональной деятельности руководителя организации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психодиагностика
курсовая работа
Деньги и денежные обязательства в гражданском праве
Количество страниц:
34
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image