24.07.2024
#Журналистика
42

Информационные войны: понятие, цели, задачи, особенности

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие информационной войны
  2. Этапы информационной войны
  3. Цели информационных противостояний
  4. Черты информационной войны
  5. Информационная борьба: междисциплинарный подход
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие информационной войны

 

Информационная война — это борьба между государствами, но на информационном поле. Задача такого противостояния заключатся в том, чтобы навредить системам и ресурсам, а также процессам и значимым структурам внутри государства.

Информационные противостояния нацелены сразу на три направления:

  • подорвать значимые сферы государства: экономику, политику и общество;
  • поразить важные структуры государственного управления;
  • массовая психологическая атака на общество с целью дестабилизации ситуации в стране и вынуждения руководства принимать решения, интересные противоположной стороне.

Понятие информационной войны

Информационные и психологические атаки получили распространение. Эти направления продолжают развиваться. Даже сами термины «психологические» и «информационные» войны намного чаще встречаются в политологии и речи политиков.

Само понятие информационной вражды имеет несколько трактовок. Согласно мнению Н.И. Панарина, информационная война — это комплекс, состоящий из инструментов информационного и вооруженного противостояния. 

Есть также и иное значение термина, согласно которому информационная вражда сводится к технологиям массовой коммуникации, направленным на информационные системы врага с целью защитить собственные структуры и достичь некоего превосходства в этом поле. 

Пожалуй, второе определение более точно передает суть информационной войны, которая направлена на управление механизмами принятия важных государственных решений. 

Этапы информационной войны

Информационную войну разделяют на три этапа:

  1. Обозначение целей. Здесь определяется результат, который должен быть достигнут по итогам информационной войны.
  2. Разработка стратегии. Она включает в себя проработку четырех составляющих массовой коммуникации: сообщение, определение целевой аудитории, канала транслирования и коммуникатора.
  3. Определение плана действий. 

Сегодня вопрос превосходства и власти в информационной среде решается только посредством информационных войн. При этом вестись такая борьба может двумя путями: психологическим и непосредственно информационным. Первый вариант сосредоточен на сознании населения и отдельных личностей, второй вариант нацелен на информационные структуры и компьютеры. В зависимости от пути, различаются и способы воздействия на массы. 

Если ведется информационная война, нужно следить за собственными возможностями и ресурсами противника. Для этого следует учитывать следующие параметры:

  • наличие выхода на СМИ;
  • доступ к необходимым ресурсам, в том числе и техническим;
  • наличие финансов;
  • понимание, как будет распространена кампания по времени и в пространстве;наличие профессионалов. 

Если война ведется преимущественно психологическая, на первое место выходят инструменты воздействия на мнение общества.

Этапы информационной войны

Первый метод влияния — целенаправленное уменьшение значимости определенного события, а также использование «спирали молчания» - эффекта, при котором мнения меньшинства выдается за мнение большинства. С помощью этих методик смещаются смысловые и идеологические акценты. 

Методы воздействия на психологию помогают разрушить существующую информационную систему и поменять коммуникативные установки в обществе, благодаря чему можно подчинить интересы общественности собственным интересам. 

Как основной инструмент воздействия в данном случае выступает новость. 

Специалисты информационного фронта в Америке определяют новость как отклонение от нормы, которое всегда склоняется в асимметрию. Данное определение является основным и даже зафиксировано в военном словаре терминов. Исходя из такой постановки вопроса, можно сделать вывод, что эффективность информационного оружия зависит от силы его асимметричности. Асимметричность информационных инструментов больше выражена в негативном контексте. К примеру, таковым может быть обвинение или, наоборот, оправдание, провоцирующее нетрадиционную реакцию социума.

Асимметричные инструменты имеют большой эффект в силу того, что им сложно противопоставить что-либо логичное и адекватное. Поэтому такой способ — единственный доступный вариант при встрече с более сильным соперником. К асимметричным методам также можно отнести игнорирование требований, выдвинутых противоположной или не участвующей в конфликте стороной. Политика отсутствия реакции активно применяется в Соединенных Штатах. 

Коммуникативные стратегии, используемые в спектре информационной и психологической работы, могут быть направлены на следующие задачи:

  • сохранение нейтрального статуса тех, кто безопасен, оставаясь на нейтральной позиции;
  • разрушение структуры враждебно настроенных групп индивидов;
  • формирование крепких взаимоотношений с дружественными структурами и группами индивидов.

Важными моментами при разработке плана тактических мероприятий являются:

  • повторное исследование начальных данных первого периода войны;
  • выделение целевой аудитории;определение, по каким каналам будет транслироваться необходимое послание;
  • изучение мнений, убеждений и мотивации целевой аудитории;
  • поиск уязвимых точек в модели поведения аудитории. 

Значимость информационных войн возрастает. Главное отличие информационной войны в том, что она поэтапно проникает во все сферы общественной жизни и политики. При этом какие-либо видимые разрушения не наблюдаются. Прекрасным примером господства, достигнутого при помощи средств массовой информации, является ирако-американский конфликт. По итогу СМИ стали «первой властью», от которой зависит геополитическая ситуация в мире. 

Цели информационных противостояний

Сама по себе информационная война не является целью, за ней всегда стоят конкретные результаты. Как правило, основной целью войны является получение контроля над стратегически важными ресурсами вражеского государства за счет манипулятивного управления людьми.

Можно выделить из этого тезиса три более конкретные составляющие:

  • защита собственных ресурсов от вражеских действий, а также контроль своего информационного поля;
  • использование собственных ресурсов для осуществления атак на ресурсы врага;
  • усиление армии и вооруженных сил в целом путем использования информационных технологий. 

К задачам информационной войны можно отнести подмену у населения традиционных ценностей и ориентиров, а также разрушение некоторых национальных традиций, духовно-нравственных устоев, антипатриотическая агитация и формирование отрицательного мнения о своей культуре. 

Составляющие информационной войны:

  1. Психологическое воздействие. Манипуляция информацией для обработки общества, и даже армии врага.
  2. Электронная война. Эта часть призвана не дать оппоненту достоверную информацию.
  3. Дезинформация. Предоставление вражеской стороне ложных сведений относительно обстановки в нашей стране, а также о том, какими силами и средствами мы располагаем на самом деле, какую стратегию воздействия выстраиваем.
  4. Физическое уничтожение. Этот пункт также может быть частью информационной войны в случае, если целью уничтожения являются элементы информационных структур.
  5. Обеспечение безопасности собственных информационных структур, чтобы враг не узнал о наших целях, намерения и возможностях.
  6. Непосредственно информационные атаки. Имеется ввиду целенаправленное искажение информации без кардинальной перемены сути.

 

Цели информационных противостояний

Противостояние в информационном поле может быть прямым и косвенным. Чтобы понять разницу между ними, нужно рассмотреть их действие на примере. Чтобы сбить врага с толку, можно построить ненастоящий аэродром в определенной местности, поместить туда макеты самолетов и имитировать деятельность по обслуживанию этих самолетов. Такое воздействие будет косвенным. А можно ту же информацию относительно ложного размещения военных сил внедрить напрямую в информационные системы врага, чтобы при принятии решений и построении стратегии он руководствовался ложной информацией. Такая атака будет прямой. 

Черты информационной войны

Информационную войну нельзя сравнивать с традиционной, поскольку она имеет особенности.  Обычная война всегда имеет абсолютно конкретные начало и конец. Таковыми выступают объявление войны или ультиматум, а также подписание акта капитуляции или мирного договора. Информационная же война ведется постоянно, как бы на фоне всего происходящего. 

Информационная война отличается поэтапностью и избирательностью. Военно-информационные стратегии представлены постепенной работой, например, сначала идет атака на лидеров мнений, а затем уже работа с социумом или отдельными его частями.

Избирательность выражается в том, что воздействие направлено на конкретные слои общества.

Информационные войны также характеризует многократность повторения. Связано это с тем, что воздействие на сознание не достигает своей цели при однократной атаке. 

Бои на информационном поле ведутся без очевидных признаков разрушений. Ни социум, ни какой-то конкретный человек не ощущают, что в отношении них ведется воздействие. 

В информационной войне отсутствует непосредственное соприкосновение с силами врага, все атаки ведутся дистанционно. 

Информационная борьба: междисциплинарный подход

Традиционное понимание термина «информационная война» связано с противостоянием на период военного времени, информационной дискредитацией врага. Однако, глобализация и стремительное развитие цифровых коммуникаций выводит понятие на другой уровень. Термин стал обширным и уже включает в себя в том числе и целенаправленное воздействие на массовой сознание и создание конкретных представлений об окружающем мире. Кроме того, современные политологи и общественники добавляют сюда же и частое нарушение приватности и главных свобод человека в интернете.

 Таким образом, сегодня информационные войны изучаются на стыке дисциплин: лингвистика, социология, политология, культурология, история и другие. 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту