01.08.2024
#Русская литература
42

Комплексный анализ стихотворения Маяковского «Послушайте»

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. История написания, жанр, композиция стихотворения
  2. Тема, главная идея произведения
  3. Средства выразительности
  4. Образы и символика
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

История написания, жанр, композиция стихотворения

Произведение В. Маяковского «Послушайте» было создано в 1914 году. В то время начинающий поэт опубликовал сборник «Нате» и обрел известность и широкую огласку в литературных сообществах. В сборник входит небольшое количество работ, но уже в них заметен слог поэта, в котором он продолжил творить в дальнейшем. Стих «Послушайте» отобразил, что Владимир Маяковский способен не только противостоять режиму, но и размышлять на романтические темы.

Шедевр создавался в непростой исторический период: 1914 год — Первая мировая война, свержение царской власти, переход ее в руки коммунистов. Заинтересованный футуризмом юный поэт строит грандиозные планы, мечтает и желает разобраться, что есть смысл бытия. 1914 год — период активного развития страны во многих сферах, граждане возлагали надежды на скорое будущее и верили в себя. На ход мыслей членов общества оказывали влияние всеобщая урбанизация, технический прогресс, последовательные перемены на новый лад. В творении Маяковского видится счастливый взгляд в будущее.

В произведениях описанного временного промежутка читатель может найти нескромные, нахальные, неуважительные ноты, но, приглядевшись, заметит, что за видимым напуском кроется чувственная, покинутая сущность. Цельность черт характера автора, внутренняя благоразумность, способствовавшая ориентированию в актуальных эпохе вопросах, уверенность в истинности собственных моральных принципов отличали Маяковского от остальных творцов своего времени, от рутинного хода жизнедеятельности. Эта уникальность порождала внутреннее несогласие со сложившейся обстановкой, в которой возвышенные нравственные принципы, о которых грезил поэт, не имели места. Творение являет собой жалобу на людское безразличие. Автор будто дискутирует с абстрактным оппонентом, личностью неглубокой и приземленной, зацикленной на благах мира, посвящая ей в свое сопротивление равнодушию, одиночеству и печали.

«Послушайте!» по литературному жанру является элегией. В стихотворении имеются признаки обращения. Поэт думает о вечном вопросе, взывая к слушателям. Строки написаны тоническим стихом. Также можно заметить черты белого стиха, некоторые из строчек рифмуются друг с другом.

Элементы композиции

Стихотворение построено в формате монолога-обращения к читателю. Его можно поделить на три элемента:

  1. Риторические вопросы о том, по какой причине зажигаются звезды.
  2. Благодарность Богу за то, что он каждую ночь зажигает звезды, освещая дорогу путникам.
  3. Размышления о предназначении и важности звезд для людей.

Третья часть оканчивает структуру произведения, но в первой части слова о звездах слышатся как предположение, а в третьей — как убеждение.

Произведение не подразделяется на строфы. Из-за нестандартной формы, присущей стихам в жанре футуризма, стихотворение выделяется из всех стихов в жанре философской лирики.

Тема, главная идея произведения

Тему произведения непросто обозначить твердо. Ее понимание зависит от интерпретации задействованных автором символических образов. Одни литературоведы пришли к выводу, что под звездами Владимир Владимирович имел в виду писательство, другие сходятся во мнении, что под данной метафорой имеется в виду бытие человека.

В стихотворении описан лирический герой, который обращается к зрителям. Слово «послушайте» интересует читателей, притягивая их внимание. Герой с самого начала пускается в рассуждения о звездах. Он считает, что если звезды зажигают, это кому-то нужно. После он старается подтвердить свою гипотезу, убедить читателей в ее правдивости.

Тема, главная идея произведения

Фото: Сгенерированно нейросетью myneuralnetworks

Автор полагает, что звезды зажигает Бог. Он емко повествует о том, как человек наносит визит Богу и умоляет осветить дорогу. Он считает существование без звезд мукой и страданием. Когда в его душе зарождается уверенность в том, что звезды снова зажгутся, он успокаивается, чувствует умиротворение, вместе с тем испытывая некую тревогу. В данной части акцент ставится на образ Бога, ответственного за звездный свет ночью. Писатель делает его ближе к людям за счет одного элемента — «жилистая рука».

В заключение поэт снова задается вопросом, давая понять, что исчерпывающий ответ пока что не найден.

Главная мысль произведения отражается в рефрене:

Цитата «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?»

Произведение «Послушайте!» — это обращение к людям. Но послание не возвышенное и громкое, что привычно видеть в работах Маяковского. Это посыл ненадолго остановиться, вознестись над миром «полуденной пыли», обратить внимание на ночное небо и звезды, порассуждать, что является причиной каждого поступка человека.

Главная идея шедевра состоит в том, что звезда должна загораться в жизни любого человека. Без звезды — устремления, мысли — жить на Земле не представляется возможным, бытие превращается в муку и все становится тленным и лишенным смысла. Личности мало просто существовать. Ей необходимо начинать день с улыбки, желать для себя лучшего, делиться с близкими счастьем и заботиться о них.

Писатели и философы много раз рассуждали об искании смысла бытия, о том, что полноценная жизнь без стремлений невозможна. Но В. Маяковский смог рассказать об этом легко, доступными для восприятия фразами. Он сопоставляет мечту со звездами – данные метафоры были широко распространены и ранее. Но характерной чертой Маяковского являлось открытие нового человека, обновленного социума, светлого мира будущего, где любой обретет счастье и исполнит мечты.

В стихотворении можно отметить таких героев, как:

  • лирический герой;
  • Бог;
  • «кто-то»—  собирательный образ человечества, которому автор адресует свое послание.

Средства выразительности

Произведение «Послушайте!» выделяется среди творчества данного автора в первую очередь тем, что здесь он не применяет привычные неологизмы, гордые и выразительные фразы. В описанном лирическом произведении Маяковский предстает перед созерцателями в образе человека с доброй, искренней душой, желающий каждому читателю отыскать свою тихую гавань и призвание. В данной работе знакомый радикальностью высказываний поэт раскрывается в ином, умиротворенном ключе.

В произведении каждое слово несет большой эмоциональный посыл. Стихотворение чистосердечное, западающее в сердце читателя. Читатель ощущает себя на месте лирического героя благодаря тому, что автор использует обобщенное местоимение «Кто-то».

Произведение выдержано в четком ритме, что характерно для творчества Маяковского. Уникальный эмоциональный фон получается за счёт использования таких приемов, как:

  1. Переход от одного к другому.
  2. Игра слов.
  3. Внимание к деталям, которое отмечается с помощью расстановки знаков препинания.

В тексте большое количество метафор («метели полуденной пыли», «звезды зажигают», «врывается к богу»), и каждая из них обладает своим сакральным смыслом. Автор вводит эпитеты: «жилистая рука», «полуденная пыль», «ходит тревожный, но спокойный». В средствах выразительности отображена персональная черта автора – его манера сочетания высокого и неосязаемого с реальным. Автор пользуется экспрессивной лирикой для отображения невозможности существования без звезд: плачет, врывается, клянется.

Эмоциональная окраска осуществляет важную роль в произведении – создается ощущение, что лирический герой повествует слушателям о своих размышлениях с трибуны.

Образы и символика

В описанном стихотворении автор прописал три основных образа, помогающих исчерпывающе описать главную мысль элегии. На всеобщем фоне выделяются следующие образы:

  • образ звезды – главный. Далёкая звезда играет роль главной героини. Однако она проявляется не в виде небесного светила: звезда отсылает читателя к понятию человеческого бытия. Также она является обозначением человеческого стремления. Каждому необходима цель, сравнимая с дальней звездой: тогда людям перестанет быть важно занимать себя чем-то мимолетным и они смогут посвятить себя незыблемому и постоянному;
  • образ лирического героя – главный. Герой является сразу в двух образах: как персонаж стиха и как автор. Лирический герой, имея свою позицию, пытается транслировать созерцателям свои сокровенные предположения. Герой, вне зависимости от ролей, всецело идентичен автору. Он имеет яркий диапазон чувств, навыки анализа и позитивный взглядо Его ход суждений и мышление схожи с автором в желании узнать ответ на возникший вопрос;
  • образ жизни человека – маленькие далёкие звёзды – представлены героем-рассказчиком жизненными путями. Большой вселенной человеческая жизнь видится совершенно крохотной, а для обладателя этой жизни она ощущается великим даром. Потому каждый человек хочет не только увеличить свою жизнь, но и найти своё призвание. Всем хочется понять, в чём заключается смысл жизни конкретно для них. Если звёзды зажигаются в небе ежедневно, значит «это кому-то нужно»: жизнь каждого человека имеет большое значение. При этом не важно, как личность проявляет себя и какие поступки совершает. Её жизнь касается не только её: она осуществляет прямое и косвенное проявление во многих чужих жизненных путях;

Образы и символика

Фото: Сгенерированно нейросетью myneuralnetworks

  • образ Бога – герой считает, что именно Всевышний «зажигает звёзды» на ночном небе, но у человека есть прямое обязательство для полноценного существования – умолять его об этом каждый день. Бог в описании автора обладает антропоморфными внешними признаками, сравнимыми с человеческими: наличие «жилистой руки» у Бога. Рассказчик считает, что каждый желающий человек может «ворваться» к Господу, дотронуться до его «жилистой руки» и молить о необходимом, обращаться по волнующим вопросам.
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту