Рады, что вам понравилась статья 😊
Коммуникативными барьерами называют любые препятствия, которые возникают на одном из этапов общения одного человека с другим и мешают обмену информацией. Эти препятствия могут быть психологическими (например, страхи или предубеждения), социальными (различия в статусе или культуре), языковыми (непонимание слов или акцента) или даже физическими (шум или расстояние).
Установленный контакт между представителями каждой из сторон не дает гарантию того, что взаимодействие однозначно приведет к результату, который будет устраивать его участников. Нередки случаи, когда сообщение воспринимается не полностью или искажается в процессе передачи, что снижает эффективность коммуникации в целом.
Коммуникативные барьеры возникают по нескольким причинам. Одной из основных является различие в восприятии и интерпретации информации. Люди могут по-разному понимать одни и те же сообщения в зависимости от их личного опыта, установок, ценностей и ожиданий. Кроме того, на коммуникацию могут влиять такие факторы, как эмоциональное состояние, культурные различия, социальный статус и физические условия.
Коммуникативные барьеры делятся на внешние и внутренние. К внешним барьерам относят мешающие общению особенности окружающей среды: посторонние звуки, слишком яркий свет, сильный ветер или осадки. Сюда же относят технические неполадки — перебои со связью, рассинхронизация звука и изображения или внезапное отключение электричества.
Внутренние барьеры связаны с особенностями психики каждого конкретного человека: личностными установками, религиозными убеждениями, воспитанием и нравственными ценностями. Сюда же относят положение человека в обществе, этническую или расовую принадлежность, жизненный опыт и уровень образования.
Барьер-авторитет представляет собой психологический механизм, при котором человек принимает информацию, но существенно снижает ее значимость из-за субъективного восприятия источника как недостаточно авторитетного. Это приводит к тому, что даже потенциально важная или полезная информация игнорируется или недооценивается.
Барьер «избегание» представляет собой психологический механизм, при котором человек стремится уклониться от нежелательной или дискомфортной информации. Это может происходить как на физическом уровне, то есть избегание контакта с источником информации, так и на психологическом, то есть игнорирование или забывание информации.
Личностные барьеры обусловлены особенностями личности каждого конкретного человека: сюда относятся установки, ценности, доминирующее эмоциональное состояние, уровень самооценки, страхи и другие характеристики.
Диспозиционные барьеры связаны с личностными, социальными и профессиональными установками. Если в отношении конкретного человека либо социальной группы сформировались стойкие негативные установки, то это будет сказываться на последующем взаимодействии. Даже том случае, если передаваемая человеком информация крайне важна и полезна, она будет встречена с недоверием, восприниматься с искажениями или вовсе отторгаться.
Говорить о барьере интереса можно тогда, когда человек склонен обсуждать и усваивать только ту информацию, которая совпадает с его интересами и предпочтениями. Когда тема разговора не связана с его сферой интересов, степень участия в обсуждении и восприятии этой информации снижается до минимума.
Различающиеся между собой модели поведения представителей двух культур часто становятся источником коммуникативных барьеров. Это затрагивает как вербальный уровень общения, так и невербальный.
На вербальном уровне это проявляется через использование словесных конструкций, которые однозначно вызовут трудности в понимании у представителей другой культуры: к ним относятся метафоры, фразеологизмы, пословицы и поговорки. Некорректное использование инструментов невербального общения ‒ к ним относятся жесты, мимика, тактильный контакт и внешний вид ‒ помешает одному участнику взаимодействия без искажений истолковывать сообщения другого участника.
Барьеры во взаимодействии между представителями двух культур возникают из-за незнания особенностей культуры собеседника: к ним также относятся традиции, ценности, социальные нормы, степени коллективизма и индивидуализма, и иерархичность.
Социальные барьеры в коммуникации возникают из-за различий в социальном статусе, образовании, возрасте, гендере, профессии и других социальных характеристиках общающихся сторон.
Человек с более высоким социальным статусом может воспринимать сообщения от человека с более низким статусом как менее значимые или заслуживающие внимания. В свою очередь, человек с более низким статусом может испытывать страх или неуверенность в общении с «вышестоящим» лицом, что затрудняет открытый диалог.
Особенности окружающей среды могут затруднить или исказить передачу и восприятие информации. Посторонние звуки, громкая музыка, гул голосов и другие акустические помехи могут мешать четкому восприятию речи собеседника. Стать препятствием для участников общения могут также световые помехи, такие как темнота, блики или яркий свет.
Фото: Kandinsky 3.1
Ограничения по здоровью у человека, участвующего в общении, также привносят в него трудности. Плохое зрение или слух, нарушения речи, проблемы с опорно-двигательным аппаратом у одного человека вынуждают других постоянно замедлять темп разговора или вовсе использовать для этого специально обученного посредника либо технические средства.
Рассмотрим подробнее последствия коммуникативных барьеров:
1. Непонимание и искажение информации
Коммуникативные барьеры приводят к тому, что сообщение воспринимается неправильно или неполностью. Это может вызвать непонимание между людьми, неверное истолкование информации и, как следствие, неэффективное взаимодействие.
2. Эмоциональные проблемы
Коммуникативные трудности часто вызывают негативные эмоции ‒ раздражение, обиду, тревогу. Это ухудшает психологический климат общения и затрудняет дальнейшее взаимодействие.
3. Конфликты и напряженность в отношениях
Непонимание, вызванное коммуникативными барьерами, может стать причиной конфликтов, ухудшения межличностных отношений, снижения доверия и сотрудничества.
4. Снижение эффективности деятельности
В профессиональной сфере коммуникативные барьеры приводят к ошибкам, срывам сроков, неудовлетворительным результатам. Это негативно сказывается на продуктивности и успешности работы.
Хорошая новость заключается в том, что эти барьеры можно преодолеть, развивая коммуникативную компетентность.
Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс знаний и навыков, необходимых для построения эффективного общения. Она включает в себя как универсальные принципы, так и культурно-специфические аспекты. Развитие этой компетентности предполагает освоение ряда умений, среди которых:
Отдельное место в списке важных для коммуникативной компетентности умений занимает толерантность — способность понимать и уважать иные точки зрения, традиции и обычаи. Знание основ этикета, в том числе международного, также способствует улучшению коммуникации.
Для минимизации негативного влияния коммуникативных барьеров важно придерживаться следующих принципов: