Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение: Устойчивость внимания — это способность человека сосредоточиться на конкретном объекте определенное количество времени. Поэтому его можно отнести к временной характеристике.
Существуют два типа факторов, которые характеризуют устойчивость внимания:
Внимание подвергается периодическим колебаниям, периоды которых, по расчету Н. Н. Лонге, составляют, как правило, 2–3 секунды, но могут длиться и до 12 секунд. Например, если сосредоточиться на рассматривании сложной фигуры, допустим, усеченной пирамиды, то поочередно она будет представляться то выпуклой, то вогнутой.
Уровень устойчивости внимания зависит от следующих факторов:
Для определения уровня устойчивости внимания используются таблица Бурдона, которая состоит из произвольного чередования букв, но при этом в каждой строке одна и та же буква повторяется установленное количество раз. Субъект, который подвергается испытанию, должен в течении указанного времени вычеркивать заданные символы.
Уровень устойчивости внимания можно также проверить, используя таблички Крепелина, которые формируются из столбиков с цифрами. Субъект должен их складывать, а скорость выполнения задания и количество ошибок будут показывать, насколько его внимание устойчиво.
Отсутствие устойчивости внимания называется рассеянностью, так как внимание человека рассеивается от одного предмета на другой.
Определение: Концентрация внимания — это показатель уровня интенсивности сосредоточения на предмете или действии.
Это свойство внимания по словам А. А. Ухтомского коррелирует с функционированием очага возбуждения в коре головного мозга.
В зависимости от того, произвольное внимание или нет, его концентрация может производиться как с помощью усилия, так и без него, в случае если субъект опирается на личную заинтересованность. При длительной произвольной концентрации внимания может произойти истощение. И наоборот, если человек искренне заинтересован в предмете внимания, то концентрация на нем гораздо менее утомительна и способствует увеличению производительности труда.
Также существует послепроизвольный тип внимания. Он проявляется, когда человек приложил усилия и сконцентрировался на определенном объекте, но дальнейшая концентрация не требует усилий, так как процесс автоматизируется.
Концентрация внимания развивается с возрастом. Этим объясняется то, что маленьким детям трудно сосредоточить свое внимание на одном предмете продолжительное время. Но уже к первому классу ребенок способен высиживать уроки, а к получению среднего образования — свободно владеет произвольным вниманием.
На развитие концентрации внимания положительно могут повлиять регулярное применение следующих упражнений:
Также помочь развить концентрацию помогут следующие простые действия:
Способность одновременно выполнять два и более вида деятельности, называется распределением внимания.
Легендарными образцами людей, которые в совершенстве владели распределением внимания, являлись Наполеон Бонапарт и Гай Юлий Цезарь. Первый из них одновременно якобы диктовал письма семи разным адресатам, а второй мог заниматься несколькими не связанными друг с другом делами в одно и то же время.
Но реальность такова, что человек может выполнять всего лишь один вид умственной деятельности. Чувство одномоментности выполнения нескольких задач появляется только в связи с последовательным и быстрым переключением между разными видами деятельности. В. Вундт разъяснил, что субъект не может сконцентрироваться на двух объектах раздражения.
Личность способна совершать два вида деятельности одновременно только тогда, когда одна из задач полностью автоматизирована.
Как и большинство иных свойств, распределение внимания развивается с возрастом. Дети еще относительно плохо им владеют, а поэтому не рекомендуется им поручать делать одновременно несколько задач.
Распределение внимания — это обратная сторона следующего свойства — его переключения.
Определение: Переключаемость внимания — это когда внимание сознательно и намеренно производит переключение с одного предмета на другой. Это означает возможность личности оперативно ориентироваться в быстроменяющейся ситуации.
У различных субъектов способности к переключению внимания отличаются и зависят от:
Если личность интересует какой-то объект, то внимание на него переключить гораздо проще, и наоборот. Это свойство поддается тренировке.
Существует несколько способов переключения с одной задачи на другую:
Когда субъект переключает внимание с одного действия на другое, ему приходится прилагать умственные усилия. В психологии это явление получило наименование эффекта затрат на переключение. Он связан с неминуемыми перебоями продуктивности в работе. Исследование, которое было опубликовано в 2003 году в International Journal of Information Management, продемонстрировало, что отвлечение на проверку электронного ящика каждые 5 минут приводит к тому, что человек тратит около 64 секунды для возврата к обычному темпу выполнения прерванной задачи.
Вывод из этого можно сделать следующий: если есть такая возможность, то лучше не работать в режиме «многозадачности», а выполнять дела поочередно, максимально концентрируясь на каждом из них. И только при завершении задачи приступать к следующей. Такой подход значительно снизит общие временные затраты на переключение внимания.
Определение: Объем внимания — это количество объектов, которое субъект сумеет осознать и воспринять одновременно.
Объем внимания человека, сопоставим с оперативной памятью компьютера.
Одновременно выполнять разные работы и думать при этом о различных вещах человек не способен. Поэтому при выполнении нескольких задач он вынужден дробить информацию на доли.
Для увеличения объема внимания необходимо скрупулезно изучать объекты в определенной обстановке, в которой их приходиться воспринимать. Человек, имеющий опыт и знания в данной области, обладает большим объемом внимания, чем человек, не имеющий таких опыта и знаний.
Когда мы занимаемся делами в привычной обстановке, то обращаем больше внимание на детали. Чем больше объектов или их элементов воспринимается одновременно, тем больше объем внимания и результативней совершается деятельность.
На практике для определения объема внимания человека используют инструмент — тахистоскоп. Его принцип работы заключается в том, что на экране на непродолжительное время показываются цифры, буквы, изображения, а затем подсчитывается количество правильно воспринятых субъектом элементов. У человека, достигшего зрелого возраста, в среднем объем внимания колеблется от 5 до 7 объектов, а у ребенка в пределах 2–3 единиц.
Определение: Отвлекаемость внимания – это состояние, при котором фокус внимания неумышленно, под влиянием действий сторонних раздражителей, переключается с одной деятельности на другую.
Ее можно разделить на два типа:
Внутренняя провоцируется влиянием переживаний, стресса, эмоций или отсутствием ощущения ответственности и интереса к объекту внимания. Она объясняется торможением, вызванное утомлением нервных клеток.
Внешняя отвлекаемость провоцируется внешними раздражающими факторами. Ее основой является отрицательная индукция процессов торможения и возбуждения.
Больше всего отвлекают те предметы, которые появляются спонтанно и действуют с изменяющейся частотой. Результатом действия этих факторов является появление у субъекта ориентировочного рефлекса, который не угасает продолжительное время.
Для максимально быстрого и качественного выполнения задач человеку нужно уметь контролировать все виды внимания. Большинство из них развиваются с возрастом или путем тренировок.