23.08.2024
#Право
42

Цивилизационный подход в типологии государства

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Зарождение и развитие цивилизационного подхода
  2. Особенности цивилизационного подхода
  3. Типология государств
  4. Современный взгляд на проблему
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Зарождение и развитие цивилизационного подхода

Исторический процесс можно рассматривать с разных позиций — с религиозной, с теории прогресса и с цивилизационного. Последний представляет взгляд на прошлое человечества, как на самостоятельное развитие нескольких десятков локальных цивилизаций. При этом отрицается некий единый для всех людей путь к высшей цели.

Становление цивилизационного подхода связано с деятельностью Николая Данилевского, русского социолога, жившего с 1822 по 1885 г. 

Свою концепцию он изложил в 1869 г. в книге «Россия и Европа». Культурно-исторические типы, цивилизации, развиваются как живые организмы. Развитие происходит в постоянном противостоянии друг с другом и с окружающим миром. Цивилизация похожа на человека, проходящего в своей жизни стадии возмужания, дряхления и гибели.

Ход истории подобен смене культурно-исторических типов, которые вытесняют друг друга. Данилевский насчитал 10 типов:

  • Египет;
  • Китай;
  • Древний Ближний Восток (Финикия и Междуречье);
  • Индия;
  • Иран;
  • Арабский мир;
  • Еврейский;
  • Романо-германский;
  • Греческий;
  • Римский.

Есть еще два типа, перуанский и американский, они были завоеваны романо-германским, то есть европейским, и на этом их развитие закончилось.

Наиболее перспективной Данилевский считал русскую православную цивилизацию. Жизнь и творчество этого философа совпали с интересной эпохой в мировой истории: буржуазные революции в Европе, колониальные захваты, великие реформы Александра II, споры между западниками и славянофилами.

В истории человечества он отрицал деление по географическому и историческому принципу. 

К Европе он относился негативно, считая ее враждебной стороной с интересами, далекими от России. Такая точка зрения имела право на существование после Крымской войны, а также после войн с Наполеоном, свидетелями которых были старшие современники Данилевского.

Идеалом внешнеполитической цели он считал создание славянской федерации со столицей в Константинополе. Спустя 80 лет после выхода его книги эту задачу отчасти удалось выполнить по итогам Второй мировой войны. Югославия пошла своим путем, а все остальные славянские страны оказались в военном и экономическом альянсе с СССР.

К последователям теории Данилевского среди его современников относятся философ-почвенник Николай Страхов, писатель Федор Достоевский, историк Константин Бестужев-Рюмин и философ Константин Леонтьев.  В XX веке к наследникам и ценителям теории Данилевского относились историк Лев Гумилев и идеолог евразийства — Николай Трубецкой. Из младших современников философа критиками стали историки Павел Милюков и Николай Кареев.

Для второй половины XIX века взгляды Данилевского не были уникальными. Похожие идеи высказывал немецкий историк Генрих Рюккерт, выделивший пять высших «культурных типов»: 

  • западноевропейский;
  • восточно-христианский;
  • арабский;
  • индийский;
  • китайский.

Во времена СССР в гуманитарных науках признавался научным только марксистский подход, а труды Данилевского и его единомышленников относили к реакционным, близким по духу черносотенству и самодержавию.

В XX веке теорию, похожую на идеи Данилевского, развивали немецкий философ Освальд Шпенглер и британский историк Арнольд Тойнби.

Образ античной цивилизации

Иллюстрация: образ античной цивилизации, NeuralWriter

Особенности цивилизационного подхода

Выдающийся английский историк Арнольд Тойнби превзошел Данилевского и Шпенглера в своем труде «Постижение истории». Для определения цивилизации он использовал два критерия:

  • Сущность религии и особенности ее организации.
  • Территория, где возникает и как распространяется. Западноевропейская цивилизация распространилась до Новой Зеландии.

Развитие цивилизации Тойнби видел в четырех этапах: возникновение, рост, надлом, разложение.

Сам процесс определяется формулой «вызов и ответ», то есть способна ли цивилизация дать ответ на ту среду, в которой она развивается. Вызов может происходить от окружающей природы и представлять внешнюю агрессию. С вызовом природы столкнулись государства Древнего мира. Для развития земледелия им требовалось строить системы ирригационных сооружений. С внешней агрессией сталкивались древние греки и Россия в разные периоды ее истории.

Двигатель любой цивилизации — творческое меньшинство. Именно эта группа людей создает все новое, изобретения и духовную культуру. 

По мнению Тойнби, с вызовами соседей и внешним давлением сталкивались такие цивилизации, как эллинская, русская и западная. Вызов в виде сурового климата был у египетской, шумерской, китайской цивилизаций, а также у доколумбовых культур Перу и Мексики.

Категорию общественно-экономических формаций Тойнби отвергал. В СССР, наоборот, всю мировую историю видели, как процесс движения от рабовладения к социализму через феодализм и капитализм.

Особенностью России он считал постоянное внешнее давление со стороны западных и восточных соседей. Идеологию советского периода Тойнби считал «контрударом», отбивающим идеи, навязанные в России в XVIII веке. 

Критиком Тойнби выступил советский историк Лев Гумилев. В работе «Этногенез и биосфера Земли» линия критики у него была следующая:

  • В эпоху Древнего мира Междуречье представляло собой развитый регион. В период Османской империи он пришел в упадок. Это странно, учитывая, что «вызов» со стороны природы остался.
  • Разделение цивилизаций Шумера и Вавилона, несмотря на один и тот же регион (Месопотамия) и период (Бронзовый век). Византия и Османская империя у британского историка попали в один историко-культурный тип. 

Философ Александр Ивин видел слабость теории Тойнби в рассуждениях о соотношении человека и ландшафта. В религиозном уклоне отмечал ограниченность анализа государствами прошлого.

Другие специалисты от исторической науки критиковали Тойнби за абсолютизацию метода сравнительного анализа и за то, что британский историк «подгонял» под свои схемы существующие социумы.

Типология государств

Шпенглер называл цивилизации «культурно-историческими организмами» и выделил 9: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, византийско-арабская, майя, западноевропейская, русская. Последние две он противопоставлял друг другу. По его мнению, западноевропейская близилась к закату, а русская, наоборот, пробуждалась.

В каждой культуре Шпенглер выделял 4 этапа развития: зарождение, юность, зрелость, омертвение.

Тойнби выделил 21 цивилизацию. Православных было две, русская и византийская на Балканах. 

Используя его классификацию, можно расположить государства таким образом:

  • Новая Зеландия, Аргентина, Нидерланды и Исландия относятся к западной цивилизации.
  • Древнекитайскую нужно отделять от дальневосточной, так как к последней принадлежат Китай, обе Кореи и Япония.
  • Россию и Беларусь можно отнести в православной христианской, как и Грузию с Болгарией.
  • Кыргызстан из-за русскоязычной интеллигенции также относится к предыдущей, а не к арабской или мусульманской, так как ее влияние в прошлом было незначительным.
  • Индская и индуистская — две разные цивилизации.

Образ русской цивилизации

Иллюстрация: образ русской цивилизации, NeuralWriter

Современный взгляд на проблему

Антиподом Тойнби в постсоветской исторической и философской мысли был Юрий Семенов, разработавший эстафетно-стадиальную концепцию мировой истории. Например, Октябрьскую революцию он рассматривал как исторический вариант освобождения от колониального капитализма.

В 1996 г. Сэмюэл Хантингтон написал историко-философский трактат «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка». Новый этап мировой истории он видел не в конфликтах между нациями и правителями, а в столкновении западной и незападной цивилизации. Последняя перестала быть для бывших мировых лидеров источником дешевых ресурсов.

Философ разделил мир на следующие культуры:

  • Западная. Европа, Северная Америка, Австралия с Новой Зеландией.
  • Латиноамериканская. Все страны южнее США.
  • Православная. Россия, ряд стран бывшего СССР.
  • Африканская. Ее северной границей служит линия Сомали — Сенегал.
  • Исламская. От Индонезии на востоке и до Марокко на западе.
  • Индуистская.
  • Буддийская.
  • Конфуцианская. Китай, две Кореи и Вьетнам.
  • Японская.

Из российских авторов, кто пишет по данной проблематике, представляют интерес труды В. Никонова и А. Дугина.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту