05.07.2024
#Политология
42

Просвещенный абсолютизм: причины и признаки

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Общая характеристика просвещенного абсолютизма
  2. Причины просвещенного абсолютизма
  3. Признаки просвещенного абсолютизма
  4. Просвещенный абсолютизм в Европе
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Поговорим о том, что такое просвещенный абсолютизм, как и почему он появился, и дадим основные его признаки. А также рассмотрим, какие черты приобрел просвещенный абсолютизм в разных странах.

Общая характеристика просвещенного абсолютизма

Определение Просвещенный абсолютизм – это политический режим, который характеризовался попытками монархов Европы в XVIII веке использовать принципы просвещения для модернизации своих государственных систем и общественных институтов.

Под влиянием просвещенных идей внедрялись реформы в области образования, административной системы, экономики и права. Эти реформы направлены были на укрепление государства и улучшение благосостояния населения.

Монархи становились покровителями наук и искусств, создавая академии, университеты и культурные институты, а также спонсируя и поддерживая различные проекты в области науки, литературы, музыки и искусства.

Несмотря на абсолютную власть монархов, просвещенный абсолютизм характеризовался некоторыми попытками ограничить эту власть в интересах народа и общества. Это включало в себя установление законов, конституций и гарантий прав граждан.

Примерами стран, где проявился просвещенный абсолютизм, являются Россия при Петре Великом, Пруссия при Фридрихе II, Австрия при Марии Терезии и Йозефе II, а также Франция при Людовике XVI (хотя последний закончился французской революцией).

Причины просвещенного абсолютизма

Появление просвещенного абсолютизма было результатом ряда сложных социально-политических, экономических и культурных факторов.

  • Необходимость укрепления государственной власти. В период развития абсолютизма в Европе существовали разобщенные феодальные структуры, которые затрудняли единство и стабильность государства. Монархи стремились к укреплению своей власти и централизации государственной мощи.
  • Влияние идей просвещения. Философия просвещения, возникшая в XVII– XVIII веках, принесла новые идеи о рациональности, разуме, образовании и науке. Монархи и правители прониклись этими идеями, видя в них средство для модернизации и укрепления своих государств.
  • Потребности в развитии экономики и науки. В условиях стремительных изменений в экономике и развитии науки и техники монархи видели важность создания благоприятной среды для экономического и научного прогресса. Для этого требовалось улучшение образования, поддержка научных исследований и инноваций.
  • Политическая нестабильность и социальные конфликты. Возрастание социальных конфликтов, протесты и восстания в обществе заставили монархов искать пути к реформам и смягчению социальной напряженности. Принципы просвещения предлагали рациональные методы решения социальных проблем и управления обществом.
  • Конкуренция между государствами. Государства конкурировали между собой за влияние, территории и ресурсы. Применение идей просвещения могло стать средством для укрепления конкурентоспособности и мощи государства в международных отношениях.

В результате этих факторов просвещенный абсолютизм стал попыткой монархов использовать идеи просвещения для укрепления своей власти и модернизации государства, а также для смягчения социальных и политических конфликтов в обществе.

Признаки просвещенного абсолютизма

Просвещенный абсолютизм представляет собой разновидность абсолютной монархии, которая характеризуется использованием идей просвещения для модернизации государства и общества.

Признаки просвещенного абсолютизма:

  1. Централизация власти. Процесс централизации власти был одним из основных признаков просвещенного абсолютизма. Монарх становился центром всей государственной власти, обладая полным контролем над административной, военной, экономической и правовой системой страны.
  2. Поддержка наук и образования. Один из ключевых признаков просвещенного абсолютизма заключался в поддержке наук и образования. Монархи создавали академии наук, университеты и культурные институты, финансировали научные исследования и спонсировали различные образовательные проекты.
  3. Рационализация государственного управления. Просвещенные монархи стремились к рационализации государственного управления, внедряя новые методы и системы, основанные на принципах эффективности, справедливости и разумности.
  4. Правовые и административные реформы. Для обеспечения более справедливого и эффективного управления в стране проводились правовые и административные реформы. Это включало в себя упрощение законодательства, создание новых институтов правосудия и улучшение административной системы.
  5. Смягчение социальных неравенств. Монархи стремились смягчить социальные неравенства и конфликты в обществе путем внедрения социальных реформ и политики благосостояния. Это включало в себя улучшение условий труда и жизни населения, развитие здравоохранения и социальной защиты.
  6. Попытки ограничения абсолютизма. В отличие от традиционной абсолютной монархии, просвещенный абсолютизм иногда характеризовался попытками ограничить власть монарха в интересах народа и общества. Это могло выражаться в создании законов, конституций и гарантий прав граждан.

Просвещенный абсолютизм в Европе

Родоначальником просвещенного абсолютизма считается Т. Гоббс.В своем труде «Левиафан» (1651 г.) Томас Гоббс представил теорию абсолютной монархии. Гоббс утверждал, что люди заключают социальный контракт, отказываясь от своих естественных прав в пользу абсолютной власти монарха или правительства. Они делают это, чтобы избежать хаоса и беспорядка. Гоббс придерживался взгляда, что суверенная власть должна быть централизована и обладать абсолютной властью над государством и его гражданами. Он считал, что только сильная централизованная власть способна предотвратить хаос и конфликты в обществе, обеспечивая таким образом мир и порядок.

Идеи Гоббса о суверенной власти широко распространились и были восприняты в европейских монархических кругах. Во многих странах, таких как Франция, Англия и Россия, монархи и их советники придерживались подобных идей.

image1

Фото: cheese-head.ru

В XVII–XVIII веках в Европе произошел период интенсивного развития философии просвещения. Философы этого времени, такие как Вольтер, Руссо, Монтескье и другие, критиковали традиционные формы власти и выдвигали идеи о необходимости ограничения монархической власти в интересах свободы и прав человека.

В ряде стран Европы, таких как Пруссия, Австрия, Россия и Франция, просвещенные монархи пытались совместить идеи абсолютной власти с принципами просвещения. Они внедряли реформы, направленные на модернизацию государства и общества, основанные на принципах разумности, эффективности и благополучия подданных.

Франция

Во Франции просвещенный абсолютизм проявился при Людовике XIV и его правлении. Людовик XIV был известен как «Солнечный король» и стремился к укреплению своей абсолютной власти. Под его правлением были предприняты реформы, направленные на централизацию власти, сокращение полномочий феодалов и укрепление государственного аппарата. В этот период также процветало искусство и культура, Людовик XIV являлся покровителем художников, музыкантов и писателей.

Пруссия

В Пруссии просвещенный абсолютизм был воплощен в правлении Фридриха II, также известного как Фридрих Великий. Фридрих II провел ряд реформ, направленных на модернизацию государства, включая укрепление армии, развитие экономики и образования. Он также был покровителем искусства и философии, приглашая известных философов, таких как Вольтер, к своему двору.

Австрия

В Австрии просвещенный абсолютизм был связан с правлением Марии Терезии и ее сына Иосифа II. Мария Терезия провела ряд реформ в области административного управления, юстиции и экономики с целью укрепления государства. Ее сын, Иосиф II, продолжил реформы, в том числе в области религиозной терпимости и сельского хозяйства.

Россия

В России просвещенный абсолютизм был воплощен в правлении Петра Великого, Екатерины II и их преемников. Петр Великий провел реформы, направленные на модернизацию армии, бюрократии, образования и культуры.

Екатерина II также продолжила реформы, в том числе в области правовой системы и управления, а также была покровительницей искусства и образования.

Эти примеры демонстрируют, как различные страны Европы приспосабливали идеи просвещенного абсолютизма к своим условиям и проводили реформы в интересах модернизации государства и общества.

Некоторые просвещенные монархи предпринимали шаги к ограничению своей собственной власти в интересах общества. Например, в Англии такие ограничения были закреплены в Революции 1688 года и принципах конституционной монархии.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту