Рады, что вам понравилась статья 😊
«Воспитание» — термин, использующийся в педагогической науке. Под воспитанием понимают категорию педагогики, связанную с личностным ростом и развитием. Без воспитания невозможно построить прогрессивного общества.
В литературе воспитание часто рассматривается исключительно в качестве процесса, связанного с обучением, защитой и заботой о детях. Но термин имеет широкое понятие, предполагающее не просто заботу и защиту детей, сопровождаемую их обучением, но передачу опыта от поколения к поколению. В процессе воспитания передаются исторический, культурный и социальный опыт.
Считается, что понятие «воспитание» возникло в ответ на требования и нужды общества, сформированные в процессе его исторического развития. У понятия нет природного, естественного происхождения. Воспитанию в педагогике придается больше значение, чем образованию, способствуя социализации и формированию личности. Только став полноценной личностью человек способен образовываться и приносить пользу обществу. От образования без воспитания пользы не будет. Человека воспитывают родители и общество, начиная от рождения и до последних дней. Процесс считается непрерывным, состоящим из нескольких стадий, последней должна стать стадия самовоспитания.
К особенностям воспитания относят:
По направленности воспитание может быть гражданским, нравственным, трудовым. Под гражданским понимается выработка у человека чувства любви к Родине, культуры поведения, уважительного отношения к стране, другим людям, истории.
Нравственное воспитание связано с формированием правильного поведения в обществе, понимания важности соблюдения обычаев, традиций, законов, трепетного отношения к природе, благожелательного общения с людьми. Нравственность идет в одном ряду с гуманностью, поэтому важно воспитывать людей эмпатичных, умеющих проявлять сочувствие, терпимость, отзывчивость, уважение к окружающим. Гуманного человека воспитывают личным примером учителя и родители.
Трудовая форма воспитания закрепилась в советском обществе. В современном мире идея о трудовом воспитании юного человека не пользуется популярностью, что приводит к неприятным последствиям для повзрослевшей личности. Труд формирует ответственность, повышает мотивацию к использованию знаний на практике, вырабатывает привычку к осуществлению полезной деятельности.
Основной целью воспитательного процесса является создание личности целостной, гуманной, способной к труду, образованию и к самовоспитанию. Задачи воспитания:
Воспитывают с целью расширения кругозора, возможности приобретения нового опыта. Личность, воспитанию которой уделялось незначительное время, не способна адекватно реагировать на перемены в обществе и личной жизни, понимать цели и задачи обучения, строить семью и карьеру. Воспитанный человек осознает силы и возможности, склонности и потребности, неприятные задачи не обходит стороной, а решает усилием воли.
Сущность воспитания в педагогике сводится к переходу из одного состояния в другое. Если переход осуществлен, цели и задачи процесса считаются достигнутыми. Но об их достижении говорят исключительно при переводе внешнего опыта, полученных знаний, сформированных ценностей, усвоенных норм и правил в личные убеждения. Если поведение и мысли человека меняются под влиянием перечисленного, — работа с личностью достигла результата.
Воспитание влияет на психику человека, создает его психологическую структуру. Процесс невозможен без взаимодействия педагога и воспитанника, родителя и ребенка. Речь идет о социальном взаимодействии, итогом которого становится изменение сознания и поведенческих привычек воспитуемого.
Воспитание, как процесс, сводится к осуществлению четырех важных функций:
Если хоть одна функция упущена, человеку придется сложно жить в современном мире. Он не сможет достаточно четко понимать свои жизненные цели и задачи, выстраивать адекватные отношения с окружающими.
В педагогике выделяют шесть принципов воспитательного процесса:
Принципы воспитания базируются на общих требования. Они должны быть обязательными для всех, комплексными, равнозначными. В процессе воспитания задействованы семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство и культура. На процесс влияют складывающаяся в стране экономическая, политическая и социальная ситуации, внутрисемейные проблемы. Важно осознавать, что неприятие семьей конкретных воспитательных установок, принятых в обществе, делает процесс воспитания неполноценным.
Под методами воспитания понимают способы осуществления взаимодействия педагога и воспитанника. Если они работают и являются действенными, происходит ожидаемое изменение качеств, которым обладает личность, наблюдаются рост и развитие человека в духовном, эмоциональном, культурном и интеллектуальном плане.
Методов воспитания достаточно много. Но все они сводятся к двум категориям — косвенному или прямому воздействию на воспитуемого. При использовании прямого метода воздействия реакция ученика на воспитательный метод будет немедленной или отсроченной. От воспитуемого ожидают действий самовоспитательного характера.
Косвенное воздействие предполагает создание условий, при которых у детей сформируется установка к самосовершенствованию, выработка собственной позиции по отношению к другим детям, педагогам и окружающим людям.
Цели воспитания достижимы исключительно при реализации совокупности методов. Выбор метода и способа его применения зависят от педагога. Опытные педагоги разрабатывают собственные методики, совершенствуют уже имеющиеся.
В качестве приемов воспитания рассматриваются действия педагога, с помощью которых влияют на поведение и позицию, занимаемую учеником. Приемы являются составной частью методов, отдельными ключами, позволяющими открыть дверь в сердце ребенка. Успешное освоение приемов и методов позволяет выйти на вершину педагогической практики. Использование конкретных приемов и методов зависит от возраста, социальной среды, в которой воспитываются дети, и даже пола, так как мальчики следуют лучше одним установкам, а девочки — другим). Правильное применение приемов и методов помогает добиться позитивных результатов, но невозможно определить заранее, какое именно действие окажет благотворное влияние на учащегося, воспитанника.