30.07.2024
#Педагогика
42

Виды и функции педагогической деятельности

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Сущность педагогической деятельности
  2. Классификация А. И. Щербакова
  3. Особенности педагогической работы
  4. Виды педагогической деятельности
  5. Функции педагогической деятельности
  6. Таблица сравнения видов и функций педагогической деятельности
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Сущность педагогической деятельности

 

Педагогическая деятельность — самостоятельный вид профессии. В соответствии с поставленными целями преподаватель занимается воспитанием и обучением подопечных, используя для этого всевозможные техники и инструменты.

 

Педагогика многопланова. Так, профессор, Кузьмина Нина Васильевна определила следующие структурные компоненты функциональных обязанностей учителя:

  • проектировочный — перспективы воспитания и обучения, которые возможно качественно и количественно оценить;
  • гностический — эрудированность;коммуникативный — поддержание атмосферы взаимного доверия, что способствует плодотворному, эмоционально комфортному информационному обмену между всеми членами коллектива;
  • организаторский — вовлечение коллектива во всевозможные виды активностей, организованные четко в соответствии с поставленными воспитательными и образовательными целями;
  • конструктивный — планомерное и целенаправленное изучение дисциплин.

Функция рассматривается с точки зрения последствий или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого.

Классификация А. И. Щербакова

В традиционном представлении педагогической литературы авторы оперируют только 3 функциями — образовательной, развивающей и воспитательной. Но чтобы раскрыть весь профессиональный потенциал, резервы этой деятельности, нужно смотреть шире. Так, разные ученые прославились авторскими структурами педагогики. Не меньший интерес представляет собой теория А. И. Щербакова. Его методологический подход к изучению педагогики включил следующие функции:

  • информационную — углубленное и свободное владение учебным материалом;
  • развивающую — единство обучения, воспитания и развития;
  • ориентационную — содержание ценностных ориентаций в природной и социальной среде;
  • мобилизационную — актуализация знаний и жизненного опыта для формирования познавательной самостоятельности и общественной активности;
  • исследовательскую (гностическую) — научный подход к педагогическим явлениям.

Функции педагогики неразрывно связаны между собой. Невозможно выделить базовую направленность и второстепенные аспекты работы учителя.

Особенности педагогической работы

Профессии, связанные с преподаванием, своеобразны. Принадлежность человека к той или иной профильной среде проявляется не только в особенностях его работы, но и образе мышления в целом.

Отличие педагогики от других профессий — в принадлежности к классу преобразующих и управляющих. Преподаватель сопровождает подопечных во всех аспектах личностного становления — от формирования интеллектуального потенциала до психофизиологического совершенствования.

Основное содержание работы — обязательные и непрерывные социальные коммуникации, взаимосвязи. Ведущая задача, которая встает перед представителем данной профессии — осознать общественные интересы и направить усилия всего коллектива на их удовлетворение.

В педагогической деятельности умение выстраивать располагающие взаимоотношения становится необходимой профессиональной компетенцией. Среди распространенных барьеров в общении, которые способны серьезно осложнить продуктивное выполнение непосредственных трудовых обязанностей, выступают:

  • несовпадение установок;
  • боязнь публичных выступлений;
  • сужение коммуникативной активности;
  • боязнь допустить педагогическую ошибку;
  • попытки подражания коллегам или известным выдающимся личностям.

Своеобразие педагогики выражается в ношении гуманистического, коллективного, творческого характера. Вместе с тем уместно говорить об адаптивной функции, которая, в свою очередь, выражается в применении усилий для приспособления к конкретным социокультурным требованиям.

Помимо того, что целью образовательного процесса выступает подготовка учащихся к самостоятельной плодотворной жизни общества, которая при этом должна оправдать его ожидания, педагогическая деятельность направлена и на развитие индивидуальности личности, раскрытие ее потенциала. То есть образовательный процесс одновременно подстраивается под актуальные на момент обучения потребности человечества и носит вневременный характер.

Виды педагогической деятельности

По традиции принято выделять два направления педагогической деятельности — это целенаправленная воспитательная работа и организованное преподавание. Первая подразумевает решение сопутствующих задач по гармоничному, всестороннему развитию личности. Второй вид работы направлен на удовлетворение потребностей познавательной сферы.

При этом виды деятельности педагога неразделимы — одного не может существовать без другого или быть приоритетом. Понятия считаются тождественными. Одновременно с этим реализация каждого из направлений принципиально отличается.

В рамках преподавания ставятся конкретные цели, определяются методы и инструменты воздействия. Достигнутые результаты не сложно продиагностировать и сопоставить с первоначальным планом. В рамках воспитания же нет конкретной методички, временных рамок. Не определен объем работы — целью остается максимально возможный вклад в личностной развитие учащихся, формирование тех положительных изменений в сознании, которые бы конструктивно проявлялись в эмоциональных реакциях и непосредственном поведении в социуме и наедине с собой.

В широком плане выделяют 7 подвидов педагогического творчества. Остановимся подробнее на каждом из них.

  1.  Непосредственно преподавание — процесс планомерной организации учебного процесса, контроль реализации и удовлетворения потребностей познавательной активности подопечных.
  2. Воспитательная функции выражена в организации среды, в которой возможно личностное развитие учащихся.
  3. Социально-педагогическая функция преследует цель сопровождать успешную социализацию учащихся в обществе, обеспечить защиту прав и интересов в рамках доступных полномочий.
  4. Культурно-просветительская — работа, предполагающая приобщение к современным, а, в первую очередь, общечеловеческим мировым культурным ценностям и значимым жизненным ориентациям.
  5. Научно-методическая деятельность — освоение инновационных технологий обучения, знакомство с просветительскими теориями, реализация собственного авторского подхода.
  6. Управленческая функция скрывает за собой правила организации всевозможных видов активностей, удовлетворяющих определенным целям и планам в рамках обучения и воспитания.
  7. Коррекционно-развивающая работа — преобразование образовательного пути в соответствии с выявленными проблемами, потребностями, результатами промежуточной аттестации, а также устранение недостатков в личностном развитии подопечных.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой ее составляющих компонентов: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В этом смысле особое значение приобретает принцип творческого подхода. 

Функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность предполагает комплексный, всесторонний подход к реализации поставленных задач. Профессиональный учитель, независимо от конкретных целей воспитательно-образовательной системы и среды, должен:

  • исследовать уровень подготовки, особенности личности, сферу интересов и потребностей, потенциал каждого ученика и коллектива — диагностическая функция;
  • правильно определять и интерпретировать поставленные задачи, находить новые и адаптировать уже имеющиеся в распоряжении методологии для достижения результатов с предварительным прогнозированием и оцениванием сопутствующих рисков — ориентационно-прогностическая функция;
  • вовлекать в познавательную деятельность путем эмоционально-волевого стимулирования — организаторская функция;
  • информировать в разных научных областях в соответствии с достигнутым обществом прогрессом – информационно-объяснительная функция;
  • создавать доверительную атмосферу, стимулировать продуктивное взаимодействие, сотрудничество между всеми участниками учебного процесса — коммуникативная функция;
  • анализировать результаты достигнутого образовательно-воспитательного прогресса, выявлять недостатки и корректировать работу — аналитико-оценочная функция;
  • осмысливать и творчески видоизменять педагогический подход — исследовательская функция.

Педагогические функции неразделимо связаны между собой и реализуются одновременно.

Таблица сравнения видов и функций педагогической деятельности

  Обучение Воспитание
Формирование навыков Развитие потенциала познавательной сферы, передача опыта, накопленного поколениями, в разных научных сферах Развитие навыка социальной адаптации, конструктивного взаимодействия с социумом, умения отстаивать свои интересы и границы, не провоцируя конфликт
Передача важных знаний Формирование научно обоснованных представлений об окружающем мире, подготовка к профессиональному самоопределению Привитие понимания вопросов нравственности и ответственности, формирование положительного морального облика личности
Мотивация к саморазвитию Развитие интереса к разным областям научного знания, стимулирование работать над ошибками и стремиться к большему, проявлять творческий подход Формирование желания преодолевать внутренние страхи и недостатки личности, развивать в себе сильные стороны




Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту