Рады, что вам понравилась статья 😊
Педагогическая деятельность — самостоятельный вид профессии. В соответствии с поставленными целями преподаватель занимается воспитанием и обучением подопечных, используя для этого всевозможные техники и инструменты.
Педагогика многопланова. Так, профессор, Кузьмина Нина Васильевна определила следующие структурные компоненты функциональных обязанностей учителя:
Функция рассматривается с точки зрения последствий или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого.
В традиционном представлении педагогической литературы авторы оперируют только 3 функциями — образовательной, развивающей и воспитательной. Но чтобы раскрыть весь профессиональный потенциал, резервы этой деятельности, нужно смотреть шире. Так, разные ученые прославились авторскими структурами педагогики. Не меньший интерес представляет собой теория А. И. Щербакова. Его методологический подход к изучению педагогики включил следующие функции:
Функции педагогики неразрывно связаны между собой. Невозможно выделить базовую направленность и второстепенные аспекты работы учителя.
Профессии, связанные с преподаванием, своеобразны. Принадлежность человека к той или иной профильной среде проявляется не только в особенностях его работы, но и образе мышления в целом.
Отличие педагогики от других профессий — в принадлежности к классу преобразующих и управляющих. Преподаватель сопровождает подопечных во всех аспектах личностного становления — от формирования интеллектуального потенциала до психофизиологического совершенствования.
Основное содержание работы — обязательные и непрерывные социальные коммуникации, взаимосвязи. Ведущая задача, которая встает перед представителем данной профессии — осознать общественные интересы и направить усилия всего коллектива на их удовлетворение.
В педагогической деятельности умение выстраивать располагающие взаимоотношения становится необходимой профессиональной компетенцией. Среди распространенных барьеров в общении, которые способны серьезно осложнить продуктивное выполнение непосредственных трудовых обязанностей, выступают:
Своеобразие педагогики выражается в ношении гуманистического, коллективного, творческого характера. Вместе с тем уместно говорить об адаптивной функции, которая, в свою очередь, выражается в применении усилий для приспособления к конкретным социокультурным требованиям.
Помимо того, что целью образовательного процесса выступает подготовка учащихся к самостоятельной плодотворной жизни общества, которая при этом должна оправдать его ожидания, педагогическая деятельность направлена и на развитие индивидуальности личности, раскрытие ее потенциала. То есть образовательный процесс одновременно подстраивается под актуальные на момент обучения потребности человечества и носит вневременный характер.
По традиции принято выделять два направления педагогической деятельности — это целенаправленная воспитательная работа и организованное преподавание. Первая подразумевает решение сопутствующих задач по гармоничному, всестороннему развитию личности. Второй вид работы направлен на удовлетворение потребностей познавательной сферы.
При этом виды деятельности педагога неразделимы — одного не может существовать без другого или быть приоритетом. Понятия считаются тождественными. Одновременно с этим реализация каждого из направлений принципиально отличается.
В рамках преподавания ставятся конкретные цели, определяются методы и инструменты воздействия. Достигнутые результаты не сложно продиагностировать и сопоставить с первоначальным планом. В рамках воспитания же нет конкретной методички, временных рамок. Не определен объем работы — целью остается максимально возможный вклад в личностной развитие учащихся, формирование тех положительных изменений в сознании, которые бы конструктивно проявлялись в эмоциональных реакциях и непосредственном поведении в социуме и наедине с собой.
В широком плане выделяют 7 подвидов педагогического творчества. Остановимся подробнее на каждом из них.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой ее составляющих компонентов: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В этом смысле особое значение приобретает принцип творческого подхода.
Педагогическая деятельность предполагает комплексный, всесторонний подход к реализации поставленных задач. Профессиональный учитель, независимо от конкретных целей воспитательно-образовательной системы и среды, должен:
Педагогические функции неразделимо связаны между собой и реализуются одновременно.
Обучение | Воспитание | |
Формирование навыков | Развитие потенциала познавательной сферы, передача опыта, накопленного поколениями, в разных научных сферах | Развитие навыка социальной адаптации, конструктивного взаимодействия с социумом, умения отстаивать свои интересы и границы, не провоцируя конфликт |
Передача важных знаний | Формирование научно обоснованных представлений об окружающем мире, подготовка к профессиональному самоопределению | Привитие понимания вопросов нравственности и ответственности, формирование положительного морального облика личности |
Мотивация к саморазвитию | Развитие интереса к разным областям научного знания, стимулирование работать над ошибками и стремиться к большему, проявлять творческий подход | Формирование желания преодолевать внутренние страхи и недостатки личности, развивать в себе сильные стороны |