31.07.2024
#Педагогика
42

Урок: типы, цель, особенности структуры

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Требования к современному уроку
  2. Структура урока
  3. Типы уроков
  4. Нестандартные уроки их характеристика
  5. Требования к проведению урока и анализу
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Требования к современному уроку

Определение №1 Урок — это единица образовательного процесса, который ограничен по времени.

Каждый урок имеет заранее утвержденный план в соответствии с утвержденной на год учебной программой. В рамках одной дисциплины уроки обычно похожи по своей структуре, но при этом отличаются спецификой и содержанием. Урочную форму организации образовательного процесса характеризуют следующие признаки:

  • постоянный состав и численность слушателей единой возрастной группы;
  • ведение под руководством преподавателя в соответствии с утвержденным планом;
  • изучение базовых основ дисциплины.

Структура урока и алгоритм его проведения соответствуют государственной учебной программе. В процессе обучения происходит реализация поставленных целей и задач. 

В зависимости от применяемой методики и средств обучения разделяют несколько видов уроков. 

К урокам, проводимым в рамках школьной программы, выдвигаются определенные требования:

1. Дидактические:

  • установление времени и места проведения урока в расписании;
  • соответствие содержания урока установленному поурочному плану и учебной программе;
  • выбор эффективной методики обучения, оснащение современными средствами и материалами;
  • взаимосвязь с сопряженными дисциплинами.

2. Развивающие:

  • укрепление памяти, формирование внимания, развитие мышления;
  • воспитание личностных и нравственных основ;
  • стимулирование интереса к учебному процессу;
  • проявлением со стороны преподавателя терпения, такта и выдержки;
  • развитие творческих навыков и способностей;
  • помощь в успешном разрешении конфликтных ситуаций.

3. Организационные:

  • проведение урока в рамках утвержденного поурочного плана;
  • соблюдение структуры и следование установленным этапамформирование рабочей обстановки и соблюдение дисциплины;
  • применение в работе современного интерактивного оборудования и материалов;
  • динамичное проведение образовательного процесса, его логичность и завершенность.

Предварительно готовятся к уроку как обучающиеся, так и преподаватели. В случае с учителем подготовительный процесс включает следующие этапы:

  • составление плана и структуры урока в соответствии с утвержденной образовательной программой;
  • изучение содержания учебника по заданной теме;
  • подготовка необходимого материала и средств обучения по заданной теме — дидактические материалы, пособия на бумажных носителях, программные файлы, обучающие видео и т.д.;
  • подготовка источников информации для самостоятельного изучения;
  • предварительная проработка учителем практических работ, определение техники и методики проведения.

Тщательная подготовка учителем к уроку способствует возрастанию у детей интереса к образовательному процессу, мотивирует на получение новых знаний и положительных оценок, повышает успеваемость.

Структура урока

Каждый урок проводится в соответствии с поурочным планом, который описывает его тему и структуру. Как правило, классическая форма урока включает следующие этапы:

  • Организационная часть. Несколько первых минут посвящается перекличке ребят, концентрации внимания учеников на теме урока, озвучиванием плана работы и постановкой задач.
  • Проверка выполнения домашнего задания, закрепление пройденного материала. Перед тем, как приступить к изучению новой темы, учитель должен убедиться, что прошлый материал усвоен, и ребята восприимчивы к новым знаниям.
  • Ознакомление с темой урока. Изложение нового материала должно быть на доступном языке в понятной форме. Здесь важна способность педагога заинтересовать учеников и увлечь новой темой. На данном этапе ребята задают уточняющие вопросы, тогда необходимо дополнительное пояснение со сторону учителя.
  • Закрепление изученного материала. Для полноценного усвоения новых знаний ученикам даются задания и упражнения по новой теме.
  • Выводы. Подведение итогов урока, резюме полученных знаний и навыков.
  • Получение задания на дом. Для усвоения полученных знаний педагог задает для домашнего выполнения упражнения или задачи. При этом учитель объясняет особенности выполнения и обращает внимание на возможные нюансы.

Ученики записывают домашнее задание в школьный дневник, задают уточняющие вопросы.

Типы уроков

По своему назначению и особенности ведения школьные уроки классифицируют следующим образом:

  • ознакомление с новым материалом — преподнесение информации в формате лекции, конференции;
  • закрепляющий урок — проводится для полноценного усвоения полученных знаний, наработки практических навыков, форма проведения — практическая или лабораторная работа, урок-игра;
  • обобщающий урок — рекомендуется к периодическому проведению для систематизации полученных знаний и практического опыта;
  • оценочный урок — предполагает проверку степени усвоения материала школьной программы и оценку знаний учеников путем проведения контрольных срезов, проверочных работ и диктантов, зачетов и экзаменов;
  • консолидированный урок — включает комбинацию теоретической, практической и оценочной части.

Формат традиционного школьного урока имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам относятся:

  • четкая организация процесса обучения;
  • системность и последовательность получения знаний;
  • объемный поток информации, подкрепленный практическими заданиями, техническими средствами, современным интерактивным оборудованием;
  • эмоциональный фон образовательного процесса, заданный учителем.

К отрицательным характеристикам можно отнести следующие:

  • строгое ограничение по времени;
  • необходимость работы с большой группой ребят и сложность применения индивидуального подхода;
  • четкое следование заданной программе.

Задача учителя состоит в преподнесении определенного материала в соответствии с образовательной программой. Часто у ребят не остается времени и стимула на самостоятельное изучение дополнительной информации.

Нестандартные уроки их характеристика

Современная практика преподавания часто отходит от традиционных методов, привнося новые тенденции и методики. Нестандартный урок может включать интерактивные формы обучения, новые технологии и способы взаимодействия с группой учащихся. Применение нестандартных методик зависит от возможностей, знаний и предприимчивости педагога.

Нестандартным принято считать занятие, в ходе которого учитель отходит от традиционной структуры и подключает импровизацию. Введение таких уроков способствует формированию у детей интереса к образовательному процессу, расслабляют эмоциональное состояние, делают учеников более восприимчивыми к новым знаниям, улучшают коммуникацию между педагогом и учащимся.

Отличный от традиционного урок характеризуют следующие особенности:

  • присутствие творческой ноты;
  • большая вовлеченность учеников;
  • нестандартные условия;
  • самостоятельный поиск ребятами способов решения;
  • нешаблонная форма образовательного процесса;
  • обсуждение и поддержка разных мнений;
  • выявление педагогом скрытых способностей и талантов.

К нестандартным форматам уроков можно отнести урок-дискуссию, урок-конференцию, урок-путешествие, ролевой урок.

Требования к проведению урока и анализу

В рамках регламента государственных образовательных программ современные уроки должны соответствовать установленным требованиям:

  • последовательность и структурированность по времени, количеству и содержанию;
  • применение современных эффективных образовательных методик и технологий;
  • наличие межпредметных связей в рамках школьной программы;
  • формирование мышления и памяти, воспитание моральных и личностных качеств, развитие скрытых способностей;
  • соответствие заранее составленному и утвержденному плану;
  • поддержание рабочей обстановки в процессе получения знаний;
  • подвижность и динамичность;
  • логическая последовательность и законченность.

Анализ образовательного процесса позволяет выявить недостатки и найти способы их устранения. При этом за основу рекомендуется брать не только научные педагогико-психологические аспекты, но и практический образовательный опыт. Полный всесторонний анализ возможен при учете всех нюансов, в том числе и специфики дисциплины.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту