Требования к современному уроку
Определение №1 Урок — это единица образовательного процесса, который ограничен по времени.
Каждый урок имеет заранее утвержденный план в соответствии с утвержденной на год учебной программой. В рамках одной дисциплины уроки обычно похожи по своей структуре, но при этом отличаются спецификой и содержанием. Урочную форму организации образовательного процесса характеризуют следующие признаки:
- постоянный состав и численность слушателей единой возрастной группы;
- ведение под руководством преподавателя в соответствии с утвержденным планом;
- изучение базовых основ дисциплины.
Структура урока и алгоритм его проведения соответствуют государственной учебной программе. В процессе обучения происходит реализация поставленных целей и задач.
В зависимости от применяемой методики и средств обучения разделяют несколько видов уроков.
К урокам, проводимым в рамках школьной программы, выдвигаются определенные требования:
1. Дидактические:
- установление времени и места проведения урока в расписании;
- соответствие содержания урока установленному поурочному плану и учебной программе;
- выбор эффективной методики обучения, оснащение современными средствами и материалами;
- взаимосвязь с сопряженными дисциплинами.
2. Развивающие:
- укрепление памяти, формирование внимания, развитие мышления;
- воспитание личностных и нравственных основ;
- стимулирование интереса к учебному процессу;
- проявлением со стороны преподавателя терпения, такта и выдержки;
- развитие творческих навыков и способностей;
- помощь в успешном разрешении конфликтных ситуаций.
3. Организационные:
- проведение урока в рамках утвержденного поурочного плана;
- соблюдение структуры и следование установленным этапамформирование рабочей обстановки и соблюдение дисциплины;
- применение в работе современного интерактивного оборудования и материалов;
- динамичное проведение образовательного процесса, его логичность и завершенность.
Предварительно готовятся к уроку как обучающиеся, так и преподаватели. В случае с учителем подготовительный процесс включает следующие этапы:
- составление плана и структуры урока в соответствии с утвержденной образовательной программой;
- изучение содержания учебника по заданной теме;
- подготовка необходимого материала и средств обучения по заданной теме — дидактические материалы, пособия на бумажных носителях, программные файлы, обучающие видео и т.д.;
- подготовка источников информации для самостоятельного изучения;
- предварительная проработка учителем практических работ, определение техники и методики проведения.
Тщательная подготовка учителем к уроку способствует возрастанию у детей интереса к образовательному процессу, мотивирует на получение новых знаний и положительных оценок, повышает успеваемость.
Структура урока
Каждый урок проводится в соответствии с поурочным планом, который описывает его тему и структуру. Как правило, классическая форма урока включает следующие этапы:
- Организационная часть. Несколько первых минут посвящается перекличке ребят, концентрации внимания учеников на теме урока, озвучиванием плана работы и постановкой задач.
- Проверка выполнения домашнего задания, закрепление пройденного материала. Перед тем, как приступить к изучению новой темы, учитель должен убедиться, что прошлый материал усвоен, и ребята восприимчивы к новым знаниям.
- Ознакомление с темой урока. Изложение нового материала должно быть на доступном языке в понятной форме. Здесь важна способность педагога заинтересовать учеников и увлечь новой темой. На данном этапе ребята задают уточняющие вопросы, тогда необходимо дополнительное пояснение со сторону учителя.
- Закрепление изученного материала. Для полноценного усвоения новых знаний ученикам даются задания и упражнения по новой теме.
- Выводы. Подведение итогов урока, резюме полученных знаний и навыков.
- Получение задания на дом. Для усвоения полученных знаний педагог задает для домашнего выполнения упражнения или задачи. При этом учитель объясняет особенности выполнения и обращает внимание на возможные нюансы.
Ученики записывают домашнее задание в школьный дневник, задают уточняющие вопросы.
Типы уроков
По своему назначению и особенности ведения школьные уроки классифицируют следующим образом:
- ознакомление с новым материалом — преподнесение информации в формате лекции, конференции;
- закрепляющий урок — проводится для полноценного усвоения полученных знаний, наработки практических навыков, форма проведения — практическая или лабораторная работа, урок-игра;
- обобщающий урок — рекомендуется к периодическому проведению для систематизации полученных знаний и практического опыта;
- оценочный урок — предполагает проверку степени усвоения материала школьной программы и оценку знаний учеников путем проведения контрольных срезов, проверочных работ и диктантов, зачетов и экзаменов;
- консолидированный урок — включает комбинацию теоретической, практической и оценочной части.
Формат традиционного школьного урока имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам относятся:
- четкая организация процесса обучения;
- системность и последовательность получения знаний;
- объемный поток информации, подкрепленный практическими заданиями, техническими средствами, современным интерактивным оборудованием;
- эмоциональный фон образовательного процесса, заданный учителем.
К отрицательным характеристикам можно отнести следующие:
- строгое ограничение по времени;
- необходимость работы с большой группой ребят и сложность применения индивидуального подхода;
- четкое следование заданной программе.
Задача учителя состоит в преподнесении определенного материала в соответствии с образовательной программой. Часто у ребят не остается времени и стимула на самостоятельное изучение дополнительной информации.
Нестандартные уроки их характеристика
Современная практика преподавания часто отходит от традиционных методов, привнося новые тенденции и методики. Нестандартный урок может включать интерактивные формы обучения, новые технологии и способы взаимодействия с группой учащихся. Применение нестандартных методик зависит от возможностей, знаний и предприимчивости педагога.
Нестандартным принято считать занятие, в ходе которого учитель отходит от традиционной структуры и подключает импровизацию. Введение таких уроков способствует формированию у детей интереса к образовательному процессу, расслабляют эмоциональное состояние, делают учеников более восприимчивыми к новым знаниям, улучшают коммуникацию между педагогом и учащимся.
Отличный от традиционного урок характеризуют следующие особенности:
- присутствие творческой ноты;
- большая вовлеченность учеников;
- нестандартные условия;
- самостоятельный поиск ребятами способов решения;
- нешаблонная форма образовательного процесса;
- обсуждение и поддержка разных мнений;
- выявление педагогом скрытых способностей и талантов.
К нестандартным форматам уроков можно отнести урок-дискуссию, урок-конференцию, урок-путешествие, ролевой урок.
Требования к проведению урока и анализу
В рамках регламента государственных образовательных программ современные уроки должны соответствовать установленным требованиям:
- последовательность и структурированность по времени, количеству и содержанию;
- применение современных эффективных образовательных методик и технологий;
- наличие межпредметных связей в рамках школьной программы;
- формирование мышления и памяти, воспитание моральных и личностных качеств, развитие скрытых способностей;
- соответствие заранее составленному и утвержденному плану;
- поддержание рабочей обстановки в процессе получения знаний;
- подвижность и динамичность;
- логическая последовательность и законченность.
Анализ образовательного процесса позволяет выявить недостатки и найти способы их устранения. При этом за основу рекомендуется брать не только научные педагогико-психологические аспекты, но и практический образовательный опыт. Полный всесторонний анализ возможен при учете всех нюансов, в том числе и специфики дисциплины.