Анализируя литературу по образованию и педагогике, можно определить, что проект, как популярная образовательная технология — это одна из форм планомерной организации обучения, нацеленного на приобретение обучающимися умений планирования, анализа, выполнения исследовательской работы.
Историческая справка
Возник метод проектов в США в 20-е годы XX века. Его связывали с гуманистическими подходами в организации образования, выдвигаемыми Дж. Дьюи, а впоследствии его учеником и последователем В. Килпатриком. Предполагалось применение в школах методик, основанных на интересах учеников. Для создания мотивации следовало исследовать интересную и важную для ребенка проблему из жизни.
В России в 1905 году метод проектов пропагандировал С. Шацкий, руководивший специально созданной группой педагогов, которые после получения результатов внедряли проектную технологию в образовательный процесс. В послереволюционные годы применение этого метода в изданном для школ распоряжении поддерживала Н. Крупская.
Однако после постановления 1931 года ЦК ВКП(б), осудившего проект как чуждый и неподходящий советской школе метод, отказались от применения результативной технологии до завершения 1980-х годов.
Возросшая популярность и внедрение проектной деятельности наблюдается после введения законодательными документами (приказ МП РФ от 31.05.21 № 286) в образование ФГОС стандартов, провозгласивших приоритетный личностный подход.
Метод проектов в обучении
Суть проектной деятельности заключается в стимулировании самостоятельного поиска учениками путей решения интересных для них и значимых для социума проблем. То есть процесс направлен от освоения теории последовательно к практике.
Основа технологии — развитие у учащихся:
- познавательных навыков;
- критического мышления;
- умений конструировать необходимые знания;
- способности ориентироваться в обширном информационном пространстве.
Проектный метод при использовании в рамках образовательных предметов относят к дидактической категории, представляющей собой совокупность операций, приемов, средств овладения знаниями в конкретной области изучаемого предмета. Достижение поставленной на этапе подготовки дидактической цели участники осуществляют через детальное изучение и разработку выбранной проблемы. Завершается процесс представлением практического результата, который несложно осмыслить, проанализировать, увидеть, применить в реальности в подходящей по направлению сфере.
Для достижения такого результата педагог на этапе подготовки организует планомерное обучение школьников самостоятельному творческому мышлению. Наставник показывает способы поиска проблем, прививает умения прогнозировать результат, дает пошаговый план для решения поставленной цели.
Приоритетная задача разрабатываемого вида проекта в современных условиях — это формирование ключевых компетенций: комплекса знаний, навыков, ценностей и умения применять полученные сведения в сложившихся жизненных ситуациях. К ним относятся следующие умения:
- эвристические (поисковые);
- креативные (исследовательские);
- управленческие;
- коммуникативные;
- работы в сотрудничестве;
- презентационные.
Требования к применению метода проектов
Для грамотной организации проектной работы обучающихся нужно учитывать следующие требования:
- Наличие проблемы, для решения которой участники используют интегрированные знания, целенаправленный поиск информации, применение исследовательского подхода.
- Теоретическая, познавательная, практическая значимость прогнозируемых результатов. Это продуманная полезная статья в СМИ, доклад в занимающиеся подобным вопросом службы, план мероприятий, макет или готовый продукт.
- Самостоятельная работа детей, которую организуют в личностно-ориентированной, парной, групповой форме.
- Четкое структурирование материала содержательной части с указанием последовательности этапов и промежуточных результатов.
Список тем будущих ученических исследований по предмету чаще предлагается учителем. Начало реализации зависит от запланированного объема предстоящей работы. Обычно к выбору тематики учащиеся приступают в октябре — ноябре. Во внеурочной деятельности нередко интересующую проблему предлагают дети.
Типология проектов
Применяют инновационные проектные технологии при организации урочной деятельности (индивидуально, группами, коллективно), а также в рамках внеурочной работы. Преимущественно для создания продолжительных по времени проектных продуктов применяют компьютерную технику.
Причины популярности:
- Актуальная в современных условиях необходимость обучения детей навыкам самостоятельного поиска, анализа, использования конкретных знаний. Важно не только транслировать порционно в рамках осваиваемого образовательного предмета некоторого объема информации, но и формировать у обучающихся мотивацию к познанию изучаемых процессов.
- Приобретение значимых для социального становления коммуникативных навыков посредством продуктивной групповой и коллективной работы, в ходе которой каждый участник при прохождении этапов исполняет разнообразные роли (генератор идей, лидер коллектива, анализатор, эксперт и т. д.).
- Расширение информационного пространства за счет знакомства с противоположными подходами, точками зрения по рассматриваемой проблеме.
- Формирование умений, необходимых для повышения самооценки и уверенности в собственных способностях, проявление инициативы в выдвижении гипотез. А также в поиске нужного материала, анализе и структурировании информации, защите выводов.
Если выпускник школы уверенно владеет такими умениями, он легче адаптируется в социуме, уверенно чувствует себя в разнообразных жизненных ситуациях, включается в продуктивную работу совместно с коллегами в рабочем коллективе.
Проектное конструирование требует серьезной подготовки от учителя, который на протяжении работы участников выступает наставником, способным помочь советом при возникновении затруднений.
Типология проектов
Чтобы определить разновидности подобного образовательного продукта, предварительно рассматривают базовые типологические признаки:
- Преобладающая деятельность. Чаще встречается эвристическая (поисковая), исследовательская, практико-ориентированная, ролевая, ознакомительная, творческая разновидность.
- Предметно-содержательный аспект. Преобладают два типа: монопроект (создается в пределах одной конкретной области знаний) и комплексный межпредметный проект.
- Характер координирующей роли учителя. В зависимости от ситуации осуществляется в непосредственной или скрытой форме.
- Количество участников.
- Характер контактов. Организуется в рамках класса, школы, города (поселка), региона, страны, на международном уровне.
- Количество потраченного времени.
Алгоритм действий
От грамотной планомерно организованной проектной работы зависит значимость и продуктивность конечного результата.
Работа предполагает прохождение следующих этапов:
- Выявление проблемы. Чтобы сформулировать тематику, учитель предлагает следующие варианты подготовительной работы: презентация ситуаций, формулировка проблемы детьми с наводящими (при необходимости) вопросами.
- Анализ проблемы. Независимо, кто предлагает проблематику (учитель или ребенок), рассматривают представляемые компоненты для установления актуальности, базовых характеристик, определения причинно-следственных связей, как среди внутренних составляющих частей, так и с внешними условиями. Выделяют доминирующие компоненты и необходимость включения дополнительной информации для получения полной картины предстоящей работы.
- Целеполагание. Ориентируясь на проведенный анализ и видение предполагаемого результата, ставится цель проектной разработки. На ее основе разрабатывают задачи для каждого этапа работы.
- Формулировка гипотез. Грамотно составленные гипотезы помогают детям легче ориентироваться в обширном информационном пространстве. Формулируют гипотезу в форме соотношения между событиями или явлениями. Поскольку невозможно сразу установить истинность выдвинутых постулатов, может в ходе исследования проявиться ложность предлагаемых доказательств. Этот результат не считается ошибкой, так как удается внести необходимые коррективы.
- Выбор средств реализации. Используют разнообразные методы (исследовательские, практические, статистические, социологические и пр.) в зависимости от направленности темы и способностей обучающихся.
- Сбор данных. Методы поиска, накапливания, классификации нужной информации выбирают на этапе утверждения гипотез. Они предполагают в рамках конкретных тем проведение анкетирования, анализа первоисточников, опросов.
- Обсуждение собранных материалов. При групповой или коллективной работе полученные участниками данные представляются в разнообразных формах: доклад, аргументация, дискуссия, ролевая игра, приглашение очевидцев и пр. После презентации начинается обсуждение с детальным анализом информации. Выявляют ее достоверность, доказательность, а также решают, подходят данные для решения проблемы или нет. При недостаточной полноте информационного наполнения потребуется продолжение работы по сбору сведений.
- Проверка гипотез. После того как участники оценили удовлетворительно собранные материалы, начинается обсуждение ранее выдвинутых гипотез. Их записывают для лучшего обзора на доске. Анализируют каждый постулат. Если решено, что для доказательства гипотезы собрано достаточное количество информации, ее выделяют подчеркиванием или галочкой. Неподтвержденные сведениями позиции убирают.
- Формулировка понятий. В ходе обсуждения собранной информации делают обобщение установленных связей, позволивших сформулировать гипотезу. Их фиксируют, принимая не только мнение большинства, но и аргументированные доказательства отдельных участников.
- Подведение итогов. Систематизированный материал оформляют в соответствии с определенной схемой.
- Представление результатов. Чаще организуется защита проектов с презентацией и докладом. Для оценивания приглашают экспертное жюри.
Фото: Творческий процесс обсуждения гипотез. ruDALL-E Kandinsky 3.1
Параметры оценки:
- актуальность и социальная значимость предлагаемых проблем, непосредственная адекватность тематике изучаемого учебного материала;
- корректность применяемых на этапах разработки проекта приемов и методов исследования, систематизации, обработки результатов;
- достоверность полученной из источников информации;
- активность участников проектной работы с учетом возрастных и личностных возможностей и особенностей;
- коллегиальное принятие решений;
- создание при работе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки;
- достаточный объем информации и глубина изучения разнообразных сторон исследуемой проблемы;
- доказательность решений, аргументированная защита полученных выводов;
- эстетичное структурированное оформление проекта;
- умение выслушивать вопросы жюри и оппонентов в процессе защиты и давать лаконичные точные ответы на них.
Важным аспектом становится представление докладчиков о применении результатов. Нужно не только разработать и аргументировано защитить проект, но и доказать практическую значимость, а также возможность применения представленных выводов в определенной сфере деятельности.
От изучения темы по предлагаемому учителем плану проект отличается тем, что при разработке итогом планомерного исследования становится реализация полученных выводов. Проектная деятельность затрагивает серьезные актуальные проблемы, предполагает продолжительную поэтапную работу с активным участием обучающихся, которые приобретают навыки самостоятельной исследовательской работы.