13.01.2025
#Международные отношения
42

Система коллективной безопасности и мюнхенская политика в Европе 1930-х годов

Узнайте о формировании системы коллективной безопасности в Европе 1930-х годов.

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В этой статье мы проанализируем механизмы формирования системы коллективной безопасности в Европе 1930-х годов и причины ее неэффективности. Мы рассмотрим последовательность дипломатических шагов, предпринятых европейскими государствами для предотвращения войны. Особое внимание уделим ключевым договорам и соглашениям этого периода.

Содержание статьи
  1. Система коллективной безопасности: определение и исторические предпосылки
  2. Внешнеполитический курс СССР и развитие системы безопасности
  3. Проект Восточного пакта и франко-советское сотрудничество
  4. Формирование антисоветского блока и кризис системы безопасности
  5. Мюнхенское соглашение и крах системы коллективной безопасности
  6. Подведем итоги
  7. Вопросы для самопроверки
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

На создание этой статьи у нашей команды ушло 60 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, историк-эксперт по международным отношениям XX века и контент-менеджер.

Система коллективной безопасности: определение и исторические предпосылки

🤔 Определение
Система коллективной безопасности представляет собой международный механизм сдерживания агрессии, при котором государства берут на себя взаимные обязательства по защите территориальной целостности друг друга и совместному противодействию любым проявлениям военной экспансии.

Международная обстановка в Европе претерпела существенные изменения в начале четвертого десятилетия XX века. Военная операция Японии в Маньчжурии продемонстрировала несостоятельность существующих международных институтов в вопросах поддержания мира. Утверждение национал-социалистического режима в Германии в январе 1933 года знаменовало начало нового этапа европейской дипломатии. Руководство Третьего рейха декларировало намерения пересмотреть территориальное устройство Европы.

В сложившихся условиях советское правительство инициировало пересмотр внешнеполитической стратегии. Руководители внешнеполитических ведомств СССР и Франции М. М. Литвинов и Л. Барту разработали концепцию общеевропейской системы безопасности. Фундаментальными элементами их подхода стали механизмы коллективного реагирования на агрессию, система взаимных территориальных гарантий, обязательства по оказанию военной поддержки.

✏ Заметка
М. М. Литвинов сформулировал доктрину «неделимости мира», согласно которой военная агрессия в любом регионе представляет угрозу общемировой стабильности и требует согласованных действий международного сообщества.

Процесс создания системы коллективной безопасности развивался на фоне усиления милитаристских тенденций в европейской политике. Германская промышленность форсированными темпами наращивала военное производство. Италия демонстрировала растущие экспансионистские устремления. Японская военная активность в Азии продолжала нарастать. Правительства СССР и Франции предприняли попытку сформировать систему международных договоренностей для предупреждения вооруженного конфликта.

Советская дипломатия осуществила стратегический поворот во внешней политике. Москва отказалась от самоизоляции и включилась в активное взаимодействие с мировым сообществом. Установление дипломатических отношений с ведущими державами усилило международные позиции СССР. Признание Советского Союза Соединенными Штатами в 1933 году существенно расширило возможности советской дипломатии в выстраивании системы коллективной безопасности.

Внешнеполитический курс СССР и развитие системы безопасности

Внешнеполитическая стратегия Советского Союза в 1930-е годы базировалась на стремлении обеспечить безопасность государства в условиях нарастающей военной угрозы. Советское руководство сформулировало четыре основополагающих принципа международной политики:

  • сохранение нейтралитета в региональных конфликтах при условии соблюдения территориальной целостности СССР;
  • развитие системы договоров о взаимопомощи с европейскими государствами;
  • установление дипломатических отношений с максимальным числом стран;
  • конструктивное взаимодействие с международными организациями.

Москва активизировала дипломатические контакты с ведущими мировыми державами. Установление дипломатических отношений с США в ноябре 1933 года открыло новые возможности для советской внешней политики. Чехословакия, Болгария и Румыния признали СССР в 1934 году. Вступление Советского Союза в Лигу Наций в сентябре 1934 года ознаменовало качественно новый этап в развитии системы коллективной безопасности.

✏ Заметка

На первой сессии Лиги Наций с участием СССР М. М. Литвинов выступил с программной речью о необходимости создания системы коллективного противодействия агрессии. Советские предложения получили поддержку французской и чехословацкой делегаций.

Советская дипломатия разработала комплексный подход к обеспечению европейской безопасности. Предусматривалось заключение серии двусторонних и многосторонних соглашений, создающих систему взаимных обязательств. Ключевыми элементами этой системы должны были стать:

  • договоры о взаимной помощи между граничащими государствами;
  • механизмы коллективного реагирования на нарушение международных обязательств;
  • система консультаций по вопросам безопасности между участниками договоров.

Советский Союз предпринял конкретные шаги по реализации этой концепции. В 1935 году были подписаны договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Эти соглашения предусматривали оказание военной помощи в случае неспровоцированной агрессии. Формирование франко-советско-чехословацкой системы договоров создавало основу для построения общеевропейской архитектуры безопасности.

Однако развитие системы коллективной безопасности столкнулось с серьезными препятствиями. Великобритания придерживалась политики невмешательства. Польша стремилась сохранять равную дистанцию от СССР и Германии. Прибалтийские государства опасались вовлечения в военно-политические блоки. Раздробленность позиций европейских государств существенно снижала эффективность создаваемой системы безопасности.

Проект Восточного пакта и франко-советское сотрудничество

Инициатива создания Восточного пакта возникла как логическое продолжение Локарнских соглашений 1925 года. Французский министр иностранных дел Луи Барту совместно с советским наркомом М. М. Литвиновым разработали проект договора о взаимопомощи для государств Центральной и Восточной Европы. Ключевая идея документа заключалась в формировании системы региональных гарантий безопасности.

🤔 Определение
Восточный пакт представлял собой проект многостороннего договора о взаимопомощи между государствами Восточной Европы, предполагавший создание системы коллективного реагирования на случай военной агрессии.

Архитектура предполагаемого соглашения включала два взаимосвязанных компонента:

  • договор о взаимопомощи между СССР, Германией, Чехословакией, Польшей и прибалтийскими государствами;
  • двустороннее соглашение между Францией и Советским Союзом, обеспечивающее поддержку региональной системы безопасности.

Германия отвергла участие в Восточном пакте в сентябре 1934 года. Польское правительство также заняло негативную позицию, опасаясь усиления советского влияния в регионе. Отказ двух ключевых государств существенно подорвал перспективы реализации проекта.

Трагическая гибель Луи Барту при покушении в Марселе 9 октября 1934 года нанесла серьезный удар по франко-советскому сотрудничеству. Новый министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль занял более осторожную позицию в отношении советских инициатив. Проект Восточного пакта трансформировался в серию двусторонних договоров о взаимопомощи.

✏ Заметка
План Восточного пакта предусматривал автоматическое вступление в силу обязательств по взаимопомощи в случае агрессии против любого участника соглашения. Этот механизм должен был обеспечить оперативное реагирование на военную угрозу.

Франко-советское сотрудничество продолжило развиваться в формате двусторонних отношений. Договор о взаимопомощи между СССР и Францией, подписанный 2 мая 1935 года, предусматривал:

  • проведение немедленных консультаций в случае угрозы нападения на одну из сторон;
  • оказание взаимной помощи и поддержки при неспровоцированной агрессии;
  • координацию действий в рамках Лиги Наций.

Несостоявшийся проект Восточного пакта продемонстрировал фундаментальные противоречия между европейскими державами в вопросах обеспечения коллективной безопасности. Неспособность создать эффективную систему региональных гарантий существенно ослабила потенциал противодействия растущей германской угрозе.

Формирование антисоветского блока и кризис системы безопасности

Германия последовательно нарушала ограничения, установленные Версальским договором. В марте 1935 года нацистское руководство объявило о введении всеобщей воинской повинности. Численность германских вооруженных сил планировалось увеличить до 36 дивизий. Западные державы ограничились формальными протестами, фактически признав право Германии на ремилитаризацию.

Следующим шагом стала ремилитаризация Рейнской области в марте 1936 года. Германские войска вошли в демилитаризованную зону, нарушив не только Версальский договор, но и Локарнские соглашения. Бездействие Франции и Великобритании продемонстрировало неэффективность существующих международных механизмов сдерживания агрессии.

Антисоветский блок формировался поэтапно:

  • заключение германо-итальянского соглашения в октябре 1936 года;
  • подписание Антикоминтерновского пакта между Германией и Японией в ноябре 1936 года;
  • присоединение Италии к Антикоминтерновскому пакту в ноябре 1937 года.
✏ Заметка
Антикоминтерновский пакт формально направлялся против деятельности Коминтерна, но фактически заложил основу военно-политического союза будущих участников гитлеровской коалиции.

Позиция западных держав характеризовалась стремлением избежать конфронтации с Германией. Великобритания инициировала англо-германские переговоры о морских вооружениях. Франция сосредоточилась на укреплении линии Мажино. Политика умиротворения агрессора привела к фактическому расколу системы коллективной безопасности.

Международная напряженность усилилась после аншлюса Австрии в марте 1938 года. Германия открыто заявила территориальные претензии к Чехословакии. Система договоров о взаимопомощи, созданная в середине 1930-х годов, оказалась неспособна предотвратить дальнейшую экспансию Третьего рейха.

Западные державы демонстрировали:

  • нежелание выполнять обязательства по существующим договорам;
  • стремление достичь компромисса с Германией за счет третьих стран;
  • игнорирование советских предложений о коллективных действиях против агрессии.

Политика попустительства агрессору создала предпосылки для развязывания Второй мировой войны. Неспособность европейских держав противостоять германской экспансии привела к краху системы коллективной безопасности.

Мюнхенское соглашение и крах системы коллективной безопасности

Кризис вокруг Чехословакии осенью 1938 года стал финальным этапом разрушения системы коллективной безопасности. Германия потребовала передачи Судетской области, где проживало значительное немецкое меньшинство. Руководство Третьего рейха угрожало военным вторжением в случае отказа от территориальных уступок.

29–30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась конференция с участием Великобритании, Франции, Германии и Италии. Представители Чехословакии не были допущены к переговорам. Мюнхенское соглашение предусматривало:

  • передачу Судетской области Германии в период с 1 по 10 октября 1938 года;
  • проведение плебисцита в районах со смешанным населением;
  • международные гарантии новых границ Чехословакии;
  • право на компенсацию для граждан, покидающих передаваемые территории.
✏ Заметка
Мюнхенская конференция проходила без участия СССР, который имел договор о взаимопомощи с Чехословакией и заявлял о готовности выполнить свои обязательства.

Советский Союз оказался в международной изоляции. Предложения Москвы о совместных действиях в защиту Чехословакии были проигнорированы западными державами. Техническая невозможность оказания военной помощи без согласия Польши или Румынии на пропуск советских войск блокировала самостоятельные действия СССР.

Последствия Мюнхенского соглашения:

  • территориальная дезинтеграция Чехословакии;
  • утрата чехословацких укреплений на границе с Германией;
  • переход важных промышленных районов под контроль Третьего рейха;
  • подрыв системы договоров о взаимопомощи в Центральной Европе.

Крах системы коллективной безопасности создал предпосылки для советско-германского сближения. В условиях неготовности западных держав к совместному противодействию агрессии СССР начал поиск альтернативных путей обеспечения собственной безопасности.

Подписание пакта Молотова — Риббентропа 23 августа 1939 года стало логическим завершением процесса разрушения системы коллективной безопасности. Договор о ненападении между СССР и Германией фактически похоронил идею создания антигитлеровской коалиции накануне Второй мировой войны.

Подведем итоги

Система коллективной безопасности в Европе 1930-х годов прошла несколько ключевых этапов развития и упадка. Первый этап (1933–1934 годы) характеризовался формированием концепции коллективного противодействия агрессии. СССР и Франция выступили инициаторами создания системы международных гарантий.

Второй этап (1934–1935 годы) ознаменовался практическими шагами по реализации концепции коллективной безопасности:

  • вступление СССР в Лигу Наций;
  • разработка проекта Восточного пакта;
  • заключение договоров о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией.

Третий этап (1936–1937 годы) продемонстрировал нарастающий кризис системы безопасности. Ремилитаризация Германии, формирование оси Берлин — Рим — Токио и политика умиротворения западных держав подорвали основы коллективного противодействия агрессии.

На завершающем этапе (1938–1939 годы) система коллективной безопасности окончательно утратила эффективность. Мюнхенское соглашение наглядно показало неспособность европейских государств к совместным действиям против агрессора.

Ключевые факторы краха системы коллективной безопасности:

  • противоречия между великими державами в оценке германской угрозы;
  • нежелание западных стран к реальному сотрудничеству с СССР;
  • неготовность европейских государств к решительному противодействию агрессии;
  • отсутствие действенных механизмов реализации договоров о взаимопомощи.

Исторические уроки провала системы коллективной безопасности 1930-х годов сохраняют актуальность для современных международных отношений. Неспособность мирового сообщества своевременно остановить агрессора неизбежно ведет к расширению конфликта и подрыву международной стабильности.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое система коллективной безопасности и каковы ее основные принципы?

  • В чем заключалась концепция «неделимости мира»?
  • Какие механизмы противодействия агрессии предусматривала система?
  • Почему возникла необходимость создания системы коллективной безопасности в 1930-е годы?

2. Какие причины привели к изменению внешнеполитического курса СССР в 1930-х годах?

  • Как повлияла японская агрессия в Маньчжурии на позицию СССР?
  • Почему СССР отказался от политики изоляционизма?
  • Какое значение имело установление дипломатических отношений с США?

3. В чем заключалась суть проекта «Восточного пакта»?

  • Какие государства должны были стать участниками соглашения?
  • Почему Германия и Польша отказались от участия в пакте?
  • Как повлияла гибель Луи Барту на реализацию проекта?

4. Каковы были основные этапы формирования антисоветского блока?

  • Какие нарушения Версальского договора совершила Германия?
  • В чем заключалось значение Антикоминтерновского пакта?
  • Как реагировали западные державы на ремилитаризацию Германии?

5. Почему Мюнхенское соглашение считается крахом системы коллективной безопасности?

  • Какие решения были приняты на Мюнхенской конференции?
  • Почему СССР не смог оказать помощь Чехословакии?
  • Как Мюнхенское соглашение повлияло на международную обстановку?
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту