Рады, что вам понравилась статья 😊
Совокупность методик научного исследования можно условно разделить на две группы: теоретические и эмпирические. Дадим каждой группе определение и рассмотрим примеры.
Определение: Теоретические методы — основаны на работе с информацией, уже полученной в ходе недавних исследований или наблюдений.
То есть, теоретическая методика позволяет выполнить следующие операции с научной информацией:
Определение: Эмпирические методы — основаны на работе с информацией, полученной от органов чувств в ходе эксперимента или наблюдения.
Таким образом, эмпирическая методика первая получает определенные научные данные. В нее входят следующие действия:
Остановимся на методах в теории: анализе и синтезе. Выявим характеристику, определения и классификацию.
Анализ и синтез являются противоположными методами. Первый позволяет разделить совокупность информации или фактов на составные части, а второй, наоборот, собирает их в целую картинку.
Предметы и существа окружающего мира можно условно делить на составные элементы. Анализировать предмет — значит поделить его на части и рассмотреть каждую из них в отдельности. Данная методика позволяет понять сущность предмета при помощи конкретных показателей:
В методике фигурируют следующие действия:
После условного разделения существа или предмета на составные части, исследования этих частей можно обратиться к следующему методу. Синтезировать предмет — означает собрать все элементы в целую картинку. Рассмотреть, как предмет связывается с окружающим миром.
Определение: Анализ — мысленное разделение предмета или объекта на составные элементы. Дальше происходит подробное рассмотрение каждого элемента.
Определение: Синтез — мысленное соединение теоретических элементов или фактов в единую картинку. Дальше картинка рассматривается в отношениях к окружающему миру.
Существует условное разделение анализа и синтеза на четыре типа. Дадим характеристику каждому:
Анализ и синтез реализуются благодаря мыслительной деятельности человека. Данные методики являются достаточно простыми, но очень используемыми в научной практике. В некоторой степени анализ и синтез могут использоваться мозгом автоматически или неосознанно.
Анализ предметы выявляет свойства и качества предмета, а также взаимосвязи между ними. Необходимо не просто разделить элементы, а дать каждому обоснование и определение. Синтетическая методика не только воссоздает единую картинку, но и определяет ее место в окружающем мире. Таким образом, анализ и синтез существуют на двух взаимосвязанных уровнях:
Анализ и синтез не существуют друг без друга. Там, где есть возможность анализировать, есть возможность синтезировать. Поэтому был сформулирован «Закон единства анализа и синтеза».
Формулировка закона: Любая система стремиться к полноценному выполнению функции с максимальной экономией ресурсов и энергии.
Таким образом, можно поделить систему на элементы и собрать из них новую. А в природе и обществе происходят автономные процессы анализа и синтеза. Разбираются неэкономичные и неэффективные системы и собираются противоположные им. Это называется стремлением к самооптимизации.
Помимо методик анализа и синтеза существует ряд других. Дадим каждому научное определение и проведем краткую характеристику.
Определение: Наблюдение — фиксирование научных информации и фактов посредством органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
Данный метод относиться к разряду эмпирических, так как работает с первично полученной информацией.
Наблюдение может происходить в разных условиях: в природе или лаборатории, в обществе или в дали от него. Результат наблюдения первичная информация, которая отправляется на дальнейшие теоретические методы.
Определение: Сравнение — сопоставление элементов предмета или объекта с целью выявления зависимости между ними.
Рассматривается сравнение с точки зрения эмпирических методов. Так сравниваются первично полученные факты.
На основе сравнения получается новая информация — результаты, которые также отправляются на теоретические методики.
Определение: Измерение — инструментальный сбор научной информации с фиксированием результатов в пространстве и времени.
Итогом данного метода становиться ряд результатов, которые также отправляются на теоретические методики.
Результаты измерения можно оценивать, пытаться объяснить, сопоставлять с существующими фактами. В ходе развития человечества было создано множество научно-измерительных приборов.
Определение: Эксперимент — симулирование условий процесса или явления с целью получения новых научных фактов и информации.
На теоретической основе можно провести мыслительный эксперимент — отражение явления или процесса в сознании.
Практический эксперимент намного сложнее. В нем затрачиваются ресурсы, время и пространство. Однако результаты данного метода становятся наиболее весомыми.
Определение: Абстрагирование — выявление в предмете или объекте закономерных существенных принципов и признаков с отделением их от несущественных.
В результате абстрагирование рождается понимание абстрактных понятий: форма, цвет, высота, ширина и другое.
Данные рассмотренные методы применяются в ходе научного исследования. Приведем пример. Проведение эксперимента и наблюдение за ним дали некоторые результаты — единичные научные факты. Полученные факты можно сравнить с существующей раннее научной информацией. Полученные факты можно синтезировать в единую картинку — предмет или объект и выявить его отношения с окружающим миром. Можно снова поделить предмет или объект на составные части и снова рассмотреть их в отдельности. В результате использования методов научного исследования и логических операций получается доказать или опровергнуть ранее поставленную гипотезу. Доказанная гипотеза включается в списки теорий. Опровергнутая отправляется на рассмотрение или переформулирование.