Рады, что вам понравилась статья 😊
В языческий период на Руси не было летописания. Принятие христианства князем Владимиром в 988 году означало, что в государстве появятся образованные люди — представители духовенства. Они обучались по византийским образцам. Первые митрополиты Руси также происходили из Ромейской державы.
Про летописание середины XI века достоверных сведений нет. К этому времени в государстве уже существовал свод законов и первые книги, например, «Остромирово Евангелие».
В первой четверти XII века киевский престол занимали князья Святополк и Владимир Мономах. В период их правления первую русскую летопись составил монах Нестор из Киево-Печерского монастыря. Оригинал летописи не сохранился. Старейший вариант «Повести временных лет» датируется 1377 годом. Копия сделана монахом Лаврентием, поэтому она получила название Лаврентьевская летопись.
Создатель летописи ставил целью описать происхождение русского народа, а также княжеский династии. «Повесть временных лет» охватывает период с 852 по 1117 год.
Интерес к первой русской летописи появился в XVIII веке. С тех пор ее изучают разные историки и лингвисты, например, Дмитрий Лихачев, Михаил Тихомиров и Алексей Шахматов.
Последний предположил, что первая летопись на Руси была составлена в 1039 году. Шахматов назвал ее «Древнейший свод». Следовательно, создание совпало со строительством каменных соборов святой Софии в Киеве и Новгороде Великом.
Предположительно, в конце XI века Иоанн, игумен Киево-Печерского монастыря, составил «Начальный свод». Нестор дополнял его, начиная с 1110 года, то есть работа над летописью началась в конце правления князя Святополка.
Нестор работал и в правление князя Владимира Мономаха. Русь тогда была единым государством и охватывала пространство от Ладожского озера на севере и до Причерноморья на юге.
Помимо монаха, в создании летописи принял участие Сильвестр — игумен Киево-Печерского монастыря. Он составил так называемую «Вторую редакцию», которая стала основой для более поздней Лаврентьевской летописи.
По мнению исследователя Шахматова, «Третья редакция» была составлена в 1117 году. Инициатива ее создания происходила от князя Мстислава, который княжил в Новгороде Великом. От этой редакции происходит Ипатьевская летопись.
Нестор как составитель впервые упоминается в редакции 1550-х гг. В Радзивилловской летописи конца XV века сохранилась миниатюра с изображением Нестора Летописца.
Фото: TurboText
Местом действия «Повести временных лет» является Древняя Русь, то есть пространство ограниченном Ладожским озером и Финским заливом на севере, Поволжьем на востоке, Причерноморьем на юге и пространством от Карпат и до Литвы на западе. Соседями Руси в тот период были следующие государства: Волжская Булгария, Хазарский каганат, Византия, Венгрия, Польша. И еще племена финно-угров, литовцев, половцев и печенегов.
Время действия — с середины IX века и до первой трети XII века. Данный период характеризуется следующими событиями мировой истории:
За срок примерно в 280 лет, связанный с летописью, на Руси сформировалось языческое государство. Его правитель Святослав смог разгромить первого серьезного противника — Хазарский каганат.
В 988 году начался процесс христианизации Руси. В 1036 году были разгромлены печенеги, а к 1117 году — половцы. Последние вскоре возобновили свои набеги, так как на Руси началась феодальная раздробленность.
К концу XI века на Руси оформились следующие политические центры: Киев, Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Полоцк, Ростов Великий, Суздаль, Рязань, Новгород Великий, Туров, Пинск. По-своему интересен город Тмутаракань, находившийся на Таманском полуострове. До конца XI века в нем также правил один из представителей княжеской династии.
✏ ЗаметкаСовременниками Нестора в славянских землях были Козьма Пражский и Галл Аноним. Оба составили хроники на латыни по истории Чехии и Польши. Галл, скорее всего, был не поляк, а выходец из королевства франков. Свою хронику он довел до 1113 года. Первое ее издание относится к эпохе Просвещения — 1749 год.
Вводная часть начинается с космографической экспозиции. Летописец упоминает трех сыновей Ноя, которые после потопа разделили землю. Симу достался восток. Для людей XII века этот библейский персонаж ассоциировался с арабами. Хаму досталась Африка и побережье восточного Средиземноморья. Иафет получил во владение Европу и Закавказье. Византия в границах времен Нестора тоже относилась к владениям Иафета.
Нестор знал, что славяне на Дунае и Днепре появились раньше венгров. В летописи он указывает ареал расселения восточнославянских племен. Например, древляне жили в лесах, а дреговичи и полочане на территории современной Беларуси.
Летописец дал подробное описание торгового пути «Из варяг в греки», проходившего по рекам Восточной Европы.
В «Повесть временных лет» Нестор вставил следующие предания:
Несмотря на принятие христианства в 988 году, летоисчисление Нестор ведет от сотворения мира, поэтому 852 год н.э. у него 6360. Первое датированное в летописи событие связано с правлением в Византии императора Михаила III из Аморейской династии.
859 год интересен упоминанием фактов сбора дани варягами с племен словен и кривичей. С полян, северян и вятичей дань собирали хазары.
Именно из-за летописных сведений Нестора, датой создания древнерусского государства считается 862 год. Ключевое событие — «Призвание варягов». Спустя 900 лет из-за этой летописной вставки началась дискуссия между норманистами и антинорманистами. Первые считали, что государство создано варягами. Вторые отрицали это.
К началу XX века дискуссия дошла до того, что появились и другие версии о происхождении Древней Руси. Ряд историков пришли к выводу, что «Призвание варягов» представляет собой позднюю летописную вставку в стиле легенды.
О периоде правления Рюрика и Олега летописец сообщает мало. Не совсем понятно, кем они приходились друг другу. Годы их правления, возможно, указаны приблизительно. Не совсем понятно, почему у старого князя-язычника Игоря к концу жизни осталась только одна супруга и малолетний ребенок.
Интересен такой летописный эпизод, как «Месть Ольги древлянам» в 945 году. Несмотря на разгром этого племени сожжение столицы, спустя 27 лет в древлянской земле стал княжить Олег — брат Владимира.
Летописному эпизоду о крещении Руси в 988 году предшествует предание о выборе веры князем, который отказал иудеям, мусульманам и католикам. У историков есть версия, что этот эпизод появился в летописи из-за церковного раскола 1054 года.
Из событий XI века автор уделяет особое внимание первым русским святым, Борису и Глебу, а также победам над степняками, печенегами и половцами.
✏ ЗаметкаК борьбе против печенегов относятся сказания о Никите Кожемяке и Белгородском киселе. Произведения интересны как иллюстрация противостояния оседлых и кочевых народов. Данный образ есть и в Ветхом Завете.
Фото: NeuralWriter
Летопись представляет собой хронологическое описание событий. Подобные произведения в Средние Века существовали в Византии и в государствах Европы.
Литературное произведение основано на предыдущих летописных сводах. В летопись Нестор включил эпизоды из различных источников, в том числе, литературных и фольклорных.
Первую русскую летопись можно рассматривать как памятник историографии. Она пронизана духом патриотизма. Князья, даже язычники, постоянно защищают Русь от внешних врагов. Из всех правителей наибольшего осуждения заслуживает Святополк, сын Владимира, прозванный Окаянным, за убийство своих братьев Бориса и Глеба.
В одном произведении соединяется множество жанров, а в тексте можно заметить два типа повествования:
В качестве источников Нестор использовал:
До сих пор остается дискуссионным вопрос, о том, когда на Руси появились первые погодные записи. Возможно, в правление князя Владимира Святого.
Первые дневные даты в летописи относятся к 1061 году. В 1090 году летописец впервые указал час события. Известно, что одним из информаторов Нестора был боярин Ян Вышатич. С его слов хронист записал сведения о восстании в Ростове Великом в 1071 году. Рассказ про ослепление князя Василько относится к 1097 году. Его автором может быть один из летописцев.
Основные герои летописи — князья и церковные деятели. Не все упомянутые князья относятся к Рюриковичам. К этой династии не имели отношения Аскольд, Дир и правитель древлян Мал. В конце языческого периода Нестор упоминает Люта Свенельдича, который был сыном киевского воеводы, а также младшего дружинника Варяжко.
Сложно судить о характере Рюрика. В биографии Олега странным является эпизод о гибели от укуса змеи. Князь Игорь показан в некоторой степени алчным, так как попытался собрать побольше дани с древлян и погиб. Его супруга Ольга, наоборот, показана мудрой. Она мстит за убийство мужа, реорганизует порядок сбора податей и принимает христианство, несмотря на то, что сын остается язычником.
Отношение к князю Святославу у летописца положительное. Его сын Ярополк представлен кротким и милостливым, но все равно оставшимся язычником. Этот князь был убит, а один из его воевод, по прозвищу Блуд, перебежал к Владимиру и даже пережил последнего.
Один из воевод Владимира имеет странное прозвище «Волчий Хвост». Этот исторический персонаж вошел в народный фольклор.
Почти все конфликты из летописи происходят на поле боя — с древлянами, печенегами, половцами, разными князьями. Летописец упоминает походы против литовских племен, но этот противник выглядит второстепенным. Пожалуй, самым интересным является «Сказание о белгородском киселе». Суть в находчивости, которая спасла защитников крепости от голода.
Конфликт с печенегами шел около 66 лет и завершился победой князя Ярослава в 1036 году.
Фото: NeuralWriter
Одним из них можно считать сочетание исторического повествования с народными легендами и сказаниями.
Нестор использует следующие средства:
Помимо них, есть и поучительные эпизоды, например, цитата «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей». Летописец сообщает потомкам о пользе книг.
Эпизод о поездке в Ладогу в 1114 году можно рассматривать как первое описание археологических находок. Воды Волхова уже тогда вымывали культурный слой этого города, а жители находили бусины из стекла.
Летописец может рисовать историческую картину без оценки происходящего. В таком случае, его труд мало похож на литературное произведение. Встречается и другой подход, где Нестор пытается приблизить читателя летописи к идеалу, поэтому он вставляет в текст цитаты из Библии.
Если перечитать фрагмент о гибели князя Олега, то заметно, что отношение к правителю нельзя назвать беспристрастным. Князь изображен народным любимцем.
Из текста летописи заметно очевидное преимущество христианства над язычеством.
Язык летописца Нестора соответствует тому, который был в обходе в начале XII века. В первой русской летописи он связал 250-летнюю историю своего государства со всемирной.
У этого древнерусского автора выразительный поэтичный слог. «Повесть временных лет» служит ценным историческим источником. Заметно, что ряд дат у Нестора без событий, следовательно, трудно догадаться, что происходило на Руси в 888 или 1000 году.
Летописные сюжеты вдохновляли в XIX–XXI вв. художников и кинематографистов.