16.08.2024
#Литература
42

Футуризм в литературе серебряного века

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение понятия "футуризм", истоки футуризма
  2. Характерные черты
  3. Группировки
  4. Характерные черты русского футуризма
  5. Основные представители футуризма в литературе серебряного века
  6. Затухание футуризма
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Определение понятия "футуризм", истоки футуризма

🤔 Определение

Футуризм — модернистское течение в различных направлениях искусства, представители которого отрицали традиционные взгляды и стремились к смелым, новаторским идеям.

Понятие происходит от латинского «futurum», что переводится как «будущее». Течение зародилось в начале XX, когда итальянский писатель Томмазо Маринетти ввел это понятие в «Первом манифесте футуризма», написанном в 1909 году. Автор провозглашает открытие нового искусства, которое спасет мир.

Литераторы буквально давали слову свободу, позволяли им нарушать законы логики. Фразы могли располагаться в любом месте странице, содержать нарушенный порядок слов. Возникла мода на авторскую лексику, самым известным представителем которой стал Маяковский.

Первоначально футуризм представлял собой литературное течение, но быстро перешел в другие сферы искусства. В 1912 году впервые выставлялись художники-футуристы. Картины, написанные в сочетании кубизма и импрессионизма, произвели фурор и принесли своим создателям успех. 

Мир стремительно менялся. Писатели воспевали достижения научно-технического прогресса, человеческие чувства отходили на второй план, становились не значимее электрической лампочки. Футуристы отказывались обращаться к прошлому, музеи вызывали у них ненависть. Для итальянцев это было особенно актуально, так над ними колоссом возвышалась богатая культурная история.

Россия тоже не стояла на месте, общество бурлило, приближалась Октябрьская революция, которую позднее футуристы активно поддержали. Молодые поэты и писатели мгновенно впитали идеи Маринетти, адаптировав их под российские реалии. Позднее, когда футуристические работы итальянского писателя были переведены и распространены в России, он приехал в Москву, русский авангард уже перерос концепцию своего основателя, почерпнув из него самое главное. 

Литераторы громко заявляли о себе, высказывали свои принципы, устраивая перфоманс. Они не допускали равнодушия, стремясь вызвать у зрителя эмоцию. В ход шла агрессия, оскорбления, вызывавшие ярость и протест.

🤔 Определение

Авангард — стремление к новому, разрушение культурных традиций, течение зародилось в XX веке.

Характерные черты

Футуристическая идеология обладала следующими чертами:

  • стремление к урбанизации, воспевание достижений научно-технического прогресса;
  • акцент на прогрессе, стремление к революции, энергии войны;
  • отторжение традиционных форм искусства;
  • основное внимание уделяется форме, содержание вторично;
  • отрицание преемственности в искусстве;
  • культура бросает вызов обществу, разрушая устои;
  • стремление к новаторству.

Строгость, геометрия формы особенно ярко прослеживалась в изобразительном искусстве. Работы футуристов яркие, динамичные, передающие скорость и движение городской жизни.

Группировки

Несмотря на революционность идей, русский футуризм ставил эстетику литературы на первое место. Образовалось четыре направления:

  • «Гилея», представленная кубофутуристами М. Маяковским, Д. Бурлюком, А. Крученых;
  • «Мезонин поэзии», куда входили В. Шершневич, Р. Ивнев;
  • «Центрифуга», созданная С. Бобровым, Б. Пастернаком, Н. Асеевым;
  • «Ассоциация эгофутуристов», в которой сотояли И. Игнатьев, К. Олимпов, И. Северянин.

Расскажем о каждой группировке подробнее.

«Гилея», 1910 год

Основателем «Гилеи» был Давид Бурлюк, которого Кандинский назвал отцом русского футуризма. Позднее автор стал подписывать так свои произведения. В «Гилее» состояло большое количество творческих людей, многие из них, помимо поэзии, занимались изобразительным искусством авангарда. 

Названием «Гилея» обязана области, в которой находилось имение Бурлюков в устье Днепра. В переводе с греческого «гилея» означает «лесная».

Давид Бурлюк притягивал к себе молодых авторов, вдохновлял их на творчество. Так, Владимир Маяковский, будучи лучшим другом писателя, считал, что именно Бурлюк сделал его поэтом. Он не просто читал и оценивал произведения Маяковского, но и ежедневно давал ему деньги.

Кубофутуристы «Гилеи» также именовали себя «будетлянами». 

Первой работой гилейцев стал стал сборник «Садок судей», провокационно напечатанный на оборотной стороне обоев. Издание вышло тиражом в 300 экземпляров, и единственным украшением книги были лаконичные иллюстрации Бурлюка. Позже вышла «Пощечина общественному вкусу», содержание которой вызвало в обществе громкий скандал. Кубофутуристы выражали в тексте крамольные идеи, предлагая забыть творчество Пушкина и Достоевского, объявив его слишком сложным для восприятия.

«Мезонин поэзии», 1913 год

Основанная Вадимом Шершневичем группа «Мезонин поэзии» представляла собой собрание умеренных футуристов. Они крайне враждебно относились к гилейцам, критиковали их работы и выступления, активно поддерживали идеи Маринетти, которого объединение Бурлюка не признавало. Когда итальянский поэт приехал в Россию, Бурлюк, Маяковский и Ларионов даже не явились на встречу с ним, отказываясь связывать италофутуризм с идеями «будетлян».

В группировке не было значимых литературных величин, поэтому особого успеха «Мезонин поэзии» не добился. Членов группу объединяла даже не идейность, а, скорее, издательские дела.

«Центрифуга», 1914 год

«Центрифуга» выросла из созданного в 1913 году объединения «Лирика». Участники группы С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев познакомились задолго до начала популяризации футуристического движения. Идеология «Центрифуги» была построена вокруг враждебности к идеям «Мезонина поэзии» и гилейцев.

Группировка считалась самой интеллигентной и в работе опиралась на филологические акценты. В поэзии важными считались звук и ритм.

«Ассоциация эгофутуристов», 1911 год

Еще в 1909 году вокруг И. Северянина сформировалось общество под названием «Ego», через два года превратившееся в «Ассоциацию эгофутуристов».  Главная идея эгофутуризма заключалась в том, что будущее находится в руках человека, индивидуальность возвышается над коллективизмом. У объединения не существовало четкой концепции, но основатель выдвинул несколько идей:

  • использование разных стихотворных размеров;
  • неологизмы должны использоваться осмысленно;
  • борьба со стереотипным мышлением;
  • в душе человека кроется единственно возможная истина;
  • личность требует самоутверждения;приветствуется употребление ярких эпитетов.

Эгофутуристы экспериментировали со словом, внедряли собственные неологизмы, активно использовали в своих произведениях различные стихотворные размеры.

Среда творческих людей полна конфликтов. Северянин и другой член группы Олимпов поссорились на тему того, кто был основателем объединения. В результате Северянин покинул эгофутуристов, но при этом поэт прекрасно понимал, что находится на пике популярности. Он продолжил писать, громко восхваляя свои достижения.

Характерные черты русского футуризма

Русский футуризм обладал следующими чертами:

  • выраженный протест традиционным формам стихосложения, эксперименты со звуком, ритмом, стихотворными размерами;
  • в основе идеологии – бунтарство и анархизм, проявляющиеся в маргинальном поведении;
  • искусство направлено в будущее, традиционные формы отторгаются;
  • авторы создают «заумный язык», используя неологизмы собственного сочинения.

 

🤔 Определение

Заумный язык — литературный прием, который заключается в замещении традиционных словесных конструкций на похожие звуковые комплексы.

 

Логика и правила синтаксиса футуристами не признавались. В своих работах литераторы не брезговали использовать жаргонизмы и вульгарные формулировки.

Весь культурный багаж, накопленный за предыдущие века, поэты нового течения считали ненужным. Для них классического искусство являлось бесполезным набором условностей и стереотипов.

Последователи футуризма высоко ценили собственный талант, возвышали себя над всем миром. Писатели этого направления любили внимание, привлекая его всеми способами. Целью была мощная реакция публики, негативная или позитивная — значения не имело. Маргинальные выходки, грязные слова, провокационные высказывания были орудием футуристов. Стремление быть в центре общественного мнения выражалось даже в одежде: литераторы и художники носили яркие, часто несуразные вещи.

В качестве главного действующего лица нового мира выступал городской житель. Город ассоциировался у футуристов со скоростью, силой, энергией, динамикой. В деревне темп жизни гораздо спокойнее, что не подходило урбанистической философии.

Основные представители футуризма в литературе серебряного века

Самым известным представителем футуризма в литературе является Владимир Маяковский. В ранних стихах юного бунтаря звучали следующие идеи:

  • ненависть к представителям буржуазного класса;
  • восстание против общественного вкуса;
  • эстетизма урбанизации;
  • трагизм окружающей действительности.

Стихи Маяковского отличает экспрессия и уникальная метафоричность. Поэт был трудоголиком, работал каждый день, много выступал, выпустил двенадцать томов своих произведений. Автору одинаково хорошо поддавались проза и стихи.

На заре Октябрьской революции Маяковский горячо поддерживал ее идеи и социалистические взгляды, но позже разочаровался в них.

Другим ярким представителем направления был Игорь Северянин. Перу автора принадлежит множество неологизмов, созданный с великолепной виртуозностью. В простых стихах Северянина прослеживалась тонкая ирония над миром. В произведениях автор смело использовал иностранные слова, придавая им новые значения. Поэзия Северянина отличалась особой музыкальностью.

Вадим Шершневич, будучи основателем «Центрифуги», придерживался идей западного футуризма и высоко ценил вклад Маринетти в развитие этого направления. После развала группировки он взял курс на имажинизм.

Борис Пастернак также был ярким представителем футуристического направления. В его работах слово теряло акцент, основное внимание уделялось ритмике стихотворений и особенностям синтаксической структуры.

Затухание футуризма

В изначальном воинственном стремлении разрушить традиционную культуру многие авторы, в том числе Маяковский и Кандинский, поддерживали социалистические идеи и видели в Октябрьской революции возможность обновления страны. Вспомним, что футуризму не претила война, она давала особую энергию миру. Авторы посвящали революции свои произведения, вдохновляясь грядущими переменами.

Но когда в 1917 году  революция победила, футуризм постепенно начал сходить на нет. Даже бунтарские души бывших гилейцев воспротивились системы карательных мер, которой активно пользовалась власть. Судьба многих последователей футуризма незавидна: кто-то покинул родные земли, кто-то был расстрелян, а некоторые самовольно ушли из жизни. Революция оказалась жестокой, а перемены в государственном строе были далеки от футуристических идеалов.

Футуризм стал «болезнью эпохи». Обществу он представлялся чем-то странным и парадоксальным. Отрицание традиционных ценностей постепенно обернулось упадком морально-нравственных устоев,  основные человеческие добродетели утратили значимость.

Позднее представители течения сменили литературные взгляды и попытались переосмыслить происходящее в стране. На смену футуризму пришли новые идеи.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту