Рады, что вам понравилась статья 😊
Тоталитаризм – политическая система, при которой наблюдается полное подчинение личности государственной власти. При таком режиме подавляются права и свободы граждан, а личность человека становится элементом системы, которую призвана обслуживать и пропагандировать ее идеалы. Характерная черта для всех тоталитарных режимов — жесткое преследование всех инакомыслящих и недовольных существующей властью. При тоталитаризме государственная власть устанавливает полный контроль над всеми сферами человеческой жизни.
Впервые понятие тоталитаризм возникло в первой половине ХХ века. Использовали его для характеристики политического режима Бенито Муссолини, который в итоге и стал «отцом» тоталитаризма. Впервые термин использовал либеральный политик Дж. Амендола в 1923 г. в своей стать «Большинство и меньшинство». Именно в ней, описывая режим Муссолини, Амендола вывел основную черту тоталитарного государства — бесконтрольное и полное господство государства над политической и административной жизнью страны.
Другой итальянский антифашист Л. Бассо доработал определение тоталитарного государства в 1925 г. Сам же родоначальник тоталитарных режимов Б. Муссолини ничего плохого не видел в этой политической системе. По его мнению, чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности. Так что тоталитаризм — естественный путь развития человеческого общества. Кроме того, Муссолини сумел само понятие тоталитарный режим из орудия критики превратить в главный постулат своей фашисткой идеологии: «Все в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства»
Эстафету тоталитаризма подхватили немецкие национал-социалисты, которые также в этой политической системе видели исключительно положительный контекст.
В Советском Союзе понятие тоталитаризм использовалось для критики сталинского режима. Таким образом, к 30-ым гг. ХХ в. этот термин прочно закрепился в научной литературе. Под ним подразумевали однопартийные государства, в котором партия полностью была подчинена воле авторитарного правителя и устанавливала свой диктат над всеми сферами человеческой жизни. Первоначально понятие не несло ярко выраженного отрицательного контекста. Все изменилось после Второй Мировой войны, ясно показавшей в чем опасность подобных режимов.
Сегодня понятие тоталитаризм имеет резко негативное значение и ассоциируется с насилием над человеком, ограничением прав, узурпацией власти, жестким террором и беззаконием. До сих пор этот термин не имеет четкого научного определения, поскольку в себе объединяет абсолютно разные явления, например, сталинизм и немецкий нацизм.
Основными формами тоталитаризма являются:
Среди основных признаков тоталитаризма можно выделить следующие:
Все три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная находятся в руках одного человека и действует лишь в его интересах. Самым фатальным для общества оказывается потеря независимости судебной властью. Это приводит к тому, что человеческая жизнь полностью зависит от решения лидера страны. Находясь на пике власти, он мнит себя спасителем народа или вождем. Своей волей он смещает чиновников, назначает новых и увольняет старых, избавляется от неугодных, вплоть до физического устранения. В итоге каждый чиновник в стране становится обязан своей карьере «вождю», а обычные люди — жизнью.
Однопартийность призвана вконец уничтожить всех инакомыслящих и навязать обществу свою реальность, которая обычно ничего не имеет общего с тем, что на самом деле творится в государстве.
Тоталитарные лидеры всегда особое внимание уделяют развитию и финансированию военного сектора, потому как именно военные, полицейские и специальные подразделения являются опорой любого тоталитарного государства. Военные помогают лидерам поддерживать порядок в стране, подавлять восстания, митинги, протесты, бороться с неугодными.
Тоталитарное государство использует репрессии, чтобы сделать общество лояльным. Всеобщее насилие, которое обычно практикуют лидеры, порождает у населения постоянный страх и ощущения собственного бессилия, граничащего с отчаянием. Очень часто террор достигает национального размаха. Это полностью парализует индивидуальную волю личности, ее стремление к свободе и справедливости. Вместо этого появляется трусость, страх. Начинает процветать предательство и подозрительность ко всему окружающему.
В тоталитарном обществе государство стремится к созданию замкнутой экономической системы. Это позволяет «верхушке» по своему усмотрению распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами для удовлетворения собственных потребностей. Государство устанавливает монополию над хозяйственным и промышленным сектором, диктует правила бизнесу. Те, кто не идет на сотрудничество с властью, попросту изгоняются с рынка.
Государственная идеология является основополагающим стержнем тоталитарного общества. Базируется она на псевдонаучных учениях и социальных мифах. Насаждается среди людей при помощи запугиваний, репрессий и террора.
Власть любыми способами перекрывает источники информации, способные хоть как-то поставить под сомнения действия государства. В тоталитарных обществах оказываются под запретом книги, независимые издания, телевизионные и радиоканалы, интернет-ресурсы. В стране запрещается все, что может привести к формированию независимой точки зрения. Зачастую в тоталитарных обществах нивелируется интеллект и способность мыслить самостоятельно. Государство человеку диктует сверху, как ему жить, что читать, о чем мечтать, где учиться и пр. В итоге человек оказывается в информационном вакууме и не способен самостоятельно принимать решения даже в мелких бытовых вопросах.
Человек в тоталитарном режиме воспринимается всего лишь как винтик от системы. У него не может быть собственных желаний, мнения, мыслей и свободного времени. Вся жизнь человека в тоталитарном обществе строго регламентирована. Любое отклонение от «нормы» воспринимается как угроза существующей системе. Смыслом жизни человека становится безоговорочное служение государству в ущерб своим правам, здоровью и даже жизни.
Хоть тоталитаризм и считается порождением ХХ века, предпосылки к его появлению и развитию появились гораздо раньше. Воплощение идеи тоталитарного государства возможно лишь в обществе, достигшего определенного уровня развития. Главными причинами появления тоталитарных государств стали:
Индустриальное общество спровоцировало развитие сложных общественных связей и создание системы коммуникаций. Это, в свою очередь, создало идеальные условия для внедрения «нужной» идеологии сверху, формирования ценностей и идеалов тоталитарного государства и развития угодного государственной власти мышления.
Развитие индустриального общества обусловило расширение роли государства прежде всего в экономическом секторе. Постепенно присутствие государства стало заметно и в других сферах человеческой жизни. Одновременно расширились социальные функции государства. Успехи в науке, культуре, экономике, а также усиление рационального мышления привело к тому, что массы начали верить в то, что человеческое общество можно обустроить на разумных началах. Ядром этой идеи как раз и являлось всепроникающая и всесильная государственная власть.
Расширение роли государства в обществе вкупе с бурным развитием индустриального общества обусловили коллективистско-механическое мировоззрение, которое и лежит в основе тоталитарного государства. Человек начал воспринимать мир как огромную систему, состоящую из центра управления (государства) и «винтиков» (слои общества). Система эта непременно должна подчиняться единым командам.
Обратной стороной развития индустриализма стала психологическая отчужденность личности, потери смысла жизни, поскольку традиционные ценности и устрой жизни подвергались жесткой критике. Человек оказался один на один со своими проблемами в мире, где стали царить жесткая конкуренция, борьба за место «под солнцем» и эгоистическая мораль. Все это породило социальные фрустрации и стремление человека убежать от бездушного мира. Люди все чаще начинают искать выход в новых идеологиях и течениях, надеясь на то, что новый общественный строй принесет им счастье и удовлетворение.
Привлекательность тоталитаризма резко возрастает во время социально-экономических кризисов и войн. Кризисы усиливают бедствия, недовольство, ухудшают материальное положение граждан. Это ускоряет формирование больших по численности влиятельных социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарных революциях. Наиболее решительными во времена кризисов и войн являются маргинальные группы, не имеющие ни устойчивого положения в обществе, ни определенных ценностей, ни социально этнической идентификации. Кроме того, маргиналы отрицают традиционные ценности, наиболее склонны к политическим преобразованиям и реформированию общественного строя. Они, как никто другой, связывают надежды на лучшее с идеологическими утопиями, одной из которых в свое время и стал тоталитаризм.
В качестве примера тоталитарных государств в современном мире можно привести следующие:
Сегодня Китай — однопартийное государство. Общество находится под руководством единой коммунистической партий. В стране наблюдается жесткая цензура национального размаха, ограничения прав и свобод граждан, запрет на социальные сети. В экономическом секторе царит государственная монополия.
Также представляет собой однопартийное государство, которым вот уже много лет управляет Ким Чен Ын. В стране наблюдается яркий пример культа личности, жесткий контроль над обществом и всеми сферами человеческой жизни. Отказ от СМИ, полное отсутствие прав человека.
Венесуэла представляет собой автократическое государство. Любое проявление гражданских свобод жестоко подавляется. В стране полностью уничтожены демократические институты. Все СМИ и интернет-издания строго контролируются властями. Выборы в стране носят ярко выраженный формальных характер. Сознание и поведение граждан умело манипулируются властью посредством угроз лишить человека жилья, работы и даже жизни.
Страна с редким на сегодня политическим режимом — военной диктатурой. В стране царит жесткий принудительным труд, массовые репрессии. Любой житель страны может быть задержан без видимой причины и подвергнут наказанию. В стране отсутствуют права граждан, свобода прессы. Процветает культ личности. Жизнь граждан целиком и полностью зависит от воли лидера.
Иран — теократическое государство во главе с духовным лидером страны. Вся жизнь иранского общества строго подчинена исламским догматам. Религия также лежит в основе правовой системы государства. В стране введены большие ограничения на свободу слова, мнения, вероисповеданий. В Иране нет демократических институтов, независимой прессы. Интернет-ресурсы находятся под строгим контролем.
Еще одно государство с автократической системой управления. В стране царит культ личности, ограничения на основные права и свободы граждан. Оппозиция подавляется жестокими методами. Отсутствуют независимые СМИ. Интернет-ресурсы и печатные издания находятся под строгим контролем.
Сирия – типичное тоталитарное государство, где систематически и в национальных масштабах нарушаются права человека. СМИ, интернет, периодика находятся под жестким контролем. Судебная система полностью парализована, а верховенство закона и вовсе отсутствует.
Сегодня мир стоит на пороге новой волны тоталитаризма. А способствует этому прежде всего цифровая глобализация, потому как приверженцы тоталитаризма часто используют передовые технологии для контроля над населением, например, система массового наблюдения в некоторых странах используются для подавления инакомыслия, ограничения свободы, преследования и пр.
Благодатную почву для роста тоталитарных тенденций создают популизм и национализм. Умелое жонглирование этими понятиями как нельзя лучше разжигают социальное неравенство и общественный страх. Кроме того, защитой национальных интересов и сохранением безопасности можно оправдать любое подавление гражданских свобод, прав личности и даже массовый террор против собственного народа.
Нарастающий политический кризис, который сегодня охватил весь мир, и экономические проблемы только усиливают тоталитарные тенденции.
Сегодня противостоять тоталитаризму очень сложно. Чтобы не попасть под влияние тоталитарных лидеров, прежде всего на государственном уровне необходимо держать курс на сохранение основных демократических ценностей— верховенства закона, свободы слова, вероисповеданий, многопартийности, равенства перед законом.