14.07.2024
#Естествознание
42

Определение, структура и предмет естествознания

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Определение естествознания
  2. Основные дисциплины естествознания
  3. Предмет естествознания
  4. Методы естествознания
  5. Значение естествознания для общества
Краснова Е.
Эксперт по естественным наукам

В данной статье разберемся с определением и значением естествознания. Ученикам в рамках начальной школы России выдается общий предмет – окружающий мир. В средней школе он делится на историю, биологию, географию, а за тем физику и химию. Почти все эти дисциплины являются частью одного большого научного раздела – естествознание. Подробнее определим структуру и значение данной науки.

Определение естествознания

Определение: Естествознание – совокупность теоретических и практических знаний о природе. Дословный перевод можно получить разбором слова на два корня: «естество» – природа и «знание».

История развития научных знаний

Человек не сразу разделял науку на узкие специализированные дисциплины. Можно отметить, что «естествознание» зародилось уже 3 000 лет назад. Первыми методами сбора научной информации были рутинные дела: сбор ресурсов, охота на животных, земледелие и рыбалка. Постепенно, с развитием человечества, важность накопления и систематизации знания росла.

Рождается философия, которая помогает человеку ответить на вопросы смысла и существования. Многих знаменитых философов относят к эпохе Древней Греции.

Рождается чисто теоретическая физика в трудах Аристотеля. Экспериментальной методики тогда не была. Аристотель полагался только на собственные гипотезы и теории предыдущих мыслителей.

Со временем знания накапливаются, а новые экспериментальные методы познания придумываются и используются. Перед человеком появляется огромная сеть научных знаний, которые необходимо систематизировать. И первым этапом систематизации будет выделение отдельной дисциплины – естествознания.

Функции естествознания

Отдельно выделим функции естествознания:

  • обобщение научных знаний о природе;
  • глубокое исследование объекта или предмета в природе;
  • осуществление комплексного подхода к исследованиям;
  • систематизация научных знаний в комплекс;
  • непрерывное развитие научных дисциплин.

Основные дисциплины естествознания

Естествознание становится основой для развития новых областей: сельского хозяйства, промышленности и культуры. Биологические аспекты данной науки находит отражение в медицине и фармакологии. В культуре естествознание отражается в виде культуроведения, этики и философии. Необходимо четко определить структуру естествознания.

Строение естествознания

Все элементы естествознания взаимосвязаны и выстроены по иерархии. Каждая последующая дисциплина становится более сложной и необычной. Перечислим науки, начиная с самой основной и дадим им характеристики.

  • Физика – является основанием для развития всех остальных наук; дает определение формам материи, ее перемещению в пространстве и взаимному превращению. Физика сама делится на меньшие дисциплины:
  1. механика – ньютоновская наука, которая занимается изучением движения материи и течение времени. Механика делится на статику (условия равновесия материи), кинематику (математическое описание движения), динамику (собственно перемещение материи);
  2. физика элементарных частиц – наука, которая изучает простейшие частицы, неделимые на составные части (структуры меньше атомов и его составных частей);
  3. атомная физика – дисциплина о принципах движения, взаимодействия атомов и их структур;
  4. молекулярная физика – дисциплина о принципах движения, взаимодействия молекул различных веществ;
  5. оптика – наука о поведении и свойствах световых волн;другие.
  • Химия – следующий научный раздел о химических элементах, молекулах и веществах. Занимается рассмотрением образования соединений и их взаимных превращений. В химии проглядываются элементы предыдущей ступени – физики. Сама химия делится на два раздела:
  1. неорганическая химия – изучает неорганические соединения;
  2. органическая химия – изучает органические соединения.
  • Биология – следующая наука о живых существах и о связанных с ними процессах: развитии, взаимодействии. Биология имеет самый обширный научный комплекс из ряда более мелких элементов:
  1. ботаника – изучает растения;
  2. зоология – изучает животных;
  3. микробиология – наука о бактериях и вирусах;
  4. анатомия – изучает строение тела человека;
  5. цитология – наука о клетках;
  6. другие.
  • География – дисциплина, занимающаяся описанием поверхности Земли. Описывает как природные структуры, так и объекты, возведенные человеком. Получает большое развитие в направлении социологии.
  • Геология – больше направлена на рассмотрение природного состава планеты Земли. Изучает горные образования, минералы, руды и другое.
  • Экология – рассматривает живой и мертвый состав поверхности Земли в комплексе. Отвечает на вопросы о принципах взаимодействия живых существ между собой и элементами неживой природы (климатом, рельефом).
  • Астрономия – определяет положение планеты Земли в космическом пространстве. Занимается рассмотрением космических процессов и описанием небесных тел. Находит дальнейшее развитие в области ракетной и космической промышленностях.

Процессы формирования структуры естествознания

В естествознании есть два противоположных процесса:

  • дифференциация – разделение научной дисциплины на мелкие узкоспециальные. Например, деление биологии на ботанику, зоологию и анатомию;
  • интеграция – объединение дисциплин в более крупную. Например, объединение химии и биологии в органическую химию.

Таким образом, естествознание занимается рассмотрением абсолютного любого процесса или предмета в жизни человека. И дальнейшее развитие человечества будет сопровождаться формированием естественнонаучных познаний.

Предмет естествознания

Естествознание занимается рассмотрением процесса или явления с точки зрения нескольких наук. Таким образом, получается применить широкий спектр законов и выявить целостное представление процесса или явления. Важно в конце подводить общие черты и значение предмета естествознания.

Методы естествознания

Все методы естествознания совпадают с методиками научных исследований. Поэтому также поделим их на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы

Среди теоретических методик выделяют: индукцию, дедукцию, аксиоматический метод, анализ и синтез. Рассмотрим более подробно.

  • индукция – переход от единичного случая к общему закону. Используем отдельные факты, чтобы выявить общую закономерность процессов;
  • дедукция – из общей закономерности выявляем единичные случаи и факты;
  • аксиоматический метод – принятие нескольких теорий за неоспоримую истину для проведения исследования процесса или предмета;
  • анализ – мысленное расчленение процесса или предмета на теории;
  • синтез – сбор разобщенных фактов и предположений в единую картинку.

Эмпирические методы

Среди эмпирических методов принято выделять: наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью.

  • наблюдение – получение первичной информации при помощи органов чувств;
  • эксперимент – симуляция определенных условий для определения закономерностей, поведения предмета или процесса в данных условиях;
  • анкетирование – проведение опроса в определенных социальных группах для выявления закономерности. Носит больше статистический и неточный характер;
  • интервью – прямой сбор информации при помощи вопросов.
  • Список методов на этом не заканчивается. Существует и ряд других более узких методик, которые применяются в рамках определенной специальности.

Значение естествознания для общества

Определим значение естествознания в жизни человека.

Выявление природы предметов, процессов и явлений

Естествознание применяет комплексный подход в рассмотрении предметов и объектов исследования. Это позволяет получить целостное представление их природы. Необходимо отличать предмет и объект исследования.

Определение: Объект исследования – конкретная существенная материальная часть мира. Например, человек или организм человека.

Определение: Предмет исследования – процесс, закономерность или явление, связанные с объектом исследования. Например, иммунный ответ человеческого организма.

Практическое использование

Человечество использует естественнонаучные познания для формирования отраслей деятельности. Так появляются культура, промышленность, сельское хозяйство. Естествознание позволяет выявлять новые методики использования и переработки ресурсов, разрабатывать новые передовые технологии, автоматизировать трудоемкие и рутинные процессы.

Естествознание продвигает передовые отрасли: космонавтику, ракетостроение, нанотехнологию, медицину.

Теоретическое использование

В теоретическом плане естествознание продвигает области образования и научных исследований. Принимает во внимание методики представления знаний и помогает сформировать подход по их преподаванию. Разрабатывает новые способы получения знаний и систематизирует их.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту