Рады, что вам понравилась статья 😊
«Стоглав» — это законодательный акт российского государства, принятый в период правления Ивана Грозного. Назвали его в честь общего документа, состоящего ровно из 100 частей — ста глав. В 1551 году на Стоглавом соборе приняли новый свод законов, ранее упомянутый «Стоглав» — он включал в себя положения, обязательные к исполнению на всей территории страны. В том числе его обязаны были соблюдать церковь и духовенство.
Фото:Fusion Brain
Стоглавый собор 1551 года был организован с участием самого царя Ивана Грозного и при поддержке духовенства. Поэтому историки считают, что он относится к мероприятиям церковно-государственного характера. В нем заседали представители различных сословий, присутствовала Боярская дума. В принятом на данном соборе Стоглаве отображались важнейшие аспекты церковного устройства в стране.
Со временем его роль постепенно стала угасать — в 1667 году действие законодательного акта было ограничено, а главы ликвидированы. В 1721 году, перед учреждением Священного Синода, Стоглав и вовсе перестал существовать.
Как упоминалось чуть выше, проведение Стоглавого собора было осуществлено с участием верхушки духовенства и представителей самого правительства. Поэтому принятые там решения сыграли большую роль в дальнейшем развитии государства и церкви. Заседания в Стоглавом соборе проходили с 23 февраля по 11 мая 1551 г., а местом созыва участников был выбран Успенский собор в Москве.
За деятельностью Стоглавого собора следил сам царь Иван Грозный. Ему помогали представители духовенства, некоторые князья и члены Боярской думы.
Принцип работы государственно-церковного собора не отличался особой сложностью. Его участники вели свою деятельность в два этапа:
В результате заседаний Стоглавого собора был принят сборник документов, подробно описывающий порядок церковной деятельности и богослужения в российском государстве — Стоглав. Он содержал в себе ровно сто глав, где наиболее значимыми для страны были следующие положения:
Таким образом, на Стоглавом соборе приняли настоящий сборник законодательных документов, регулирующий преимущественно церковно-государственную сферу.
Главной целью Стоглавого собора 1551 года считается необходимость пересмотра деятельности церкви, а также модернизации ее отдельных сторон для улучшения церковной жизни. Так, перед участниками разработки Стоглава встали такие задачи, как унификация богослужебных обрядов по единому общегосударственному образцу, борьба со староверами, повышение контроля над церковнослужителями, регламентация порядка деятельности иконописцев и храмостроителей, а также пересмотр полномочий церковного суда.
Особенно важно было обсудить повышенный произвол священнослужителей и большое влияние монастырей. До утверждения Стоглава первые могли заниматься укрывательством сторонников старообрядчества и язычества за взятки, а вторые нередко злоупотребляли ростовщичеством. На этом соборе в 1551 году решили затронуть наболевшие темы.
Низкий уровень грамотности населения вызвал беспокойство даже у царя и его соратников. Поэтому на Стоглавом соборе было принято решение о строительстве новых духовных училищ для подготовки новых кадров духовенства. Считалось, что такой подход к приобщению населения к церкви поможет увеличить число грамотных в стране.
По результатам заседаний Стоглавого собора в 1551 году был принят Стоглав из ста глав, который позволил систематизировать и реформировать существующее в Московском государстве церковное право.
Накопившиеся беспорядки в церковной жизни страны стали причиной упадка ее значимости и влияния. Чтобы нормализовать ситуацию, участники Стоглавого собора приняли решение о введении новой церковной должности — поповских старост. Они назначались в каждом городе российского государства, а помогали им специально обученные люди — десятские (выбирались из числа духовенства).
В обязанности служащих входил контроль над окружными церквями, слежка за правильностью вероисповедания и соблюдением унифицированных церковных обрядов.
Фото: Fusion Brain
Исходя из глав Стоглава, понятно, что его составители пытались бороться с приверженцами язычества, хотели привить любовь населения к родине.
Стоить отметить, что, согласно Стоглаву, в российском государстве появился единый способ крещения, который исполнялся не двумя, как раньше, а тремя пальцами. Одновременно с этим на Стоглавом соборе участники затронули вопрос обсуждения внешнего облика иконы Святой Троицы и пришли к общему мнению, что она должна представлять собой три ангела.
Чтобы окончательно преодолеть пережитки раздробленности и монголо-татарского ига, правительство российского царства всерьез занялось проблемой централизации и объединения русских земель вокруг Москвы. Успешное осуществление поставленных целей было бы невозможно без реформирования как церковного, так и государственного законодательства. К тому же в условиях усиления власти центра и появления единых правителей государства возникла острая необходимость в унификации и централизации различных сфер общественной жизни.
По-настоящему наболевшим вопросом стало четкое определение роли государства и церкви для человека того времени. Иван Васильевич Грозный считал, что духовная власть должна находиться под контролем светской — это позволило бы укрепить роль монархического правления в стране. А вот представители духовенства имели противоположную точку зрения — они, наоборот, старались расширить границы своего влияния на общество, тем самым став наравне с высшей государственной властью. Урегулированием данного вопроса активно занялись члены Стоглавого собора 1551 г.
Исходя из этого, можно назвать три причины появления Стоглава:
Это главные причины, которые привели к созыву Стоглавого собора в 1551 году.
Начало заседаний в Стоглавом соборе приходится на 23 февраля 1551 года, а последнее собрание участников произошло 11 мая этого же года. Точных и достоверных датировок нет, но в результате многочисленных изучений историки пришли к общему мнению, что с наибольшей вероятностью Стоглав разрабатывался в этот промежуток времени.
Исследователи, занимавшиеся изучением процедуры прохождения Стоглавого собора, выяснили, что он представлял собой уникальное сочетание представителей государства и членов духовенства. Таким образом, принятие Стоглава происходило с одновременным участием поместного и земского собора, о чем свидетельствует набор его участников.
После прихода ко власти Иван Грозный прекрасно понимал, что сложившаяся в государстве ситуация требует незамедлительного реформирования законодательного, церковного и общероссийского права. Но начинать преобразования он не решался. Как считают историки, главными инициаторами созыва Стоглавого собора 1551 года были его ближайшие соратники: протопоп Сильвестр и «правая рука» митрополит Макарий.
Стоглавый собор, созванный в середине XVI века, был многосоставным и многолюдным. В его реализации принимали участие представители практически всех сословий, а количество мест участников выходило из разумных пределов. Но главной чертой собора стали споры и разделение выходцев из духовенства на два лагеря, которые назвались в соответствии с выбранным идеологическим направлением: иосифляне и нестяжатели.
Фото:Fusion Brain
В составлении стоглавого сборника документов принимали участие главы 9 епархий Русской православной церкви, которые прибыли в Москву из Рязанской, Крутицкой, Пермской, Тверской, Ростовской, Новгородской, Суздальской, Смоленской и Коломенской областей.
На заседаниях Стоглавого собора представители разных категорий населения выдвигали спорные вопросы, требующие неотложного разрешения. Они касались всевозможных государственных, общественных и даже частных сфер жизни людей, а главным образом затрагивали проблемы тогдашнего духовенства.
Что касается частных вопросов, то там рассмотрели самые незначительные стороны жизни населения Московского государства. На обсуждении с царем поднимали тему о браках несовершеннолетних, разрешая девушкам выходить замуж не раньше 12 лет, а юношам жениться лишь по достижению 15 лет. По итогам работы было принято совместное решение о запрете стрижки бород, ношения иностранных платьев.
Вышеперечисленные вопросы могут показаться незначительными на заседаниях Стоглавого собора, но они, на удивление, там присутствовали. Кроме них, большую часть времени участники решали гораздо более насущные проблемы, которые могли даже повлиять на путь развития государства и его дальнейший исход. Так, наиболее важными работами стали обсуждение духовной дисциплины, церковного и монастырского землевладения, борьбы и иноверцами, государственного контроля над церковью.
Стоглавый собор 1551 года имел большое значение для дальнейшей судьбы Московского государства. Благодаря ему произошла четкая фиксация правовых норм церковной жизни, был принят оптимальный порядок взаимоотношений государственной, церковной и общественной сфер. Наиболее важным стал тот факт, что РПЦ с момента принятия Стоглава являлась полностью самостоятельной и независимой.