Рады, что вам понравилась статья 😊
Следует понимать, как появился термин «салический». В IV веке н.э. начался процесс Великого переселения народов. Историки того периода Римской империи свидетельствуют, что часть франков получила разрешение на проживания в пределах провинций, которые с 395 года стали относиться к слабеющей Западной Римской империи.
Варварские племена, проживающие на римских землях, получали статус федератов. Первыми из франков его получили салические. Они переселились с северо-запада, из региона Батавия, расположенного в пределах современных Бельгии, ФРГ, Нидерландов.Названия «салический» произошло от кельтского слова, которое означало «море».
С 481 по 511 год франками правил король Хлодвиг. Он принял христианство, перенес столицу из Турне в Париж и расширил южные границы до Тулузы. Созданное им государство можно охарактеризовать как раннефеодальное.
Франки представляли собой германское племя. Они селились среди галло-римлян, поэтому современный французский язык является романским, а не германским, как фламандский.
Первый свод законов был составлен на вульгарной латыни. Основная часть текста представляет собой описание штрафов за правонарушения. В «Правде» есть описание правил следующих отношений в обществе:
Особенностью этого памятника права является отсутствие общих абстрактных понятий. Анализ «Правды» позволяет современному человеку разобраться в общественном устройстве франков на рубеже античности и Средних Веков.
В качестве платежного средства для штрафов был выбран золотой солид — римская монета, появившаяся в начале IV века н.э. Она весила 4,5 г.
Фото: образ средневековой Франции, NeuralWriter
Подданные короля делились на три категории:
Самой многочисленной группой населения были свободные крестьяне-общинники. Заметную часть жителей составляли мужчины на военной службе. Королевские слуги состояли из родовой и служилой знати.
Гражданские права и обязанности были только у свободных людей. Раб рассматривался как имущество хозяина, поэтому лишение его жизни соответствовало убийству животного.
Если свободного человека убивал несвободный, то преступление соответствовало нападению животного. Поэтому от хозяина требовалось не только выплатить штраф, но передать раба семье убитого им человека.
На суде вместо рабов выступал хозяин. Если раба подозревали в воровстве, то могли подвергнуть пыткам и даже казнить. Свободный человек имел право заплатить штраф.
В рабы могли попасть следующие категории людей:
Выше рабов в иерархии находились зависимые крестьяне, работавшие на земле хозяина. Они выплачивали оброк и выполняли повинности, которые можно назвать барщиной.
Полусвободный лит не мог покидать земельный надел без разрешения хозяина, но при этом он не считался вещью, как раб. Его нельзя было продать. Семья германских племен была моногамной. Женщину до брака опекал отец. Для заключения брака требовалось согласие родственников супруги.
Были запрещены семейные союзы между свободными и теми, кто находился ниже в иерархии. За похищение свободной жены грозила смертная казнь. Литы вступали без ограничений в браки с людьми своего сословия.
Брак между рабами мог расторгнуть их хозяин. Представитель общества мог потерять статус свободного, если жил с рабом или рабыней.
Запрещались браки между близкими родственниками. Если дети родились в таком браке, то они теряли право наследования.
Согласно Салической правде, семья не была нуклеарной. В ней входили близкие кровные родственники.
Следовательно, преступление, совершенное против одного члена семьи, квалифицировалось как нападение на всю родню. Такие действия грозили войной между родней жертвы и напавшего.
Из правила кровной мести развился вергельд. Так называлась плата за тяжкие преступления. Ее должны были выплатить все представители рода.
Самые высокие штрафы грозили за убийство представителей королевской знати:
Тройной вергельд выплачивал убийца женщин и девушек, а также свободных мальчиков, которым менее 10 лет.
Жизнь свободного ценилась в 2 раза больше лита.
Размеры штрафа в солидах Хлодвиг установил такие:
63 солида составлял штраф за ограбление франка, а за римлянина — 35.
Если убийца и родственники не могли выплатить штраф, то ему грозила казнь.
Выйти из семьи можно было тремя путями:
Выход из рода выглядел следующим образом:
Франк, совершивший этот акт терял право на наследство и на штраф в случае убийства.
Согласно Салической правде, земли принадлежали королю и знатным людям, а также сельским общинам.В начале VI века начинается процесс перехода от общинного землевладения к общине-марке.
Пахотная земля находилась в собственности общины. Индивидуальными владениями считались жилые постройки и земельные участки при них.
Семьи имели право огораживать свой надел. После уборки урожая поле становилось общим пастбищем.
Прав пользования землей передавалось по мужской линии, следовательно, если сыновей не было, то надел переходил общине. Частной собственности на землю у франков не было.
В своде законов нет сведений о продаже земли и о дарении.
Правивший в 570-е годы король Хильперик I издал эдикт, изменивший главу «Об аллодах». Суть новшества была в том, что землю в случае смерти сына унаследовали родственники, то есть дочь, брат или сестра. Так получило право наследования по женской линии. Надел свободных людей стал превращаться в аллод — индивидуальную собственность.
Появление частной собственности означало разложение общины и имущественную дифференциацию. Так стали возникать крупные землевладельцы. Начало развитие феодализма. Процесс ускорился в VIII веке.
Фото: вождь салических франков VI века, NeuralWriter
В IV веке у франков существовали правовые обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Знатоками права были старейшины. Они излагали право на народных собраниях, называемых тингами.
У правителей варварских королевств появилась потребность в том, чтобы зафиксировать в письменном виде обычаи. Помимо них, источниками права стали законы, взятые из культуры галло-римского населения. Так называемые «варварские правды», составлялись на народной латыни. Салическая правда была не первым сводом законов такого типа. Раньше ее появились Вестготская и Бургундская.
Неизвестно, кто был составителем Салической правды. В прологе свода законов упоминаются 4 выборных мужа: Визогаст, Салегаст, Арогаст, Видогас. У современных историков есть версия, что имена происходят от названий местности с добавлением окончания, означающего человека.
Изданию Салической правды предшествовали собрания представителей высшей знати франков. Элита общества обсуждали и фиксировали в письменном виде решения судов, а также поводы их проведения.
Документ дополняли первые короли франков из династии Меровингов — Хлодвиг, Хильдеберт и Хлотарь.
Древнейшая редакция датируется 507–511 г.
Древнейших из сохранившихся текстов нравится в Национальной библиотеке Франции.
Главы свода законов называются титулами. К древнейшим текстам относятся первые 65 из них. С 66 начинаются поздние дополнения.
Салическая правда носит переходный характер в истории права. Она символизирует период между античностью и феодализмом. Язык свода законов также переходный, в нем заметны первые признаки возникновения старофранцузского языка.
Свод законов короля Хлодвига представляет собой судебник, то есть сборник судебных решений, закрепленных традицией. Салическую правду нельзя классифицировать, как систематический сборник законодательных норм.