24.07.2024
#История
42

«Культурная революция» в Китае:причины, этапы, последствия, описание в литературе

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Причины «Культурной революции»
  2. Периоды «культурной революции»
  3. Последствия и жертвы
  4. «Культурная революция» и Китай сегодня
  5. Отражение в литературе
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В 1966 г. в КНР началась серия репрессий, продлившаяся 10 лет и закончившаяся исключительно после смерти Мао Цзэдуна. Этот десятилетний период истории страны назван «культурной революцией», поскольку репрессивные меры применялись к интеллигентам, чиновникам, молодежи из студенческой среды.

Причины «Культурной революции»

Причин у явления несколько. Это нестабильность в мире, необходимость укрепления лидерства Мао Цзэдуна на посту Председателя компартии, провал кампании «большого скачка», не выведшей экономику Китая на рассчитанный уровень, необходимость устранения оппозиции.

Международный фон

Китай — коммунистическая держава, потому логичным представляется, что в 1960-е гг. наиболее тесные связи она имела с Советским Союзом. До смерти Сталина, Китай был лучшим другом СССР. Страны объединяли политические и экономические интересы, наличие культа личности. Но при Хрущеве начались разоблачения культа личности Сталина, что было воспринято Мао Цзэдуном негативно, сочтено противоречащим коммунистической идеологии и рассмотрено как угроза его собственному влиянию в компартии Китая. Критика со стороны Мао привела к отзыву советских специалистов из страны. Дело дошло до вооруженных столкновений на границе у острова Даманский на реке Уссури и у озера Жаланашколь. Это заставило оппозицию в Китае требовать от Мао более продуманных шагов, направленных на недопущение конфликта. Такие шаги были сделаны, но критика не прекращалась.

После ухода Хрущева отношения двух стран вновь немного укрепились. Китай действительно не мог смотреть на Запад, СССР оставалась единственной страной, принимающей и понимающей его идеологию. Брежнев старался, чтобы в печати не появлялось ничего, очерняющего КНР. Но это не помогло Мао, Председатель компартии вполне реально опасался, что из-за потери такого ценного союзника, как СССР, его сместят. «Культурная революция» стала попыткой предотвращения этого.

Борьба за единоличное лидерство в партии

Одной из главных причин задуманного Мао наступления на интеллигенцию стала необходимость утверждения единоличного лидерства в компартии Китая. Мао опасался, что еще при его жизни появятся лидеры, решившие развенчать его культ, подобно тому, что произошло в СССР. 

«Большой скачок» не удался, Мао обвиняли в некомпетентности. Оппозиция, лидерами которой были Лю Шаоци и Дэн Сяопин, заговорила о проведении экономических реформ и внедрении рыночных механизмов. Лидер компартии не допускал такой возможности. Вину за провал «большого скачка» возложили на оппозицию и внешних врагов. Лю Шаоци подвергся наибольшим нападкам, а его ведь считали приемником Мао, он был Председателем КНР, но его записали в праве уклонисты, ревизионисты и агенты капиталистических стран, потребовали признать ошибки и написать самокритическую статью. После заключения Лю Шаоци в тюрьму чистки в рядах партии усилились. 

Периоды «культурной революции»

По мнению Мао Цзэдуна началом «культурной революции», толчком ее, стала статья Яо Вэньюаня, опубликованная в ноябре 1965 г. и содержащая разоблачительную информацию историка У Ханя об отставке Пэн Дехуая. После этой статьи начались отставки различных культурных деятелей, которыми воспользовались сторонники Мао. Был поднят вопрос о неблагополучии в сфере культуры. 8 августа 1966 г. на Пленуме ЦК КПК постановили начать великую пролетарскую культурную революцию. Она длилась 10 лет и подразделена на условные три этапа.

Первый этап

1965–1966.

Первый этап начался действительно с публикации статьи. 16 мая 1966 г. соратники Мао (Чэнь Бода) организовали Группу по делам «культурной революции», призванной бороться с умеренными партийцами, традиционными ценностями и интеллигенцией, якобы препятствующими развитию Китая. Поддержать Мао призвали молодежь. Из числа молодых людей (рабочие, школьники, студенты) создали отряды «красных охранников» — хунвэйбинов, призванных бороться с буржуазией. 23 мая 1966 г. Пэнь Чжэнь и другие неугодные Мао члены партии были сняты с постов.

5 августа 1966 г. хунвэйбины приступили к погромам в госучреждениях, где как считал Мао, имелась оппозиция и капиталистический элемент. Спустя три дня Партия одобрила «культурную революцию» и погромы.

Вместе с учреждениями громили древние храмы, уничтожали музеи, библиотеки, университеты, научные лаборатории и все, что признавалось антикоммунистическим, препятствующим развитию нового Китая. Запрещались определенные книги, неугодные ученые, учителя попадали под аресты. Пытающиеся выступить против этого подверглись репрессиям. На сторону Мао перешел министр обороны Линь Бяо, полиция, армия. Искать защиты было бесполезно. В стране возникли ревкомы.

Второй этап

1967–1969.

Хунвэйбины, выполнившие свою задачу по устрашению населения, постепенно устранялись. Их отправляли на «перевоспитание» в деревни. Власть сосредотачивается в руках Мао и его союзников. Премьер-министром стал Чжоу Эньлай. К 1969 г. цели революции были достигнуты, на IX съезде КПК подвели итоги. В стране не осталось оппозиции. Но революция продолжилась.

Третий этап

1970–1976.

В 1971 г. Мао расправляется со своим главным союзником Линь Бяо. Попытка последнего бежать на самолете провалилась. Мао Цзэдун становится единственным лидером в стране и остается им до кончины в 1976 г. Наиболее мирный этап революции, цели были достигнуты, в дальнейшей борьбе с интеллигентами не нуждались.

Последствия и жертвы

Жертвами случившегося стали около 100 млн. китайцев, но цифры неточны, подсчеты не велись, засекречивались. 5 млн. членов партии лишились своих постов и подверглись аресту. В партии того времени числилось 17 млн. Репрессии сократили ее почти на треть. Но к 1973 г. набрали новых партийцев, увеличив КПК до 28 млн. человек.

Но не уничтожение народа является самым значительным последствием «культурной революции». В ходе ее едва не уничтожили уникальную культуру страны. Тысячи памятников, книги, храмы, картины, монастыри Тибета — всего этого современному жителю Китая не увидеть по вине хунвэйбинов и «культурной революции».

Миллионы китайцев не получили должного образования, лишились работы, перспектив. 

«Культурная революция» и Китай сегодня

В 1981 г. КПК впервые признала «культурную революцию» смутным временем, нанесшим серьезный вред государству, партии и народу. Ответственность возложили на Мао и руководителей партии того времени. Современный лидер Китая Си Цзиньпин в 2019 г. отметил ошибки, допущенные партией Китая. Одной из них счел «культурную революцию».

Но если говорить о реальности, то развенчания культа личности Мао в Китае не случилось, а «культурную революцию» считают ошибкой, которая допустима при строительстве коммунизма. Современные китайцы стараются не говорить о тех временах плохо.

Отражение в литературе

В 1960-х гг. в советской литературе активно осуждали «культурную революцию». «Литературная газета» регулярно публиковала материалы о Китае, даже создала отдельную рубрику, посвященную «культурной революции», содержавшую статьи о негативных выпадах китайского руководства в сторону советской культуры. Негативный образ Мао подчеркивали, публикуя заметки на тему войны во Вьетнаме. От лидера КНР советские граждане требовали настаивать на прекращении войны в Индокитайском регионе и не создавать препятствий для оказания помощи Вьетнаму со стороны СССР. В 1968 г., когда начался конфликт в Чехословакии, Китай вновь подвергся критике в советской литературе и прессе.

«Культурную революцию» назвали шовинистической и раскольничьей, Мао Цзэдуна и его окружение обвинили в бедственном положении китайского народа. Наибольшей критике подвергся культ личности Председателя Мао. Из-за противоречий, возникших у СССР и Китая, по поводу сначала Вьетнама, а затем Чехословакии, уровень доверия советских граждан к КНР сократился до минимума. 

В современной китайской художественной литературе «культурную революцию» не обходят стороной и не замалчивают, но каких-либо оценочных суждений ее стараются не допускать. Период неплохо описан в книге Хуа Юя «Десять слов про Китай». Автор вспоминает детство и юность, выпавшие на годы революции, говорит о том, как вместе с другими молодыми людьми писал стенгазеты с критикой учителей, соседей, как мечтал почитать приключенческий роман, а не «красную книжицу» Мао. Но литературу, не соответствующую партийной линии запрещали.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту