Характеристика профессий типа «человек-техника»
Профессии типа «человек-техника» — это специальности занимающиеся разработкой, сборкой, монтажом, управлением и обслуживанием техники, приборов и оборудования.
Взаимодействие между человеком и техникой — ведущий аспект работы. Для этого человек должен обладать конструкторским мышлением, техническими знаниями, умением работать по заданным алгоритмам. Однако это не мешает специалисту профессии группы «человек-техника» применять в работе творческое мышление для упрощения и совершенствования деятельности.
Достоинства профессий:
- обширный выбор направлений специализации;
- постоянный спрос на рынке труда;
- достойная оплата труда;
- статусность профессии;
- перспективы карьерного роста;
- наглядность выполненной работы;
- минимальный риск эмоционального выгорания;
- четко очерченные профессиональные обязанности и закреплённый алгоритм действий;
- минимизация стресса от взаимодействия с людьми.
Недостатки профессий:
- сложность выполняемой работы;
- ответственность;
- риск получения профессиональных травм;
- контакт с химическими веществами;
- вредные условия труда (воздействие вибрации, сидячая работа);
- не подходит людям, быстро теряющим интерес к монотонной работе;
- возможна работа в экстремальных условиях.
Список профессий типа «человек-техника»
Данная группа включает в себя более 1000 профессий.
Большинство профессий связано с:
- Созданием техники, приборов и оборудования: инженер, проектировщик, конструктор, сварщик, сборщик, программист, метролог, электромонтажник, радиомонтажник
- Управлением техникой: водитель, пилот, машинист, рулевой, оператор, тракторист, экскаваторщик, крановщик, багермейстер, оператор производственных станков, оператор дронов, механизатор; манипуляторщик, бульдозерист, киномеханик, фотограф, оператор, гравёр, пекарь.
- Обслуживанием механизмов: механик, радиомеханик, слесарь, электрик, электронщик, часовщик, наладчик;
Кроме этого, к профессиям типа «человек-техника» относятся:
- Специалисты по работе с горными породами: шахтер, проходчик, забойщик, инженер по испытанию скважин, геофизик, горный техник, оператор по добыче нефти и газа, геонавигатор, машинист буровых установок, маркшейдер
- Специалисты по работе с неметаллическими материалами: ткач, оптик, обувщик, столяр, плотник, прессовщик;
- Специалисты по работе с металлом: фрезеровщик, токарь, шлифовщик, жестянщик, металлург.
- Специалисты-строители: монтажник, кровельщик, бетонщик, арматурщик, маляр-штукатур, проектировщик 3D-печати, ТИМ-менеджер, проектировщик системы «умный дом», проектировщик «доступной среды»;
- Специалисты по переработке сельскохозяйственной продукции: комбайнер, маслодел, мельник, оператор машинного доения, косильщик, агроинженер.
Большинство перечисленных профессий имеют разветвления на узкие направления. Так, базовое образование инженера позволяет человеку заниматься ракетостроением, конструированием промышленной техники, авиатехники, маленьких бытовых приборов, электроприборов, следить за соблюдением правильности возведения жилого комплекса или постройки автострады. Выбор не ограничен и зависит от предпочтений, увлечений и склонностей самого человека желающего посвятить себя этой профессии.
Качества личности технического специалиста
Профессиональные качества
Профессиональные задачи на транспорте и в производстве способны выполнять далеко не все. Излишняя эмоциональность, несобранность, тревожность, рассеянность внимания может привести к авариям, травмам и даже человеческим жертвам.
В 1950-х гг. в психологии появился термин «человеческий фактор», под которым подразумевается влияние личностных свойств, физического и морального состояния человека на уровень качества выполняемой работы. Это положило начало изучению соискателей перед приемом на работу не только по профессиональным параметрам, но и по психологическому соответствию предполагаемой должности.
Благодаря введению психологического отбора снизились:
- аварийность — на 40-70%;
- брак на производстве — на 25–40%;
- затраты на подготовку специалистов — на 30–40%,
- надежность систем управления повысилась на 25–30%.
В связи с особенностями работы типа «человек-техника», специалисту желательно обладать следующими профессиональными качествами:
- Дисциплинированность. От своевременности, точности и аккуратности действий зависит не только работа самого специалиста, но и других, связанных с ним людей;
- Конструкторское мышление. Способность мысленно соединять детали механизмов и представлять, каким образом всё взаимодействует между собой;
- Ответственность. Техника — это источник повышенной опасности. Создавая, эксплуатируя и ремонтируя механизмы, профессионал должен понимать, что от качества его работы зависит не только здоровье, но и жизнь других людей.
Психологические и личностные качества
- Конструктивное мышление. Умение мыслить слаженно, последовательно, эмоционально сдержанно, без суждений и субъективных оценок;
- Внимание. Специалист должен уметь долго и устойчиво концентрировать внимание на одной деятельности, в то же время уметь распределять внимание на всё, что его окружает и легко переключаться с одного объекта на другой;
- Четкая координация движений. Работа с некоторыми деталями требует хорошо развитой мелкой моторики рук;
- Хорошо развитое слуховое, зрительное, кинестетическое и вибрационное восприятие. Для своевременной оценки надвигающейся опасности или выявления неисправности механизма;
- Наличие творческого и технического мышления. Профессии типа «человек-техника» сочетают в себе с одной стороны упорядоченную, размеренную, стройную, логичную деятельность согласно заданным алгоритмам, с другой стороны неограниченное пространство для реализации воображения и творческих способностей в использовании возможностей техники.
- Наблюдательность. Профессионал умеет контролировать не только свою работу, но и замечать всё, что происходит вокруг него и предугадывать возможные последствия;
- Решительность — умение принимать решения в сложных ситуация в сжатые сроки. Данное качество личности должно быть подкреплено хорошей памятью, профессиональными знаниями и высокими интеллектуальными способностями.
- Умение работать в экстремальных условиях. Такая способность определяется мотивацией, целевыми установками, особым складом характера, волевыми качествами личности.
Помимо профессионального отбора, психологические знания применяются при инженерном проектировании технических средств. Так как техникой будет управлять человек, при ее создании учитываются эргономичность и удобство использования. Существуют стандарты времени переключения внимания, принятия решений, работоспособности, анатомические особенности человека. Порядок расположения кнопок, рычагов, педалей стандартизированы для того, чтобы в экстренных ситуациях человек мог неосознанно, автоматически остановить работу механизма. Яркость, цвет, размер, символика средств отображения информации призваны привлекать внимание даже находясь на периферии зрения. Так, диспетчер аэропорта держит в фокусе внимания не только центр экрана, но и отмечает появляющиеся в радиусе новые объекты.
Все перечисленное определяет уровень развития профессиональных и личностных качеств, которыми должен обладать специалист, а также служит ориентиром при разработке новых технических средств.
Таким образом, профессии типа «человек-техника» — многочисленная группа специальностей, задачи которых заключаются в работе с техническими объектами, улучшающими и упрощающими жизнь человеку.
Специалист-техник должен обладать таким качествами как дисциплинированность, ответственность, внимательность, наблюдательность и решительность.