14.08.2020
#Философия
42

Проблема единства бытия в арабо-исламской философии

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Рационализм мутазилитов 
  2. Учение фальсафа 
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Вопрос, стоявший острее остальных на первых порах становления арабо-исламской философской системы, касался разработки представлений о единстве божественного, то есть монизме, представлении о разложимости явлений бытия до первоосновы и нахождения единого начала всего сущего. С точки зрения религии и философии данный вопрос разрешался двусторонне: рационалистически или мистически. 

Рационализм мутазилитов 

 мутазилитов

Рисунок 1. Рационализм мутазилитов 

Первым разработанным принципом стал философский рационализм мутазилитов. По их мнению, догматы церкви не являются непреложными и неприкосновенными, наоборот, они непременно должны быть подвергнуты анализу разума и критерий рациональности должен преобладать при рассмотрении высоких истин. В соответствии с этим представлением проблематика единства бытия рассматривалась ими с использованием логических и философских умозаключений. Единственность бога может быть достигнута при отсутствии у него иных структур, которые говорили бы о множественности, следовательно, наличие таких структур говорило бы о невозможности единства и потому единое бытие — есть бытие, отрицающее дополнительные атрибуты. В таком случае бог становится абстракцией и никак не может быть соотнесен с Аллахом, описанным в Коране.

Заметка 1 Использование принципа разумности всего сущего позволило мутазилитам сделать вывод, что единый бог и единое бытие присутствует в мире в качестве закономерности, которая распространяется на все живое.

Учение фальсафа 

 фальсафа

Рисунок 2. Учение фальсафа 

Заметка 2 Арабская философия фальсафа основана на представлениях античных мыслителей Аристотеля и Платона о единстве всего сущего.

В фальсафа нет категории бога как таковой, здесь рассматривается мир с точки зрения принципа "единого" или "необходимосущего", согласно которому у всего есть начало и у начала нет причины, оно замкнуто на самом себе и создает мир, потому что в нем заложена динамике развития жизни.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту