Рады, что вам понравилась статья 😊
Антропологизм был присущ философии с самого ее зарождения. Наиболее распространенной весьма долгое время оставалась идея о человеке, как о творении Бога-создателя. С наступлением Эпохи Возрождения зарождаются антропоцентристские теории, которые провозглашают человека почти равным богу. При этом достигается осознание нераздельности биологического и душевного в человеке, а также необходимость их гармонии.
Заметка 1 Наиболее примечательные персоналии в этом отношении — Джордано Бруно и Блез Паскаль. Первый ученый сформулировал идею о том, что люди не бессмертны, но должны обретать величие, идя навстречу смерти без страха и сомнений. Паскаль же утверждал, что главное достоинство человека — его способность осознать собственную ничтожность в масштабах вселенной.
В этот период развития человеческой мысли существовало три основных способа определения человеческой сущности. Это идеи Вольтера и Дидро, в основе которых лежала уверенность в том, что человек — продукт социальных взаимоотношений. Также важно новаторство Руссо, который делал акцент на необходимости для человека познания самого себя и других. И, наконец, нужно отметить взгляды Ламетри, который уподоблял существование людей функционированию механизмов и растений.
Заметка 2 Самобытная школа философской антропологии зародилась в 20 веке на основе трудов Макса Шелера
Ценность идей Шелера состояла во введенном им новом умозрительном методе осмысления человеческой сущности, используя два новых понятия. Во-первых, это феноменологическая редукция — потенция человека к стремлению к метафизическому. Во-вторых, это — операция идеирующей абстракции, то есть возможность людей задаваться вопросами о том, что находится за пределами осознаваемой ими реальности. На основе этих утверждений Шелер определяет человека как сущность высокодуховную.