Введение 3 Глава I Современная ситуация в социальной сфере села 8 1.1 Социальные проблемы наслежного социума 8 1.2 Социальная политика Республики Саха, направление на поддержку семьи 17 1.3Анализ состояния социально-педагогической работы с семьей в условиях севера 26 Выводы по первой главе 35 Глава II Работа социального педагога с семьей в условиях Севера 37 2.1 Социально педагогическая характеристика семьи в условиях Севера 37 2.2 Основные направления работы социального педагога с семьей в условиях Севера 41 2.3 Работа социального педагога с семьей: современная модель 42 Выводы по второй главе 53 Заключения 56 Список литературы 58 Приложения 62

Особенности работы социального педагога с семьей в условиях Севера (на примере Походской средней общеобразовательной школы)

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
81% уникальность
2015 год
109 просмотров
Конькова К.
Эксперт по предмету «Социальная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I Современная ситуация в социальной сфере села 8 1.1 Социальные проблемы наслежного социума 8 1.2 Социальная политика Республики Саха, направление на поддержку семьи 17 1.3Анализ состояния социально-педагогической работы с семьей в условиях севера 26 Выводы по первой главе 35 Глава II Работа социального педагога с семьей в условиях Севера 37 2.1 Социально педагогическая характеристика семьи в условиях Севера 37 2.2 Основные направления работы социального педагога с семьей в условиях Севера 41 2.3 Работа социального педагога с семьей: современная модель 42 Выводы по второй главе 53 Заключения 56 Список литературы 58 Приложения 62
Читать дальше
Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Семья как основа общества, особенно в сельской местности, в данной ситуации нуждается в разноплановой социальной поддержке.


Если нужно в крайний срок заказать докторскую диссертацию в Сургуте , обратитесь к нашим авторам.


. Она сегодня переживает кризис: только по Республике Саха (Якутия) ежегодно выявляются свыше 2250 детей, оставшихся без попечения родителей, пополняющих ряды трудных детей и подростков. Подавляющее большинство из них - социальные сироты. Растет количество неполных семей (в 1999 г. — 20836 семей, в 2000 г. - 24095). Эти обстоятельства усугубляются еще и тем, что резко возросло число молодых, педагогически несостоятельных семей с низким уровнем социализированности взрослых и детей. Кризисное положение сельской семьи актуализирует проблему социальной поддержки семьи, разработку и внедрение ее новых форм. В течение последних лет профилактике и решению семейных проблем значительное внимание уделяют отечественные те зарубежные ученые. В частности, в работах С. Зайцевой, И. Зверевой, И. Козубовский, В. Постового, А. Капской, И. Трубавиной, А. Холостова и других отечественных и зарубежных ученых рассматриваются различные аспекты функционирования семьи, ее развития или упадка. Однако, малоисследованными сегодня остаются возможности применение современных технологий, форм и методов работы социального педагога с семьей, перспективы превращения семьи из неблагополучной в благополучную и др. Как известно, современная семья призвана быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются помощи и поддержки для того, чтобы полноценно реализовывать предусмотренные обществом функции. Одним из научных направлений социальной педагогики является обоснование социально-педагогической миссии школы как ведущего института социального воспитания в макросреде. В современных условиях школа не может функционировать как автономная организация, поскольку как собственно учебное заведение, так и его ученики и члены педагогического коллектива, находятся под очевидным влиянием конкретных экономических и социокультурных явлений, что, в свою очередь, дает возможность характеризовать школу как адаптера и транслятора влияния факторов социализации на личность. До недавнего времени в общеобразовательных учебных заведениях функции социального педагога в значительной степени выполняли классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы детских коллективов, тренеры и руководители кружков, заместители директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работы. Если практические психологи за пятнадцать лет существования службы уже накопили определенный опыт, то социальные педагоги испытывают настоятельную потребность в определение своих функций и содержания работы, в учебно-методическом обеспечении своей деятельности в учебном заведении, поэтому предметом нашего внимания являются особенности работы социального педагога в общеобразовательной школе. В последние годы наработан значительное количество исследований, посвященных особенностям деятельности социального педагога в общеобразовательном учебном заведении. Среди них работы Л. Артюшкин, Н. Басова, Л.Никитинои, Р.Овчаровой, В. Сорочинской, М. Шакуров и др. Анализ научных источников свидетельствует о том, что на сегодня в социально-педагогической науке разработаны базовые положения по содержанию профессиональной подготовки социального педагога, обоснована значимость психолого-педагогической подготовки для будущей практической деятельности, проанализирован опыт подготовки социальных педагогов за рубежом (А. Андриенко, М.Р. Баяновская, Н.П. Бурая, Р.Х. Вайнола, А.И. Гура, К.В. Дубровина, И.Д. Зверева, А.И. Капская, Б. С. Кобзарь, Л. Коваль, А. А. Малько, С.Я. Марченко, М. Лактионова, В. Оржеховская, В.А. Полищук). В работах Г. А. Воронина, Т. А. Дмитренко, А. И. Капская, А. Лютой, Ю. Г. Мацкевич, Л. И. Мищик, А. Г. Платонова, В. М. Приходько, Р. Овчарова, С. Я. Харченко, П. А. Шептенко, Л. Л. Яковлева исследованы теоретико-методические основы профессиональной подготовки социальных педагогов, особенности профессиональной подготовки социального педагога для работы с определенной категорией клиентов. Исследования Л. гончая, Н. Заверико, А. Сорочинской, Б. Шапиро, И. Шарова, С. Фалинський раскрывают отдельные аспекты профессиональной подготовки социальных педагогов. Направления профессиональной деятельности социального педагога определяли Ю. Мельник, Ж. В. Серкис, С. В. Шаргородский и др. Для педагогов актуальной социальной психолого-педагогической проблемой становится предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, которая связана со следующими факторами. Сегодня переход к рыночной экономике и построение нового общества значительно изменили условия жизни населения. Произошла дифференциация доходов семьи, наблюдается ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социальной напряженности, духовно-нравственный кризис среди молодежи, утрата семейных традиций, дезорганизация семьи и т. д., что в целом ослабляет самоорганизацию, как отдельной личности, так и семьи. Предотвращение и ликвидация указанных негативных явлений в семье возможны при организации системной целенаправленной социально-педагогической работы в основе модели, предполагающей определенную последовательность действий по отношению к семье и их грамотное выполнение, поскольку любая система, находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться и в случае применения дополнительных ресурсов с целью предоставления семьи помощи не дает ожидаемого результата. Считаем, что социально-педагогическая работа с семьей должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, достижения социально экономической стабильности и ориентации на реализацию социализирующую потенциала. Объектом нашего исследования является социальная поддержка сельского населения как педагогическое явление. Предметом исследования является особенности работы социального педагога с семьей в условиях Севера. Цель исследования - Особенности работы социального педагога с семьей в условиях Севера. Гипотезу исследования составляет предположение о том, что эффективность социальной поддержки сельской семьи в специфических условиях Республики Саха (Якутия) обеспечивается, если в основе всесторонней помощи лежит педагогическая модель социальной поддержки сельской семьи в условиях школы. Задачи исследования: 1. Изучить социальную ситуацию в социальной сфере села в условиях Республики Саха. 2. Проанализировать особенности социальной политики Республики Саха. 3. Изучить работу социального педагога в условиях Севера. 4. Разработать модель работы социального педагога с семьями. 5. Сделать выводы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
Подытожив результаты нашего исследования, мы можем сделать выводы что, в процессе образовательной деятельности социальный педагог все свои действия направляет на предотвращение проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и формированием педагогической культуры родителей. Типичными ошибками родителей в воспитании детей являются: недостаточная представление о задачах и методах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость, требовательность; передоверит обучения и воспитания детей органам образования; ссоры или конфликты в семье; отсутствие педагогического такта; применение насилия в отношении детей. Образовательная деятельность социального педагога заключается также в обучении родителей по вопросам: педагогической и социально-психологической готовности к воспитанию будущих или уже существующих детей; роли родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении различных категорий населения; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей; атрибутов роли матери и отца; отношения между детьми; взаимоотношений разных поколений в семье; учета возрастных и половых особенностей в воспитании; психологических и педагогических проблем воспитания «Трудных детей»; сущность самовоспитания и его организация; поощрения и наказание в воспитании; наиболее распространенные ошибки в воспитании; воспитания детей с отклонениями в развитии; организации режима труда, учебы и отдыха; физического, нравственного, эстетического и полового воспитания детей в семьи; трудового воспитания; подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе; основ общения в детском и подростковом возрасте; причин и последствий детской агрессивности. Основными методами образовательной деятельности социального педагога, на наш взгляд, являются: формирование умений и навыков через упражнения, ролевые игры, тренинги, лекции и беседы. Таким образом, приходим к выводу, что проблемы, которые характерны для современной семьи, обусловливают необходимость предоставления ей своевременной помощи с стороны государства и общества. Социальный педагог при этом призван способствовать налаживанию нормальной жизнедеятельности семьи, путем предоставления социальных услуг, осуществление социальной помощи и обеспечения, а в случае необходимости - социальной защиты. Эти меры могут иметь информационный, консультативный характер, поскольку целью их является осуществление психолого-педагогической, правовой, социально-медицинской и материальной поддержки семьи. Опытно-экспериментальная работа по педагогическому обеспечению социальной поддержки сельской семьи в региональных условиях Республики Саха (Якутия) на констатирующем этапе выявила, что в республике на правительственном уровне приняты соответствующие меры для социальной поддержки сельской семьи. Анализ практики показал, что во многих центрах не сформирована целостная концепция социального обслуживания населения, вследствие чего их деятельность ориентирована на решение текущих задач, восполняя роль «скорой социальной помощи». В этой связи требуется совершенствование содержания и форм работы центров с населением, определение эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Помимо этого многие центры социальной помощи семье и детям испытывают нехватку профессиональных специалистов, способных наладить действенную работу с семьей и детьми. Самым слабым звеном выявлено то, что слабо отлажено взаимодействие, механизмы общения с другими ведомствами, управленческими структурами. В итоге некоторые центры социальной помощи семье и детям дублируют функции учреждений культуры и нуждаются в перепрофилировании.
Читать дальше
1. Антонова В.Н. Социальная работа с различными категориями населения. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001 . - 60 с. 2. Баженова М.И. (отв. за выпуск) Социальное благополучие человека в современной России: межпрофессиональное и межведомственное взаимодействие. Материалы IV Краевой студ. науч. конф. (19 апреля 2012 г., Пермь) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2012. – 336 с. 3. Барашкова А.С. Демографическое развитие семьи в Республике Саха (Якутия). - М.: Диалог- МГУ, 2009 .- 124 с. 4. Берберян А.С., Девятых С.Ю. (ред.) Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы II международной научно-практической конференции 5–6 октября 2012 года. – Пенза – Витебск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 169 с. 5. Божедонова А.Н. Семейно-бытовые отношения в условиях реформирования России как фактор социальной политики (на материалах Республики Саха (Якутия): Автореф. дис... канд. соц. наук.- Ярославль, 1999. - 33 с. 6. Государственный доклад «О положении детей в Республике Саха (Якутия) 2013 год» - Якутск, 2014 . - 100 с. 7. Государственный доклад «О положении детей в Республике Саха (Якутия) 2014 год» - Якутск, 2015 . - 96 с. 8. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Автореф. дис... доктора пед. наук. - М., 1997 .- 34 с. 9. «Дети и общество: социальная реальность и новации// Ред. коллегия: В.А. Мансуров (отв. редактор), Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова - Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014. — 1366 С. 10. Жалагина Т.А. (ред.) Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований 2015. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. — Тверь: Тверской государственный университет, 2015. — 349 с. 11. Иванова А.В., Егорычева А.М. (ред.) Социальная педагогика в духовно-нравственном становлении современного человека. Под редакцией А.В. Иванова и А.М. Егорычева (12 апреля 2013 г.) – М.: МГПУ, 2013. – 292 с. 12. Карабанова, Ольга Александровна. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2008. - 320 с 13. Коробкова В.В., Метлякова Л.А. (отв. за выпуск) Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты. Материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. (12 мая 2011 г., г. Пермь) / Перм. гос. ун-т, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 244 с. 14. Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде (на материалах Республики Саха (Якутия). - Москва - Якутск, 1997 . - 143 с. 15. Коробкова В.В., Метлякова Л.А. (отв. за выпуск) Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности: теория и практика. Материалы II краевой студ. науч.-практ. конф. (29 апреля 2010 г., Пермь) / Перм. гос.ун-т; Пермс. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 218 с. 16. Лебедева, Елена. Разрушение социальных структур России [Текст] / Е. Лебедева // Социальная педагогика : Деловой журнал для социальных работников и педагогов. - 2008. - N 1. - С. 83-88 17. Лисицына С.А. Особенности работы с детьми и молодежью группы риска. Под научной редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 228 с. 18. Масленцева Н.Ю. Панкратова Л.Э. и др. (ред.кол.) Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы. Материалы 2–й научно–практической конференции с международным участием/ ФГАОУ ВПО«Рос. гос. Проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. 130 с. 19. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. Пособие для психологов и педагогов. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 159 с. 20. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 260 с. 21. Сивцева К.Н. Совершенствование содержания социально¬педагогической поддержки сельской семьи // «Приоритетные направления развития науки в I четверти XXI века: опыт, проблемы, перспективы» Материалы научно-практической конференции - Якутск , 2002. - С. 17-18. 22. Сивцева К.Н. Центры - пионеры // Альманах к 10-летию Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). - Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат»,- 2003. - С.20 . 23. Силласте Г.Г. Все болевые точки нашего общества проявляются в семье // Социальная работа. - 1994 .- № 2/5. - С. 43-44. 24. Семья : 500 вопросов и ответов / JI.B. Проншина и др. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1994 . - 463 с. 25. Социальное положение и уровень жизни: статистический сборник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). Якутск, 2014. — 273 с. 26. Фришман И.И., Кириллов И.Л. (ред.) Партнерство социальных институтов воспитания в интересах детства. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 94 с. 27. Шинкаренко Н.Ф. Социально-педагогическая деятельность школы в открытой среде: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1996. -16 с. 28. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок ? Анзорг J1. Дети и семейный конфликт: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с. 29. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя. / Под ред. И.В. Гребенникова. -2-е изд., перераб. - М. 1987 . - 256 с. 30. Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей: Сб. науч. тр. / Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб: Отв. ред. Холостова Е.И. - М. 1997.- 117 с. 31. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). — М., 1996 . — 81 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ книги Бердяева "истоки и смысл русского коммунизма"
Количество страниц:
11
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2017
Предмет:
История журналистики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image